Потребности. Мотивы. Стимулы
Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей.
Потребность - нехватка чего-то, которая вызывает состояние дискомфорта.
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными, обусловленными жизнью человека в обществе (в признании, славе), врожденными (например, в общении) и приобретенными (в обучении), первичными (в одежде, тепле, крыше над головой) и вторичными (в развития личности), материальными и нематериальными (духовными).
Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:
- минимальный, который обеспечивает элементарное выживание людей;
- нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться;
- уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации своего высокого положения.
Однако потребности сами по себе далеко не всегда могут заставить людей что-то делать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный мотив.
Мотивы - внутренние психологические факторы, побуждающие человека к активной деятельности.
Эти мотивы могут быть какими-то внутренними порывами, с трудом поддающимися логическому осмыслению. Но они могут быть обусловлены и внешними обстоятельствами, подстегивающими человека действовать.
Внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека, получили название стимулов. Целенаправленное применение по отношение к человеку стимулов для воздействия на его усилия в деле решении задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов называется стимулированием.
Идея стимулирования основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определенные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.
Цель стимулирования — не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Такие стимулы могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные (информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная положительная оценка, продвижение по службе).
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру.
Тема 15. Конфликты и методы управления ими
Понятие, причины, виды и формы конфликтов
Конфликт как процесс
Стратегии преодоления и управления конфликтом
Понятие, причины, виды и формы конфликтов
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных мыслей и действий людей и групп лиц.
Виды конфликтов.
1. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные, ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
2. По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неофициальные отношения.
3. По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
3. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт еще не созрел, он является скрытым, латентным. В противном случае — считается открытым.
4. По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, сначала разрушая отношения между людьми, а затем дезорганизуя систему управления.
Конфликт как процесс
Этапы конфликта:
I. На первом этапе складывается конфликтная ситуация - такое положения дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.
Элементами конфликтной ситуации являются прежде всего ее участники.
Главными из них являются противостоящие друг другу стороны, или оппоненты.
Остальные участники могут выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов.
Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который чаще всего бывает неделим либо вообще, либо «по справедливости». Им обычно бывает дефицитный ресурс, которым стороны единолично стремятся овладеть.
Несовпадение взглядов сторон на объект образует предмет конфликтной ситуации.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть (если перестанет существовать сам объект, породивший ее), сохраниться в прежнем состоянии, трансформироваться в другую, обостриться под воздействием инцидента.
II. Инцидент представляет собой вторую фазу конфликта - это событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения.
III. Третьей фазой развития конфликта является кризис - разрыв отношений и прямое противоборство между сторонами, часто связанное с противоправными действиями.
IV. Полное окончание конфликта по любым причинам составляет содержание четвертой фазы. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком.