Представление и истребование аудио- и видеозаписей
Специфика формирования аудио- и видеозаписей, заключающаяся в осознанности, целенаправленности закрепления информации с помощью специальных технических средств (видеокамер, магнитофонов и т.д.) предопределяет и особые условия в отличие от других предметных доказательств их вовлечения в гражданский процесс, т.е. представления заинтересованными лицами истребования судом по ходатайству этих лиц, если они сами не могут получить данные доказательства.
Эти доказательства могут формироваться с соблюдением нормальных технических условий записи, но могут формироваться и наоборот с нарушением технических условий для искажения информации (например, увеличения скорости записи для искажения тембра голоса).
В качестве одного из доводов против использования новых электронных носителей информации в качестве доказательств в гражданском процессе длительное время и являлось суждение о том, что в процессе формирования аудио- и видеозаписей велик «соблазн» сбора компрометирующих сведений, нарушения норм нравственности, тайны личной жизни, неприкосновенности частной жизни, осуществления тайной записи, установки подслушивающих устройств и т.д.
Естественно, что закон запрещает получение информации и сбора доказательств методами, нарушающими права личности и организаций. Достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции Российской Федерации), каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну телефонных разговоров (ст. 23 Конституции).
В ст. 11 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. говорится, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Аудио- и видеозаписи как доказательства 249
В качестве гарантии, направленной к вовлечению в гражданский процесс доказательств, полученных с соблюдением федерального закона, несущих верную информацию, применительно к представлению аудио- и видеозаписей, а также их истребованию установлены три специальных условия: лицо, участвующее в деле, и представляющее данный вид доказательств, обязано в ходатайстве о его принятии судом указать: 1) когда осуществлялась запись; 2) кем осуществлялась запись; 3) при каких обстоятельствах осуществлялась запись. Таких условий вовлечения в процесс не предусмотрено по отношению к другим доказательствам.
В законе ничего не говорится о том, в письменной или устной форме должно быть заявлено такое ходатайство и как фиксируется факт выполнения стороной или представителем стороны этих трех условий.
Устная форма ходатайства не дает заложенного в закон эффекта, поэтому ходатайство о приобщении к делу аудио-и видеозаписей должно быть в более устойчивой информационной форме, т.е. письменной, позволяющей более точно проверить выполнение этих условий представления доказательств. Все три условия должны быть указаны в совокупности.
Время проведения аудио- и видеозаписи иногда фиксируется автоматически самим прибором, осуществляющим запись, на пленке, диске и т.д. Время проведения записи может фиксироваться отдельным соглашением сторон, например, при заключении сделки, протоколировании переговорного процесса. Оно может быть установлено по иной производственной документации, например, из приказов или распоряжений, изданных в организации, из финансовых документов, касающихся оплаты проведенных услуг по звукозаписи, видеозаписи.
Во избежание записи «скрытой камерой», подслушивания телевизионных или иных разговоров очень важное условие указано в законе — лицо должно указать, кем осуществлялась запись. Последняя может быть произведена различными лицами, прежде всего самими сторонами по юс согласию. По закону «О частной детективной и охран-
Главе тринадцатая
ной деятельности в Российской Федерации»1 в целях сыска частным детективам разрешается сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса (ст. 3 этого Закона).
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписей (ч. 2 ст. 5 Закона). Однако эти действия будут являться правомерными, если у частного детектива или организации имеется лицензия на частную сыскную деятельность (ст. 6 Закона).
По другому закону Российской Федерации «06 оперативно-розыскной деятельности» от 5 июня 1995 г.г в задачи оперативно-розыскной деятельности входит добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся такие мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативный эксперимент (ст. 6 этого Закона).
Фонограммы и лругие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется протокол (ст. 5 Закона).
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами (ст. 8 Закона).
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ № !7 от 23 апреля 1992 г. ст. 888.
1 СЗ РФ. 1995.№ 33. Ст3349; 1997. № 39.Ст 3502; 199В.Nil 30. Or. 3613; 1999.№ 1. Ст. 233;2000. № I. Ст 8; 2001. № !3. Ст. 1140.
_____________ Аудио- и маджштмсм кмсдсшампчшьстм___________ 251
По ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 3! мая 2002 г. адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами (ст. 6 Закона),
Закон не содержит ограничений при собирании доказательств адвокатом использования им технических записывающих устройств, т.е. фиксации сведений о фактах в виде аудио- и звукозаписи при соблюдении, естественно, общего конституционного правила о том, что не является доказательством информация, собранная с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).
Лицо, участвующее в деле, представляющее в качестве доказательства аудио- или видеозапись, либо ходатайствующее перед судом об ее истребовании, обязано указать условия, в которых осуществлялась запись.
Под условиями записи понимаются основания ее осуществления, обстановка, в которой она проводилась, наличие соглашения (согласия) заинтересованных в фиксации фактов лиц, записывающая аппаратура, носители, на которые осуществлялась запись н т.д. Аудиозапись, например, осуществляется во время полета воздушного судна, видеозапись какого-либо события может иметь место и с использованием любительской видеокамеры посторонними лицами. Жизненные ситуации отличаются большим разнообразием, но при предъявлении доказательств в виде аудио-, звукозаписей требуется изложить конкретную обстановку формирования доказательств.
Если сторона, ее представитель не выполняют условия, закрепленные в ст. 77 ГПК в качестве обязанности, судья отказывает в приобщении к делу аудио- или видеозаписи в качестве доказательства и отказывает в ее истребовании.
Глава тринадцатая