Система с централизованным управлением
Главными факторами, влияющими на выбор системы управления телефонными станциями, являются:
адаптация системы управления к количеству абонентских и станционных терминалов и качеству и количеству оказываемых услуг;
обеспечение надежности управления.
Каждый потребитель коммутационной системы стремится к тому, чтобы его система имела возможность развиваться от малой емкости до максимально большой. Это экономит первоначальные затраты и позволяет постепенно в процессе эксплуатации по мере увеличения доходов наращивать ее емкость. Аналогично потребление услуг растет постепенно по мере их внедрения, поэтому гибкость при внедрении услуг также является одним из важных показателей системы. На рис. 6 показано желательное изменение стоимости системы в случае наращивания емкости станции.
Рис. 6 Желательная адаптация стоимости при наращивании емкости станции
При централизованном управлении (рис.7) всегда велика постоянная составляющая стоимости оборудования, которое устанавливается на станции независимо от ее емкости. В первую очередь это управляющие устройства. Поэтому стоимость станции, отнесенная к ее емкости, особенно велика для малых емкостей в начале запуска станции.
Рис. 7 Адаптация стоимости при наращивании емкости станции в случае централизованного управления
Обеспечение надежности средств управления позволяет увеличить живучесть станции. Управляющее устройство телефонной станции — одна из наиболее важных систем, влияющих на ее надежность. С этой точки зрения система управления станцией очень уязвима.
В технических условиях указывается полное время простоя станции — 2 часа за 40 лет.
В теории надежности применяется показатель, называемый коэффициентом готовности
Κ =
где — время нахождения системы в работоспособном состоянии; — время простоя системы.
Для указанных технических условий Кгот = 0,999994.
Для обеспечения такого коэффициента готовности необходимо, по меньшей мере, дублирование управляющего устройства. Теоретически возможны следующие варианты:
- одно управляющее устройство работает, другое — в резерве («горячем» или «холодном»);
- работают параллельно оба устройства.
На практике более предпочтителен второй вариант. В первом случае при аварии «рабочего» устройства резервное не имеет оперативной информации об установленных и устанавливаемых соединениях. Приходится приводить всю станцию к исходному состоянию и работать с данными, соответствующими исходному состоянию. Этот процесс называется полной перезагрузкой станции. Следует отметить, что не всегда исходное состояние может дать гарантию правильной работы. Например, может быть потеряна блокировка неисправного оборудования и т.п. Теоретически на телефонной станции можно отметить четыре уровня восстановления (табл. 2.1). Примечательно, что эти уровни существуют и в нетелефонных системах, но условия, определяющие режимы (времена восстановления), другие.
Таблица 1.1 Уровни восстановления АТС
Для ограничения последствий потери оперативной информации применяется метод дублирования с разделением трафика. В этом случае каждое управляющее устройство в нормальном режиме работает со своим оборудованием. В случае же аварии исправный компьютер принимает на себя всю нагрузку. При этом оперативная информация для части оборудования теряется, а информация, касающаяся долговременного состояния станции (например, сведения о длительных блокировках), дублируется в обоих управляющих устройствах.
Для уменьшения времени перехода на резерв и устранения потерь информации наиболее часто используется система дублирования с синхронизацией. В этом случае сигналы из внешней среды поступают в оба устройства управления, а команды управления внешней средой идут в нормальном режиме из одного устройства. При аварийном режиме исправное устройство не требует корректировки информации.
Такой режим позволяет также контролировать нормальную работу устройств и выявлять сбои и ошибки на ранних стадиях их появления. Для этого между дублирующими устройствами образуют канал, по которому возможно сравнение результатов их работы, например, при выводе команд во внешнюю среду или при записи результатов в память. Чем детальнее будет сравнение, тем точнее и оперативнее осуществляется контроль и диагностика. Но при этом на процессы, связанные с техническим обслуживанием, затрачиваются значительные ресурсы ЭВМ (память и время процессора). Это может привести к недостатку производительности, необходимой для выполнения основных функций, уменьшению пропускной способности системы, снижению качества и сокращению перечня услуг.