Анализ существующей ситуации

ПРОЕКТ

Кибер-тетрадь 3.0 – современная система ученик-учитель

Модернизация образования на базе внедрения информационных технологий: учебно-методический программно-аппаратный комплекс «Кибер-тетрадь». Проект создается в течении полутора лет автором – Яковлевым Виталием на основании проводимых им исследований школьников города Ростова-на-Дону.

Описание проблемы

Сегодня новое время диктует новые вызовы. Преподаватели и образовательные сообщества по всему миру это прекрасно понимают - именно поэтому мы видим, как система образования, остававшаяся неизменной на протяжении последних веков, быстро эволюционирует.

Каждому человеку доступно огромное количество информации, можно смотреть, слушать, участвовать, наблюдать и, конечно же, учиться. Учиться бесплатно, без ограничения, без купюр или цензуры, осмысленно и без принуждения. Но использовать эту возможность порой не так уж и просто…

Во многие школы нашей страны на протяжении долгого времени покупаются компьютерные классы, но в этих классах в основном проходят уроки информатики. До применения компьютера как инструмента для обучения очень далеко.

Многие школьники с начальной школы имеют свой домашний компьютер, являются активными пользователями интернета, социальных сетей и т.п.. Дети как можно больше стараются их использовать в качестве развлечения, так как они не видят как родители целыми днями на них работают, а видят только то, как они приходят уставшие домой и смотрят фильмы, играют в игры т.е. отдыхают. И происходит это с самого раннего возраста, т.е. у детей складываются определенные стереотипы. На данный момент, по исследованиям психологов и медиков Европы и США, возникло новое заболевание — компьютерная зависимость (ММОРПГ, соц.сети, киберспорт). По оценкам, ему подвержено более 70% школьников, а это более 7 000 000 учащихся.

Задумайтесь, ведь именно сегодня растет поколение, с самого раннего возраста (по результатам проведенного нами исследования) имеющее свой личный ПК. Никогда ранее в истории такого не бывало! Каким будет мир этого поколения, что они создадут когда вырастут – зависит во многом от нас, от того, чему мы их научим.

Наряду с этим, в наш век информационных технологий, почти каждый учебный день в школах (82%) проходит без применения информационных технологий. То есть дети, как и раньше, ходят в школу с тяжелыми учебниками и занимаются с мелом и доской, хотя практически в каждой школе есть IT-ресурсы, которые позволяют проводить уроки более интересно и интерактивно. Компьютер дети привыкают использовать только для развлечения, они не воспринимают его как «инструмент» - только как игрушку.

Можно долго спорить, существует ли проблема и насколько она важна – но рынок образовательных услуг наглядно демонстрирует – если у Вас есть деньги, то вам предложат образование:

- более информационно свободное (не скучные однообразные занятия),

- более интересное (занятие увлекает обучающегося именно тем, что ему более всего интересно),

- более компьютеризированное (занятие приучает обучающегося использовать самые совершенные технологии, что будет необходимо ему и при дальнейшем обучении, и при повседневной жизни, и в трудовой деятельности),

- более индивидуальное.

Осталось сделать это доступным для каждого.

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать проблему проекта, как насущную необходимость применения электронных устройств в образовании для обеспечения качественных изменений в подготовке специалистов нового типа.

При помощи современных технологий мы можем сегодня дать каждому ребенку профессионального «репетитора» мирового уровня, качественное современное образование и индивидуальный подход – и почти бесплатно! И он будет доступен ребенку в любое время дня и ночи, в любой точке мира, на любом языке. Ребенку с ограниченными возможностями

Цель (цели) проекта

Главная задача: разработка интерактивной учебной программы с применением адаптивных учебных курсов, спроектированных под применение планшетным компьютером.

ü Внедрить электронную систему ученик-учитель, которая позволит заниматься детям в домашнем режиме, сделает учебный процесс интерактивным и более образовательно способным, также облегчит труд преподавателя.

ü Массовое внедрение обучения с иcпользованием планшетных компьютеров “Кибер-тетрадь”

ü Сделать образование более компьютеризированным и научить подрастающего специалиста плодотворно работать в современном информационном мире;

ü Проявить у детей интерес к учёбе.

Суть решения

Мы создаем мобильный, интерактивный, учебный комплекс, который состоит из 30-ти планшетных компьютеров («кибер-тетрадей») (количество меняется в зависимости от количества учеников) компьютера учителя, и связь всего этого системой дневников «Дневник.ру» + интерактивные учебные программы в системе moodle всё это в закрытой сети wi-fi. Т.е. есть целый класс, у каждого ребенка есть кибер-тетрадь, они объединены в одну закрытую сеть с компьютером учителя. Учитель выдает задачи, задает задания, и главное что во всем этом присутствует – ИНТЕРАКТИВ!

Интерактивность – это означает, что каждое занятие перестают быть просто «лекцией» - ученик сам может влиять на происходящее в классе. Он может:

- сколько угодно и о чем угодно спрашивать и переспрашивать

- запрашивать дополнительную информацию (обязательная поддержка концепции «хотите знать больше»)

- советоваться с товарищами

- консультироваться с преподавателями

- искать дополнительную информацию и использовать ее по своему усмотрению

- и многое другое.

Мы стремимся, чтобы обучающиеся прямо на занятии использовали планшетные компьютеры, и при помощи них:

- изучали учебные курсы,

- сдавали экзамены,

- консультировались с преподавателями,

- общались с товарищами,

- получали различную дополнительную информацию.

Таким образом, любое занятие для ученика превращается в индивидуальное. Он работает в своем собственном ритме, он может выбирать – что и когда ему просмотреть, прочесть, выучить, сдать. В любой момент он может проконтролировать свои знания.

Наш опыт внедрения показывает, что при использовании «кибер-тетради» нейтрализуются многие неприятные моменты обучения, облегчается взаимодействие трех сторон учебного процесс- родителей, учеников и учителей. Подробнее смотрите ниже, в части «Пилотное внедрение»

Дети проделывают опыты, смотрят видео, консультируются и общаются прямо на планшетнике, который они забирают домой, делают домашнее задание, задают вопросы учителю, изучают ответы на вопросы которые уже были заданы.

Школьник получает свой персональный компьютер. При этом он учится именно учиться или работать с помощью планшетника. Компьютер и мобильник перестают быть игрушкой. У школьника появляется интерес к учебе.

Как мы это делаем:

Для соблюдения норм безопасности, а также для экономии и по ряду других причин мы не используем «самодельное» программное обеспечение и «самодельные» устройства. Все устройства, которые мы используем, и которые планируем закупать – представляют собой планшетные компьютеры (нетбуки в пилотном варианте), продающиеся в обычных магазинах электроники. Они произведены ведущими мировыми брендами, имеют все необходимые сертификаты безопасности, безопасны для детей. Кроме того, уже применяются для обучения школьников во многих странах, и, что немаловажно, знакомы детям, понятны детям и желанны детьми.

Основа программного обеспечения кибер-тетради – стандартное программное обеспечение, созданное специально для преподавателя. Это, в первую очередь – система дистанционного обучения Moodle, и система автоматизированного учета успеваемости «дневник.ру».

Одним из самых важных параметров «кибер-тетради» является то, что она работает полностью через веб-браузер. Все программное обеспечение устанавливается на один сервер, и пользоваться им могут практически неограниченное количество пользователей. Это во многом отличает кибер-тетрадь от других «обучающих дисков», «программ-тренажеров», «электронных репетиторов» и «интерактивных учебников»:

- нет никакого программного обеспечения, которое требуется использовать (но рекомендуется установить последнюю версию Firefox),

- от используемых планшетников или нетбуков не требуется большого быстродействия – а, следовательно, можно использовать самые недорогие, или давно вышедшие на рынок модели

- для кибер-тетради можно использовать ЛЮБОЙ компьютер, современный сотовый телефон, смарт-фон, любое устройство для серфинга в сети интернет,

- доступ к кибер-тетради можно осуществлять из любой точки мира, где есть подключение к сети интернет,

- кибер-тетрадь не привязана к определенному компьютеру – зайти в нее можно с любого, подключенного к сети, так же как в «одноклассники» или «вконтакте»

- кибер-тетрадь использует все возможности современных браузеров при просмотре страниц – удобное масштабирование текста, красивая полиграфия, встроенные проигрыватели и дополнения и т.п.

В системе Moodle конструируется учебный курс (веб-странички, тесты, видео, аудио, флеш-элементы, самые разнообразные игровые и более 100 видов других элементов, которые можно использовать на занятии). Данные об успеваемости и любые, самые разнообразные отчеты и информационные логи доступны как в самой системе, так и автоматически выгружаются в систему электронных дневников «дневник.ру». Через эту же систему – «дневник.ру» решаются и все организационные вопросы:

– «социальная» сеть обучающихся, родителей и преподавателей,

– расписание,

– объявления и любая другая информация.

Moodle [12] - система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она внедрена в нашей стране и с успехом используемся многими учебными заведениями. Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира. В РФ зарегистрировано более 600 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тысяч человек.

По сути, система Moodle – это просто бесплатный конструктор, который можно использовать для создания системы взаимодействия пользователей. Именно это мы и делаем в проекте «Кибер-тетрадь».

Наше отличие от других пользователей – это КАК мы используем систему Moodle, какие учебные курсы мы создаем и на что ориентируемся.

Анализ существующей ситуации - student2.ru

Пилотное внедрение.

В 2011 – 2012 году проводились пилотные запуски проекта. При этом использовались мобильные компьютеры, принадлежащие самим ученикам, некоторым преподавателям, один планшетный компьютер был приобретен за счет средств, выигранных проектом в конкурсе «Школы инноваторов РО».

В качестве эксперимента, учащимся «Авиационного колледжа»предлагалось провести одно или два занятия без тетрадок, ручек, учебников – только при помощи кибер-тетради. Учитель при этом использовал только свой стационарный ПК с «кибер-тетрадью» и проектор.

Результаты внедрения программно-аппаратного комплекса “Кибер-тетрадь” более чем обнадеживающими. Сразу скажем, что все стороны учебного процесса – и учителя, и ученики, и родители учеников – остались крайне довольны и с нетерпением ждут следующего этапа эксперимента.

После покупки первого прототипа “Кибер-тетради” образец моментально стал проходить тестовый режим.

Первая фаза.

Автор проекта – Яковлев Виталий – использовал планшетный ПК на обычных уроках, в качестве просто учебника – закачал свои учебники в электронном виде в ПК и просматривал их в виде иллюстраций. С согласия руководства учебного заведения это происходило на всех уроках.

- сразу же появилось желание не просто «смотреть» учебник, но и оставлять пометки и «что-то менять». Совсем скоро несколько глав были распознаны и конвертированы в текстовые документы. Теперь автор «удаляет ненужное» и «добавляет интересное».

- автор отмечает, что «консервативные учителя», не воспринимают современные внедрения в учебный процесс. По их словам, их смущает возможная потеря внимания - они считают, что в планшетнике, помимо учебника, есть много «всякой всячины».

- заряда батареи хватает в среднем на 10 часов, чего вполне достаточно;

Вторая фаза.

Пять учеников в классе использовали «прототип кибер-тетрадь» - планшетный ПК или нетбук. Учителем был создан небольшой учебный курс в системе Moodle на уже имеющемся дружественном сервере (два занятия по предмету «информатика») с различными элементами. По результатам занятия проводился контроль знаний, опять же в «кибер-тетради». В эксперименте участвовали именно старшеклассники (учащиеся колледжа – аналог учащихся 11 класса), как наиболее зрелая часть школьников.

В результате выяснили, что:

- для проведения уроков необходима связь между всеми планшетниками и центральным компьютером т.е. необходима точка доступа Wi-fi. Нами использовалась Wi-fi точка, раздающая инернет от компьютера учителя (D-link 2100 ap+). Все «кибер-тетради» подключались исключительно по беспроводной сети, никаких проводов в классе не добавлялось. Зарядка кибер-тетрадей проводилась во внеурочное время.

- кажется «странным» и несовременным из такой системы переносить оценки в «простой бумажный» журнал. Необходима интернет-система ведения дневников и всей административной работы (журналы, оценки, дневники, расписание и.т.п.). Именно поэтому площадка тестирования была подключена к системе Dnevnik.ru.

- необходимо сделать устройства способными принимать и обрабатывать информацию только из одного источника - компьютера учителя. Хотя это ограничит возможность взлома “кибер-тетради” – нельзя «погуглить», посмотреть аналоги искомого видео на youtube, но учитель должен быть уверен, что «ученики заняты делом».

- каждый урок должен развиваться на четкие части, должны подводиться небольшие подитоги. Это помогает детям двигаться в курсе более слаженно, одновременно, подтягивает отстающих.

- кроме этого, сделано множество методологических находок и особенностей, перечислять которые в данной заявке не имеет смысла. Все они учитываются при следующей ступени развития проекта.

- дети были безумно рады тому, что в ближайшем будущем обучение постоянно будет проходить с помощью “кибер-тетрадей”. Больше всего их поражало и заставляла гордиться «футуристичность» момента. Фраза «будущее наступает» звучала неоднократно,

- проблема консерватизма и недоверия к планшетным компьютерам встречается только у учителей преклонного возраста. Это связано, скорее всего, с психологически осторожным отношением к новым идеям. В принципе, ничего непреодолимого замечено не было.

- система должна предусматривать возможность переноса устройств домой, где ученики будут выполнять домашнее задание и консультироваться с преподавателем. Собственно, с устройствами, принадлежащими ученикам – так и произошло. Остальные же смогли ознакомиться с курсом в компьютерном классе, на занятии – на проекторе учителя – или дома на своем стационарном ПК.

Третья фаза

По техническим причинам фаза проводилась автором и консультантами проекта на студентах дружественного ВУЗа. Один из предметов у студентов - младшекурсников проводился с помощью системы Moodle, что дало много полезного материала для проекта. Этот эксперимент продолжается уже пол-года и до сих пор, и будет продолжен дальше. В ходе него по одному из предметов, не предполагавшему ранее «компьютеризированного» обучения был создан учебный курс в системе Moodle. Создатель курса стал менеджер проекта «Кибер-тетрадь» – Игнатенко Виталий Иванович, старший преподаватель кафедры «Теоретическая механика» ДГТУ. В ДГТУ действует своя собственная настроенная система Moodle [13]. Она названа «система дистанционного обучения «СКИФ» Игнатенко В.И. прошел курсы повышения квалификация по теме «Организация обучения с использованием открытого программного обеспечения Moodle». Результатами использования системы стали следующие наблюдения:

Анализ существующей ситуации - student2.ru Анализ существующей ситуации - student2.ru

Наглядно видно – СКИФ в действии (сдача теста на стационарных ПК)

- учащиеся практически НЕ БОЯТСЯ экзаменов. Еще бы – ведь для страха нет причин – ты в любой момент можешь проверить свои знания, найти пробелы, устранить недочеты. Созданный нами в конструкторе Moodle курс сам подсказывает, что нужно выучить, какие есть для этого возможности.

- учащиеся довольны автоматизированной проверкой их знаний. Теперь оценку выставляет «компьютер», и больше не может быть никаких подозрений и нелояльности экзаменатора,

- о любых действиях учащегося и сам учащийся, и его преподаватель может получить исключительно исчерпывающую информацию. Это позволяет повышать эффективность образовательного процесса как никогда высоко. Это настоящая ИННОВАЦИЯ в образовании,

- курс для изучения доступен круглосуточно. ПО любой части курса можно тут же создать пояснение, комментарий, сообщение на форуме, запись в микро-блоге, проконсультироваться, сделать дополнения, показать ошибку.

- обучающиеся могут спрашивать совета не только у преподавателя, но и друг у друга, что значительно снижает нагрузку на преподавателя,

- занимаясь с помощью прототипов «кибер-тетради – в компьютерном классе, или с помощью нетбуков – в классе могут присутствовать обучающиеся разных групп, классов, даже изучающие разные дисциплины. При этом каждый изучает свою часть курса,

- становится возможным обучаться временно нетрудоспособным, по любым причинам отсутствовавших на занятии учащихся, а так же учащихся с ограниченными возможностями. Больше нет действительно «неуспевающих» учащихся – все просто двигаются с разной скоростью,

- так называемая «удаленная поддержка» - дает возможность более оперативно решать любые вопросы с обучающимися – от методических, до организационных,

- обучающие на удивление быстро образуют «комьюнити» - сообщество пользователей, объединенных целью пройти курс. Они обмениваются всей доступной информацией, отвечают друг другу на вопросы. При использовании классической модели обучения такое, как все знают, не всегда возможно на уроке. Это позволяет использовать более интересные и эффективные педагогические методики, не говоря уже о положительном социальном эффекте,

- ответ на вопрос одного учащегося нет нужды повторять каждому при таком же затруднении. Все ответы учителя обучающиеся видят сразу же. Пользу данного момента, мы думаем, оценит любой преподаватель,

- еще одно поразительное свойство – как и ожидалось, учитель может корректировать и корректирует курс по мере его изучения учащимися. Это приводит к тому, что курс становится адаптивным, в нем появляются новые интересные примеры. В курсе практически исчезают ошибки и неточности – ведь каждую часть курса просмотрели 60 пар глаз. Подобный «бета-тест» с таким количеством «редакторов» делает любую методичку просто идеальной – понятной и простой, наглядной и интересной, и т.п.

- учитель может готовиться к занятиям в удобное для себя время. Отвечать на вопросы и консультировать студентов даже будучи на больничном,

- родители обучающихся могут проверить их успеваемость достоверно и просто – прямо не выходя из дома. И не тревожа при этом преподавателя,

- любые ошибки или неточности могут быть устранены быстро и эффективно, больше не надо «подтирать» журналы бритвочкой, когда ошибся «клеточкой» в ведомости, и т.п.,

- учитель может поручить коллеге «подменить» себя, и с кибер-тетрадью это как никогда просто!

Мы думаем, нет нужды дальше и дальше перечислять достигнутые нами положительные результаты. Скажем лишь, что они настолько значительны, что команда проекта полна решимости развивать проект и далее. Мы уверены – что именно кибер-тетрадь – это обучение будущего. Будущего, которое уже наступает!

Анализ существующей ситуации

Наши рекомендации