Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы

Изучение курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» призвано сформировать целостный взгляд на применение компьютерных технологий для сбора, обобщения и анализа социально-правовой информации о значимых проблемах и процессах. Поэтому студентам основное внимание необходимо сосредотачивать на изучении теоретических возможностей компьютерных технологий, которые положены в основу рассматриваемых учебных вопросов, и практическому овладению способами и приемами работы с ними в различных областях юридической деятельности. При этом следует иметь ввиду, что целью компьютерных технологий является не только обеспечение принятия решений на основе организации процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, но и организация массивов информации, отбор необходимой и достаточной, а также определение их потоков, обеспеченности своевременности информации для принятия решений и создания условий безопасности информации.

Рекомендация для студентов: темы практических занятий, предусмотренные учебным планом и не рассматриваемые на учебных занятиях, необходимо в обязательном порядке отработать самостоятельно.

В ходе проведения курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» предполагается проведение практических занятий в интерактивной форме: анализ конкретных практических ситуаций, учитывающих накопленную студентами базу теоретических знаний и практических навыков работы с компьютерными технологиями. Подготовка студентов к интерактивному занятию включает в себя изучение студентом во время самостоятельной работы рекомендованной литературы по изучаемой теме, отработку практических приемов работы по теме, выявление при анализе предложенной практической ситуации проблемной ситуации, исследование вариантов её теоретического и практического решения, обоснование принятого решения и готовность к ведению дискуссии при отстаивания своего решения по обсуждаемой проблеме.

В ходе изучения курса предполагается проведение практических занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных задач работы с информацией. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у студентов знания по курсу «Информационные технологии в юридической деятельности» и смежным дисциплинам. При подготовке к рассматриваемому виду занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем дополнительную литературу по теме, но и просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВПО «Российской академии правосудия». Готовясь к ведению дискуссии, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане практического занятия вопросам.

При интерактивном общении в компьютерном класс студенту следует обратить внимание на новые понятия, а так же на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К занятию следует составлять план своего выступления по вопросам занятия. Выступление на занятии может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и учебниками, учебными пособиями. Оценка в журнале выставляется за полноту, правильность ответа и логическую последовательность решения поставленной задачи, творческое видение решения задачи, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление удачных примеров (дополнительный ответ).

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает ис­пользование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области информационных технологий к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение практических примеров решения различных практических примеров, выявление проблемной ситуации в их решении, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной практической задачи, обозначенной в предлагаемой ситуации общения.

Следует иметь в виду, что практические занятия, проводимые согласно приведённой выше тематике, носят инструктивно-методический характер и ориентированы на выработку у обучающихся репродуктивных умений и навыков. Приобретение умений и навыков на требуемом репродуктивном уровне (в идеале – творческом) невозможно без самостоятельной систематической работы во внеучебное время над выполнением контрольного задания.

Самостоятельная работа студентов по курсу является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью:

закрепить и углубить знания, полученные на практических занятиях;

выполнить контрольное задание;

теоретическую подготовку к практическим занятиям;

подготовиться к предстоящему зачёту по дисциплине;

формировать самостоятельность и инициативу в поиске и приобретении знаний, а также умения и навыки работы с информацией на основе достижений компьютерных технологий.

Особенность самостоятельного изучения темы №1 «Основные направления использования компьютерных технологий в научных исследованиях и образовании» состоит в анализе рекомендованной учебной литературы для формирования целостного представления о роли и месте компьютерных технологий по различным направлениям юридической деятельности. Для изучения тема рекомендуется литература: 1). Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для студентов вузов / М.В. Гаврилов. - М.: Гардарики, 2006. - 655 с.; 2) Информатика для юристов и экономистов: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2004. - 687 с.; 3) Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для студентов вузов / И.Г. Лесничая, И.В. Миссинг, Ю.Д. Романова, В.И. Шестаков. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с.

Основной целью темы №2 «Использование компьютерных технологий при сборе и систематизации социально-правовой информации» является изучение: понятия и видов социально-правовой информации; автоматизированных информационных систем, используемых в юридической деятельности и образовании; баз данных социально-правовой информации; информационно-поисковых и справочных правовых систем и их роли в систематизации законодательства, приведенных в рекомендованной литературе. В качестве учебно-методической литературы рекомендуется: 1) Информатика для юристов и экономистов: Учебник для вузов: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2004. - 687 с.; 2) Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». Суды общей юрисдикции, участки мировых судей и система Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации: [Электронный ресурс]. -Режим доступа - http://www.sudrf.ru; 3) Государственная автоматизированная система «Правосудие»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.supcourt.ru; 4). КонсультантПлюс: Шаг за шагом. Изучаем основные возможности работы с правовой информацией. - М., 2003; 5) Система ГАРАНТ: Платформа F1. Новые возможности для эффективной работы. - М., 2005; 6) Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика: Учебно-практическое пособие. - СПб.: Издательство «Кодекс», 2004.

Самостоятельная работа студентами над учебной программой курса проверяется в ходе практических занятий или посредством тестирования. Вопросы, не рассмотренные на занятиях, должны быть изучены студентом в ходе самостоятельной работы. При этом учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено выделение 86% часов от объема учебных занятий на самостоятельную работу, что свидетельствует о важности данной формы обучения. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан изучить основную и по возможности рекомендованную литературу по изучаемым темам, направленную на освоение программы курса.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего семестра. Время для самостоятельной работы отводится каждым студентом, исходя из фактического уровня знаний, умений и навыков по курсу, но не менее 54 часа (по одному…двум часам еженедельно). При этом на разовое изучение учебного материала желательно выделять не менее одного часа.

Выполнение контрольных заданий начинается после определения номера варианта. Правило выбора варианта контрольного задания студентом: номер варианта соответствует последней цифре номера личной зачётной книжки. Например, если последняя цифра номера личной зачётной книжки «3», то номер варианта - 3; если последняя цифра - «6», то номер варианта - 6. Для цифры «0» выбирается вариант 10.

Задания, которые необходимо выполнить по данному варианту, выбираются из перечня, приведённого в примерной тематике контрольных заданий. Студент должен проявить максимум самостоятельности. Окончательно оформленное контрольное задание должно поступить (сдаётся лично или отправляется заказным письмом по почте) на кафедру (аудитория 316) не позднее, чем за неделю до сдачи зачёта по курсу. Почтовый адрес Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»: 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95.

Студенты, не получившие зачёт за контрольное задание, к сдаче зачёта по курсу не допускаются.

Контрольное задание оформляется на листах формата А4 (210´297 мм). Вид представления - рукописный или машинописный - определяется студентом, исходя из личных склонностей и возможностей.

Общее требование к рукописным работам – они должны быть читаемы, т.е. доступными для прочтения другими людьми и не содержать неоднозначно воспринимаемых букв.

При представлении работы в машинописном виде необходимо выдерживать следующие параметры текстового процессора: поля: верхнее – 2 см; нижнее – 2 см; левое – 2,5 см; правое – 1,5 см; переплёт – 0 см; колонтитулы – 1,25 см; шрифт – Times New Roman; высота шрифта – 14; ориентация страницы – книжная; отступ абзаца – 1,25 см; межстрочное расстояние – одинарное; выравнивание – по ширине; стиль текста – обычный.

Задания и их решения (независимо от варианта оформления) излагаются (не оставляя пустые строки) последовательно, на одной стороне каждой страницы. При отсутствии решения излагать задание не обязательно, т.к. оно заведомо не выполнено.

Все страницы, исключая титульный лист, нумеруются.

Образец титульного листа контрольного задания приведен в Приложении 1.

Одной из форм оказания помощи студентам в самостоятельном изучении учебного материала являются консультации, проводимые кафедрами. Каждая кафедра составляет расписание консультаций с указанием дней, часов, места их проведения и консультирующего преподавателя. В частности, каждую третью субботу месяца с 10 до 14 часов для проведения консультаций студентов-заочников на кафедре организуется дежурство лиц профессорско-преподавательского состава. Дополнительное время проведения консультаций преподавателями по курсу следует уточнять в период установочных сборов.

Посещение консультаций студентами добровольное. Консультации проводятся, как правило, индивидуальные. Их целями являются разъяснение вопросов, возникающих у обучаемых при самостоятельном изучении учебного материала и подготовке контрольного задания, углубление и закрепление знаний по отдельным вопросам и темам курса, оказание методической помощи в выборе рациональных методов самостоятельной работы. При необходимости (по просьбе старосты учебной группы) могут проводиться и групповые консультации.

Следует также отметить, что по задачам контрольного задания, требующим проведения сложных вычислений, целесообразно использовать соответствующие прикладные программы для персонального компьютера (например, табличный процессор Microsoft Excel). Корректное применение таких программ позволит сэкономить время и избежать возможных ошибок в вычислениях.

Контрольные задания

Вариант №1

1. Понятие, предмет, цель и содержание компьютерных технологий.

2. Понятие, виды и содержание социально-правовой информации.

3. Структура построения сети Интернет.

4. Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в имеющихся справочных правовых системах задачи: 19 июля 2005 г., на 25 км Ростовской трассы тракта, по вине водителя, управлявшего автомашиной ГАЗ-3102, принадлежавшей Федеральному арбитражному суду, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомашине гражданина Ш. были причинены механические повреждения. Гражданин Ш. обратился в суд с иском к Федеральному арбитражному суду о возмещении ущерба. В качестве соответчика по делу был привлечен контрагент Федерального арбитражного суда по договору автотранспортного обслуживания ГУП «Автохозяйство мэрии города В.», в штате которого состоял водитель автомашины ГАЗ-3102. 30 июля 2006 г. решением Л-го районного суда города В. требования гражданина Ш. были удовлетворены и с Федерального арбитражного суда взыскана денежная сумма в счет возмещения ущерба. Дайте оценку правомерности применения судом норм материального права. При решении задачи кроме нормативных актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиск используемых нормативных правовых актов.

5. Этапы (наименование, содержание, взаимосвязь по входной и выходной информации, алгоритм) теоретических исследований социально-правовых исследований.

6. Способы разработки и вставки графических объектов в текстовом процессоре MS-Word.

6.1. Запустить текстовый процессор MS-Word и вставить в первый абзац текста (объем 1…2 страницы) рисунок из Microsoft Clip Gallery. Используя маркеры на контурной рамке рисунка, уменьшить его размеры. Используя инструменты панели Настройка изображения, изменить контрастность и яркость изображения. Щелкнув кнопку Обтекание текстом, задать обтекание текстом по контуру рисунка. Щелкнув на панели Настройка изображения кнопку Формат рисунка, выбрать в нем вкладку Цвета и линии и задать цвет заливки, включив полупрозрачный режим заливки. Щелкнув кнопку Обрезка, обрезать рисунок справа и сверху. Щелкнув кнопку Изображение, просмотреть варианты изображения рисунка: Оттенки серого, Черно-белое, преобразовать рисунок в подложку.

6.2. Вставить в последний абзац рисунок из файла, указав место вставки, в меню Вставка выбрать команду Рисунок, а затем – команду Из файла. В диалоговом окне Добавить рисунок открыть папку, выбрать файл, в котором содержится нужный рисунок, и щелкнуть кнопку Добавить. Уменьшить размеры рисунка. Чтобы вставить рисунок как перемещаемый, т.е. вставить в графический слой (это позволяет задать его точное положение на странице) и поместить впереди или позади текста и других объектов, щелкнув на рисунке правой кнопкой мыши, открыть контекстное меню и выбрать в нем команду Формат рисунка. На вкладке Положение окна Формат рисунка установить флажок Поверх текста. На вкладке Обтекание задать вариант обтекания рисунка текстом вокруг рамки. Закрыть окно Формат рисунка и просмотреть результат изменения параметров форматирования рисунка. Выделить рисунок мышью и, прижав левую кнопку мыши, перетащить на середину строки, наблюдая, как текст обтекает рисунок.

6.3. Добавить название к рисунку, для чего, выделив рисунок, в меню Вставка (Сноска)выбрать команду Название. После этого откроется диалоговое окно Название. Для получения сведений о любом параметре нажать кнопку с вопросительным знаком, а затем щелкнуть этот параметр. В поле постоянная часть окна Название выбрать рисунок, определить положение названия Под выделенным объектом и щелкнуть ОК.

6.4. Вставить в конец документа объект WordArt, для чего в меню Вставка выбрать команду Рисунок, а затем команду WordArt или щелкнуть кнопку Добавить объект WordArt на панели инструментов Рисование. Выбрать стиль надписи, задать текст, определить шрифт, размер символов и щелкнуть ОК. Используя инструменты на панели WordArt, задать нужный эффект (например, изменить форму объекта, добавить к тексту тень, повернуть его на 30° против часовой стрелки, изменить межсимвольный интервал). Используя кнопку Формат объекта, задать заливку в два цвета с вертикальной штриховкой.

6.5. Вставить в текст автофигуры: звезды, выноски, фигурные стрелки. Выбирая из панели Автофигуры нужный тип автофигуры, указать место вставки в документ, задать ее размер и установить буквицу.

6.6. Используя инструменты панели Рисование, изобразите Ваш компьютер. На экране компьютера наберите любой текст и поместите его в рамку.

6.7. Вставить в конец документа дату и время, для чего в меню Вставка выбрать команду Дата и время, а затем выбрать нужный формат.

6.8. Вставить обычные сноски на несколько слов текста слова. Для вставки сноски на слово проза установить курсор на конец слова, выбрать команду Сноска в меню Вставка ► Ссылка, затем выбрать Обычную сноску и ввести текст сноски в область сносок внизу страницы.

6.9. Пронумеровать страницы в документе командой Вставка ► Номера страниц. В окне Номера страниц определить положение номера Вверху страницы, выравнивание Снаружи, выключить отображение номера на первой странице. Щелкнув кнопку Формат, определить формат номера, указать с какого номера начать нумерацию страниц данного документа. Щелкнув ОК, закрыть окно формата страниц и окно Номера страниц.

6.10. Вставить в верхний колонтитул текущую дату, текст «Пример верхнего колонтитула» и любой рисунок, для чего выбрать команду Колонтитулы в меню Вид. После этого в окне редактора откроется область колонтитула для редактирования и появится панель инструментов Колонтитулы. Для создания верхнего колонтитула ввести текст «Пример верхнего колонтитула» и рисунок в область верхнего колонтитула. Чтобы вставить текущую дату укажите место в колонтитуле и нажмите кнопку Дата на панели инструментов Колонтитулы. По окончании редактирования колонтитула нажмите кнопку Закрыть на панели инструментов Колонтитулы и распечатайте документ для отчета о работе.

Вариант №2

1. Виды и содержание компьютерных технологий.

2. Понятие и классификация информационных технологий, используемых в юридической деятельности.

3. Понятие и характеристика служб сети Интернет.

4. Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в имеющихся справочных правовых системах задачи: кассационная инстанция, проверяя доводы стороны, установила, что в деле нет данных о том, что ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания. В деле имеются два заказных уведомления о вручении почтового отправления ответчику: первое с отметкой почты о том, что адресат по указанному адресу не значится; второе с отметкой, что письмо вручено охраннику всего офисного здания. Между тем представителем истца было сделано заявление в адрес арбитражного суда, что ответчик уведомлен телефонограммой. При решении задачи кроме нормативных правовых актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиска нормативно-правовых актов.

5. Анализ социально-правовых явлений и процессов на основе анализа полученной о них статистической информации, применительно к следующим данным.

В таблице 1 дана выборка по результатам 50 социально-правовых явлений. Выборка равномерно распределена на отрезке [0, 100]. Необходимо составить таблицу эмпирического распределения для интервалов группировки (0, 10), (10, 20),…,(90, 100) и графически изобразить эмпирическую вероятность ( Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru ), кумулятивную (накопленная частота) и эмпирическую плотности ( Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru ), где Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru – количество чисел, попавших в интервал ( Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru ) группировки.

Таблица 1

05 45 80 34 57 45 68 56 40 85 89 96 07 08 94 80 78 95 84 29

37 52 66 94 70 62 60 27 12 53 81 04 92 48 22 46 59 83 29 54

90 83 04 13 80 94 35 70 25 35

Пример решения задачи (исходные данные приведены в табл. 2).

Таблица 2

Последовательность случайных чисел

01 35 86 34 67 35 48 76 80 95 90 91 17 37 54 20 48 05 64 89

47 42 96 24 80 52 40 37 20 63 61 04 02 08 42 26 89 53 19 64

50 93 03 23 20 90 25 60 15 95

Для решения задачи заполним таблицу эмпирического распределения данной выборки.

1. Подсчитаем количество чисел (mi), попавших в интервалы:[1]

xi 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100
mi

2. Дополним строками: эмпирической вероятности ( Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru ); кумулятивной (накопленной) частоты; эмпирической плотности ( Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru , где Dх - длина интервала группировки).

xi 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100
mi
Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru 0,12 0,1 0,1 0,12 0,12 0,08 0,1 0,04 0,1 0,12
Накопленная частота 0,12 0,22 0,32 0,44 0,56 0,64 0,74 0,78 0,88
Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru 0,012 0,01 0,01 0,012 0,012 0,008 0,01 0,004 0,01 0,012

Построим гистограмму, полигон и эмпирическую функцию распределения (кумуляту):

 
  Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы - student2.ru

6. Производство расчетов в таблицах текстового процессора MS-Word.

Обращение к ячейке таблицы осуществляется на основе нумерации: строки нумеруются цифрами (1,2,3,...), а столбцы нумеруются буквами (A,B,C,D,E,F,...). Над числовым содержимым ячеек таблицы возможно выполнение простейших вычислений. Запись формулы начинается со знака «=». Для записи формулы в ячейку выделите ячейку, в которую будет помещен результат. Выберите команду Формулав меню Таблица.Если MS-Word предлагает неподходящую формулу, удалите ее из поля Формула. В списке Вставить функциювыберите функцию. Например, для складывания чисел выберите SUM, затем укажите операнды через запятую (например, А1,В2) или задайте диапазон ячеек-операндов (например, A2:G4).

Реализацию способов работы с таблицами рассмотрим на примере создания таблицы «Данные о правонарушениях за отчетный период» (см. рис. 1).

6.1. Вставить строку с типом правонарушения Превышение меры самообороны после Кражи, для чего выделить строку с записью Кража и в меню Таблицавыбрать команду Добавить строку.Ввести название Превышение меры самообороны в новую строку. Изменить ширину столбца с названиями типов правонарушений, чтобы название Превышение меры самообороны умещалось в нем (см. рис. 2).

6.2. Вставить столбец для определения количества правонарушений после столбца Количество,для чего выделить столбец с записью Количествои в меню Таблицавыбрать команду Добавить столбец.

  Правонарушение Количество
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Хулиганство        
Разбой        
Кража        
Среднее количество по всем правонарушениям        

Рис.1

  Правонарушение Количество Среднее количество
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Хулиганство ???
Разбой ???
Кража ???
Превышение меры самообороны ???
Среднее количество по всем правонарушениям ???

Рис. 2

6.3. Уменьшить ширину столбцов, для чего, установив указатель мыши на правую границу столбца, прижать левую кнопку мыши и оттащить границу столбца левее, тем самым, уменьшая ширину столбца. Выполнить для всех столбцов, кроме столбца с названием правонарушений.

6.4. Выровнять ширину столбцов с правонарушениями, для чего выделить столбцы, в которых будут количество правонарушений и среднее количество, затем в меню Таблица(Автоподбор) выбрать команду Выровнять ширину столбцов.

6.5. Объединить ячейки в верхней строке в столбцах Количество и выровнять текст заголовка Количествопо центру.

6.6. Объединить пять левых ячеек в нижней строке.

6.7. Выровнять все строки по высоте, для чего, выделив все строки в меню Таблица,выбрать команду Выровнять высоту строк.

6.8. Заполнить ячейки Количество приведенными данными.

6.9. Для расчетов Среднего количества по каждому правонарушению указать ячейку, в меню Таблицавыбрать команду Формула.В окно Формулаввести формулу расчета среднего значения диапазона данных (b2:е2) = AVERAGE(b2:e2).

Аналогично задать формулы для вычисления Среднего количества по каждому правонарушению.

6.10. Для расчетов Среднего количества правонарушений задать формулу = AVERAGE(b2:e5).

Вариант №3

1. Перечень и содержание основных принципов, характеризующих уровень развития компьютерных технологий.

2. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем, используемых в образовании.

3. Характеристика протоколов сети Интернет.

4. Решение в имеющихся справочных правовых системах задачи: гражданин И. обратился в суд с иском к гражданке К. о выселении и снятии с регистрационного учета, сославшись на то, что является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: город В., ул. Бестужева, 98-38, которая перешла к нему по наследству после смерти сестры – Ф.М. Гражданка К. была вселена в указанную квартиру в 1991 г. как член семьи Ф.М. в связи с регистрацией брака с сыном последней – Ф.А.В. (племянником истца). В 1993 г. брак гражданина К. расторгнут. Ответчица, являющаяся бывшим членом семьи бывшего собственника квартиры, как утверждает гражданин И., вправе пользоваться квартирой 48 только на основании договора найма, однако от заключения такого договора гражданин К. уклоняется. В судебных заседаниях гражданин И. также сослался на то, что квартира необходима ему для личного пользования с членами своей семьи. Ответчица иск не признала и предъявила встречные требования об устранении препятствий в пользовании жилым помещением и определении порядка пользования жилым помещением, сославшись на то, что в квартиру, о которой возник спор, она вселена в установленном законом порядке в 1991 г. С момента расторжения брака она с сыном, 1991 г. рождения, в квартире не проживает вынужденно, поскольку ответчик по встречному иску, а также ее бывший муж препятствуют ей в этом. Указывает, что в квартире своих родителей проживать не может, поскольку кроме них в данной квартире проживают также ее сестра – инвалид по психическому заболеванию, а также старший брат. Разрешите спор со ссылками на законодательство, судебную практику. При решении задачи кроме нормативных правовых актов, использовать комментарии ученых и специалистов, опубликованные в юридических журналах, а также судебную практику. Привести алгоритм поиска используемых нормативно-правовых актов.

5. Понятие и состав экспертных систем в области права.

6. Создание таблиц в текстовом процессоре MS-Word.

6.1. Запустить текстовый процессор MS-Word и ввести список из пяти фамилий: Иванов; Петров; Сидоров; Кравченко и Путилин.

6.2. Выделить данный список и отсортировать его командой Сортировкав меню Таблица.В диалоговом окне Сортировка текставыбрать вариант сортировки абзацев по возрастанию. Создать из данного списка таблицу командой Таблица – Преобразовать в таблицу и, указав в диалоговом окне Преобразовать в таблицучисло столбцов 1, ширина столбца 3 см, выбрав в качестве разделителя символ абзаца.

6.3. Выделить столбец таблицы с фамилиями и добавить столбец слева, щелкнув кнопку Добавить таблицуна панели инструментов Стандартная.Задать левому столбцу ширину 1 см.

6.4. Выделить первую строку и добавить строку сверху, щелкнув кнопку Добавить таблицуна панели инструментов Стандартная.Ввести в первую строку таблицы заголовок: № п/п Фамилии.

6.5. Выделив столбец Фамилии,вставить новый столбец и переместить в него текст из столбца Фамилии.Для этого выделить текст в столбце Фамилии,не выделяя символ ячейки, и перетащить его мышью во второй столбец.

6.6. Задать третьему столбцу заголовок Мера наказания за совершенное правонарушениеи задать ему ширину 1,5 см.

6.7. Проставить в столбце № п/п порядковые номера: 1,2,3,4 и 5. Заполнить столбец Мера наказания за совершенное правонарушение примерными значениями меры наказания, например: 6, 13, 18, 20 и 7.

6.8. Добавить строку после нижней строки таблицы, для чего выбрать в меню Таблицакоманду Нарисовать таблицуили щелкнуть одноименную кнопку в панели инструментов Стандартная.Указатель мыши изменится на перо. Переместить перо из одного угла добавляемой строки в другой. Затем прорисовать границу, разделяющую столбец Фамилии и Мера наказания за совершенное правонарушение.Добавить еще две таких строки после нижней строки таблицы.

6.9. В левой части добавленных строк ввести текст: Самая большая мера, Самая маленькая мера и Средняя мера.

6.10. В соответствующие ячейки столбца Мера наказания за совершенное правонарушение вставить формулы расчета максимальной, минимальной и средней меры наказания. Для вставки формулы указать ячейку и выбрать в меню Таблицакоманду Формула.В окне Формулавписать соответственно формулы: =МАХ(С2:С6), =MIN(C2:C6), =AVERAGE(C2:C6).

6.11. Выделить столбец Мера наказания за совершенное правонарушение и отцентрировать его содержимое.

6.12. Выделить всю таблицу и применить к ее содержимому шрифт Courier New Cyr 12 п. В случае необходимости увеличить ширину столбцов.

6.13. Выделить всю таблицу и выполнить для нее оформление, для чего выбрать в меню Таблицакоманду Автоформати задать вариант оформления Сетка 8.

6.14. Выделить всю таблицу и, щелкнув кнопку По центруна панели Форматирование,отцентрировать ее на странице.

6.15. Проверить расположение таблицы в тексте командой Файл – Предварительный просмотр. Таблица выглядит примерно так:

№ п/п Фамилии Мера наказания
Иванов
Петров
Сидоров
Кравченко
Путилин
Самая большая мера наказания ??? (рассчитать)
Самая маленькая мера наказания ???
Средняя мера наказания ???

Рис. 3

Результаты расчетов представить в бумажном и электронном вариантах для контроля.

Вариант №4

1. Базовая структура компьютерных технологий.

2. Понятие и содержание баз данных социально-правовой информации.

3. Способы подключения компьютеров к сети Интернет.

4. Решение на основе обоснования алгоритмов поиска нормативно-правовой информации в имеющихся справочных правовых системах задачи: в ходе проверки товара в аэропорту таможенники обнаружили, что перевозимым грузом являются наклейки от нового популярного видеофильма и маркированные коробки для компьютерных видеодисков. Владелец товара объяснил это особенностями исполнения договора на поставку видеопродукции, партия которой по условиям контракта была направлена в Россию водным путем.

Среди работников таможни возник спор о качестве товара. Одни из них считали действия владельца товара правильными, поскольку только сторонам по договору принадлежит право на выбор вида транспорта при перевозке товара. Однако один из таможенников заявил, что перевозимый товар имеет признаки поддельной продукции. Кто из работников таможни прав и на основании какого документа? Найти нормативно-правовые акты, доказывающие правоту сотрудников таможни и привести алгоритм их поиска в доступной справочной правовой системе.

5. Наименование и основные направления использования экспертных систем в юридической деятельности.

6. Формирование оглавления и указателя в текстовом процессоре MS-Word.

6.1. Запустите текстовый процессор MS-Word и откройте с помощью доступной справочной правовой системы, любой нормативно-правовой документ большого объема (например, кодекс).

6.2. Для создания оглавления с использованием встроенных стилей заголовков примените встроенные стили заголовков («Заголовок 1-9») к абзацам, которые следует включить в оглавление. Для этого, выделив абзац, в поле стиля на панели инструментов Форматированиевыбрать стиль Заголовок 1.

6.3. Установить курсор в конец документа. Выбрать команду Оглавление и указателив меню Вставка.На вкладке Оглавлениев поле Вид выберите вид оглавления, включить опцию Показать номера страниц,задать число уровней заголовков 4, выбрать заполнитель. Щелкнув кнопкуПараметры,раскрыть окно Параметры оглавленияи в поле Доступные стиливыбрать из списка встроенных стилей, используемые для формирования оглавления: Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и Заголовок 4. Закройте окно определения параметров оглавления и щелкните ОКна вкладке Оглавлениядля сборки оглавления и вставки его в документ.

6.4. Для создания предметного указателя по тексту документа: пометьте элементы предметного указателя в документе, для чего, выделив слово, выбрать команду Оглавление и указателив меню Вставка.На вкладке Указательщелкнуть кнопку Пометить.В раскрывшемся затем окне Определение элемента указателящелкните в поле Основной элемент и щелкните кнопку Пометить все,чтобы отметить все вхождения указанного текста в документе. Все отмеченные элементы указателя вставляются в виде полей {ХЕ}, оформленных скрытым текстом. Если поля {ХЕ} не видны на экране, нажмите кнопку Непечатаемые символына панели инструментов Стандартная.

Не закрывая окна Определение элемента указателя,выполните просмотр документа и поиск других слов, включаемых в указатель. Выделив очередное слово, для включения его в указатель щелкните в поле Основной элементи щелкните кнопку Пометить все.

Наши рекомендации