Современная практика управления знаниями
В каждой крупной компании сегодня формируется своя система управления знаниями.
Так, в компании UtiliCorp United, предоставляющей коммунальные услуги в США, Англии и Австралии, создана специальная рабочая группа, которая разрабатывает системы учета рацпредложений. По ее рекомендациям была изменена организационная структура компании и введена система поощрения персонала за наиболее удачные предложения. Теперь удачные идеи сотрудников UtiliCorp внедряются намного быстрее и имеют гораздо больший успех на рынке.
Сотрудник компании Audi, который хочет внести рацпредложение, заполняет специальный бланк, передает его своему начальнику, и они сразу обсуждают, реализуема ли его идея. Если польза очевидна, данные за-
1 См.: Дынкин А. А. Экономика знаний: урокдля России//Вестник РАН. — 2003. — Т. 73. - № 5.
360
носятся в интернет-систему. Начальник устанавливает путь прохождения ИЯвки через другие отделы и сроки ее рассмотрения. В интернет-систему заносят также информацию о решениях по заявке и бонусах ее автору, сведения о которых фиксируются в бухгалтерской системе компании.
Даже если идея отклонена, начальник как минимум должен поблаго-Ирить сотрудника за инициативу, а если идея была хорошо разработана II описана, может премировать его. Если рацпредложение реализовано и приносит прибыль, то сотруднику в течение года выплачивается 10% от прибыли. Кроме того, сотрудник может получить дополнительные суммы, если обнаружится косвенный эффект от внедрения его рацпредложения. Максимальный бонус автора идеи может составить 100 тыс. у.е.
Сейчас решения о том, какие идеи внедрять, а какие нет, принимает непосредственный начальник, и каждый работник имеет право па получение ответа. Если в 80-е гг. XX в. на реализацию одной идеи чк'бовался год, то теперь— в среднем 3,6 месяца. До 1993 г. фирма получала около 10 тыс. рацпредложений в год, в 2000 г. — 57 тыс., I в 2001 г. — около 70 тыс. Число рационализаторов увеличилось с I тыс. до 18 тыс. До 1993 г. до стадии внедрения доходило 30% предложений, сейчас — 47%.
Корпоративная система управления знаниями уже давно существует I фирме Pricewaterhouse Coopers (PwC). Ее цель — предоставить всем сотрудникам компании доступ к накопленному во всем мире интеллектуальному капиталу. Существуют специальные центры знаний PwC и Лондоне, Далласе и Сиднее и их филиалы в 15 странах. Информация, хранящаяся в едином банке знаний, используется в работе над проектами, когда, например, возникает проблема, для решения которой надо учесть опыт других стран или найти людей, работавших над аналогичными проектами. При этом не приходится проделывать работу, которую уже кто-то сделал; в итоге клиент экономит деньги.
В Microsoft найденное решение помещается в центральное ЖЕВ-храни-ннще, которое называется InSite, — в дальнейшем им смогут воспользоваться и другие специалисты компании. Использование InSite всячески пропагандируется для сокращения времени подготовки ответов на вопросы клиен-ГОВ и снижения риска ошибки консультанта. При аттестации работы менеджера по продукту учитываются быстрота и качество реакции возглавляемой им команды на обращение за поддержкой; при аттестации торгового представителя — участие в обновлении базы данных сведений о клиентах.
В Coca-Cola управление знаниями является одним из пунктов аттестации работы служащих; старшие менеджеры, которые утверждают марке-шнговые планы, обращают внимание, в частности, на то, предусмотрено лив этих планах использование средств поддержки коллективной работы.
В Nabisco регулярно проводятся обсуждения по принципу «360°», при которых сотрудник подвергается критике со стороны всех окружающих. I ели кто-то не делится знаниями с другими и не использует в полной мере информацию, полученную от коллег, это учитывается при аттестации его работы.
Таким образом, управление знаниями — это не просто технология, а новый уровень организации и управления компанией.
361
Система управления знаниями на предприятии не будет эффек тивной, если корпоративная культура не поощряет сотрудников обмениваться идеями и опытом. Поэтому процесс внедрения системы управления знаниями предполагает изменение внутренней структуры и культуры компании. Корпоративные лидеры тоже должны продемонстрировать готовность общении с сотрудниками и установить на предприятии систему вознаг раждения за передачу знаний.
В России дальше других в создании систем управления знаниями продвинулись госструктуры, которым приходится работать с большими объемами информации: ФСБ, МВД, Центробанк, МНС и МПС, а также крупные российские корпорации. Аккумуляцией идей и опыта сотрудников начинают заниматься и менее крупные фирмы.
Так, сотрудники банка «Менатеп-СПб» могут обратиться со своими предложениями в виде служебной записки не только к непосредственному начальнику, но и к членам правления и председателю правления банки Рассматриваются абсолютно все предложения. Рациональная идея посту пает на экспертизу в комитет по развитию бизнеса, который выносит заключение о целесообразности внедрения проекта. При этом у фирмы существует система мотивации сотрудников, предлагающих разумные пути развития или совершенствования бизнеса.
В компании «A. Partners» для учета идей создана специальная компыо терная система. Раз в две недели комитет по развитию бизнеса рассматривает и сортирует предложения. Если заявка принята, ее реализация начинается не позже чем через две недели. Автор идеи поощряется материально или продвижением по карьерной лестнице1.
Внимательное изучение работы по управлению знаниями позволяет сделать следующие выводы:
• во-первых, рацпредложения — это только часть интеллектуального капитала организации, само понятие «управление знаниями» рассматривается фирмами гораздо шире и призвано превратить уже структурированную часть знаний в доступный через Интернет интеллектуальный резерв для всех сотрудников организации;
• во-вторых, дальнейшее развитие этой работы требует обобщения, учитывая накопленные в России наработки по созданию и функционированию систем изучения, обобщения и распространения передового опыта управления трудом;
• в-третьих, очень важно создать в организациях такую атмосферу, чтобы люди с радостью делились своими знаниями.
' См.: Кокорев И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала. - М., 2002. - С. 122-124.
362
Использование стратегий управления знаниями способно повысить эффективность работы коммерческих и государственных Организаций- В современных условиях управление знаниями становится ведущим фактором конкурентоспособности организаций, i гран и регионов. Практическим следствием методологических i сложений управления знаниями и экономики знаний для России ннляется вывод о необходимости усиления государственной отца ственности за развитие фундаментальной науки и человеческою потенциала. Необходимо также поощрять инвестирование и создание и тиражирование нововведений, устранение монопольных практик.