Начало каждого предложения выделяется вертикальной чертой, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)

— Давайте проанализируем предложение «Кто испек Колобка?».

— Какое это предложение по интонации? (Вопросительное.)

— Сколько слов в предложении?(Три.)

— Какое первое слово?

(Логическим ударением учитель выделяет нужное слово.)

— Какое второе слово? Какое третье?

— Какое слово является именем собственным?

— Проанализируем предложение «Какой румяный испекли Колобок!».

— Что выражает предложение?

— Какова основная мысль предложения «Заяц встретил Ко­лобка на дорожке»? (Заяц встретил.)

(Учитель обращает внимание детей на то, как менялся голос, когда задавались вопросы. Изменение голоса называется инто­нацией. Бывают восклицательные и вопросительные предложения. В конце таких предложений — восклицательный или вопроси­тельный знак.)

— А теперь будем учиться сравнивать иллюстрации и обобщать. Откройте Прописи на с. 12. Что это за сказка? {«Колобок».)

— Сравните количество рисунков в учебнике и в Прописях. Где их больше?

— Какое событие пропущено в Прописях?

— Посмотрите на первый рисунок. Где находится Колобок?

— Что украшает окошко? (Резные наличники.)

— Каким вы видите Колобка? (Веселым, радостным.)

— По каким признакам вы определили, что ему весело?

— С кем встречался Колобок, когда катился по дорожке?

— Кто встретился Колобку первым?

— Опишите внешний вид зайчика.

— Сравните, одинаковая ли одежда на героях сказки в учеб­нике и Прописях.

— Как называется все то, что вы сказали? (Устная речь.)

— Из чего состоит устная речь?

— Кто сидит на верхушке сосны?

— Почему у сороки прозвище «болтушка»?

— Что вы можете рассказать о медведе?

— Опишите внешний вид лисы.

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— Кто раскрасит их также, как в учебнике?

— Кто хочет раскрасить одежду героем лругими цвестами?

— Что делал Колобок для зверей? (Пел песенку)

— Кто может ее сейчас спеть?

— Каким вы представляете себе Koлобка (доверчивым, весе­лым, ласковым, приветливым и т д )

— Что вы можете сказать о лисе?

— Как вы думаете, если вас остановит по дороге домой чужой человек и пригласит куда- либо. Нужно ли с ним идти?

— Почему нельзя доверять чужим людям?

— Колобок — это имя собственное или нарицательное?

— Встаньте, девочки. Назовите свои имена.

Девочки — имя нарицательное, а имена девочек - это имена собственные, их собственность.

— Встаньте, мальчики. Назовите свои фамилии.

Мальчики — имя нарицательное, а фамилии мальчиков — име­на собственные.

— Слово «фамилия» это имя собственное или нарицательное? (Нарицательное.)

— Придумайте клички для героев сказки «Колобок».

— Для кого из героев сказки нужно придумать не клички, а имена?

— Сделайте обобщение: кому нужно придумывать клички, а кому — имена?

— Посмотрите на рисунок в Прописях на с. 13. Что делает клоун?

— Придумайте ему имя.

— Клоун — это имя собственное или нарицательное? А его имя?

— Кто бежит за клоуном по канату?

(Обучение написанию овалов и прямых наклонных линий.)

— Что несет Карандаш?

— Сколько воздушных шариков у клоуна?

— Какие слова можно подобрать к схемам слов? Используйте рисунок. (Шар, нить; шары, канат.)

— Раскрасьте рисунок, используя зеленый, красный, синий и желтый цвета.

(Письмо по образцу: овалы с черточками, круги.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Кто любит загадки? А что интереснее — отгадывать или за­гадывать?

— Для придумывают загадки?

Придумывать загадки люди научились давно — и для обучения детей, и для развлечения. А еще сочиняли потешки, прибаутки, колыбельные песенки и др. Все это теперь называется устным на­родным творчеством. Произведения устного народного творчества пришли к нам из прежних веков. Писать и читать тогда простые люди не умели, поэтому все хранили в памяти и рассказывали де­тям. Дети запоминали это, затем рассказывали своим детям и вну­кам. Так все произведения устно передавались в течение веков.

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать И Алешеньку качать.

— Что это за произведение? (Колыбельная.)

— Спросите у ваших мам, какие песенки они вам пели, и по­старайтесь их запомнить. Потом споете нам или расскажете.

— О ком чаще всего говорится в прибаутках, потешках, песен­ках? (О животных.)

ч- - % *

— На какие две группы можно разделить животных? {Дикие и домашние.)

— Послушайте и скажите, о чем говорится в этой песне.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

(Учитель выставляет иллюстрацию с березой. На березе си­дит птица, под березой растет подберезовик или стоит скамейка, на ней сидят дети. Рядом растут ромашки. Можно показать иллю­страции, репродукции картин, на которых изображены березы.)

— Какой мы представили березу?

— Где она стоит?

— Что на березке? Что под березкой? Что находится рядом с березой?

— Как называется все то, что мы говорим?

— Из чего состоит речь?

— Составьте предложение о березе из двух слов. (Береза растет.)

— Распространите это предложение до трех слов, пяти и т. д. (Красивая береза растет. Красивая береза растет в роще. Красивая береза растет в роще на пригорке. Красивая береза растет в роще на пригорке рядом с рекой.)

— Начертите схемы предложений о березе.

— Откройте Прописи на с. 14 и рассмотрите иллюстрацию. Кому Карандаш несет цветы? У кого праздник?

— Какую сказку вы вспомнили? Кто ее автор?

— Раскрасьте рисунок.

— Если Муха-Цокотуха готовится к празднику, то карандаши ка­ких цветов лучше использовать для раскрашивания? {Ярких.)

— А теперь посмотрите в Прописях своих соседей (рядом, впе­реди и сзади): одинаково ли раскрашен рисунок?

— Почему раскрашено по-разному? (Каждый выбрал цвета, которые нравятся.)

Человек делает что-либо, исходя из своих представлений, вку­сов, знаний. И возникают варианты. А такой подход к выполне­нию одного и того же задания называется вариативным.

— Что вам напоминают контуры на широких линиях? {По­суду.)

— Давайте изобразим контуры посуды по образцу.

— Какие предметы посуды вы можете еще назвать?

— Скажите, какой вопрос мы поставим к этим словам — «Кто?» или «Что?».

— Как мы называем эти предметы (если они не живые)?

— В каком литературном произведении от хозяйки сбежала посуда? Почему так случилось?

— Кто помнит, как звали эту хозяйку-грязнулю? {Федора.)

— Кто написал это произведение? (К. Чуковский.)

(Учитель показывает изображение цифры 8.)

— Откройте «Азбуку» на с. 8. Кого вы видите на верхней ил­люстрации? {Мы видим медведя, зайца и ежа.)

— Скажите, какой вопрос мы поставим к этим словам — «Кто?» или «Что?».

— Как мы называем эти предметы (если это живые существа)?

— Что вы видите вокруг медведя? {Мы видим елочки, березку, пень, грибы, бочку.)

— Какие это предметы?

— Как называются грибы с красной шапочкой в белый горо­шек? {Мухоморы.)

— Чем они опасны, можно ли их собирать? {Нет, они ядо­витые.)

— Что делает медведь? {Медведь приветствует гостей.)

— Что вы сказали? {Предложение.)

— О ком это предложение?

— Что вы сказали о медведе?

— Чем является словосочетание «медведь сидит» в предложе­нии «Медведь сидит у пенька»? {Основой, главной мыслью предложения.)

— Опишите, как одет медведь, во что он обут.

— Одеваются ли так люди в наше время?

— Где можно встретить такую одежду и обувь сегодня? {В му­зеях.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию в середине страницы. Какое произведение вы вспомнили? Кто его автор? (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».)

— Пес — это имя собственное или нарицательное?

— Назовите кличку пса. (Шарик.)

— Кто знает кличку кота? (Матроскин.)

— Шарик и Матроскин - что это такое? (Клички животных, имена собственные.)

— Что делает корова? пес? кот? (Корова жует сено. Пес Шарик доит корову. Кот Матроскин подметает двор.)

— Сколько слов в каждом предложении?

(Учитель показывает цифры 1 и 5.)

— Откройте Прописи на с. 15. Какую сказку вам напомнил рисунок? («Чиполлино».)

— Что изображено красным цветом на широких линиях? (Ово­щи и фрукты.)

— Перечислите их.

— Обведите по контуру.

— Назовите имена собственные из сказки «Чиполлино». {Лу­ковка, Помидор и т. д.)

— Слово «сеньор» — это имя нарицательное, а слово «Поми­дор»? (Собственное.)

— Напишите по образцу.

— Какие еще фрукты вы можете назвать?

— Какие еще овощи вы знаете?

— Какие ягоды, растущие на кустарниках, вам известны?

— Вернемся в «Азбуку» на с. 8. Каким одним словом можно назвать животных на верхнем рисунке? Какие это живот­ные? (Дикие.)

— А какие животные на рисунке в середине страницы? (До­машние.)

(Учитель показывает иллюстрации с животными. Можно ис­пользовать мультимедийное оборудование.)

— Почему животных называют дикими или домашними?

— Кто кормит диких животных?

— Где они живут?

— Каких еще диких животных вы знаете?

— Кто кормит домашних животных?

— Каких еще домашних животных вы знаете?

— Посмотрите на нижние рисунки. Кто нарисован слева? справа?

— Что означает белый прямоугольник под каждым рисунком? (Это схема слова.)

— Какие слова мы могли бы написать, если бы уже знали все буквы?

— Отгадайте загадки о животных и скажите, какие из них до­машние, а какие дикие.

(Желательно показывать иллюстрации.)

1. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж.)

2. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Кролик или заяц.)

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

4. Сама пестрая,

Ест зеленое, дает белое. (Корова.)

5. Летом ходит без дороги Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

6. По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

7. Хвост пушист, а глазки зорки,

Прыгает по веткам елки,

На земле сорвет грибок И в дупло с грибочком — скок! (Белка.)

— Рассмотрите рисунки в нижней части с. 9 «Азбуки». Кто на них изображен?

— Какой вопрос можно поставить к этим словам? (Кто?)

— Почему? (Нарисованы живые существа.)

— На какие две группы можно разделить этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)

— Посмотрите на схемы слов к рисункам.

Схемы слов разделены черточками. Это означает, что слово pa »делено на слоги. Слог — это часть слова, единица слова.

— Сколько слогов в словах, которыми мы называем тех, кто изображен?

— Произнесем хором слово «лиса». Сколько частей вы услы­шали в этом слове? (Две.)

(Учитель на доске чертит схему слова — прямоугольник.)

— Нужно показать на схеме, что в этом слове две части. Что мне нужно добавить?

(Дети подсказывают, что нужно добавить вертикальную черту, разделить прямоугольник на две части. Затем учитель предлагает детям произнести хором каждый слог, при этом перемещает указ­ку по схеме с первого слога на второй.)

— А кто здесь изображен? {Белка.)

(Работа повторяется.)

Наши рекомендации