Опыт применения боевых групп
В ходе контртеррористической операции в ОГВ (с) накоплен немалый опыт организации действий боевых групп в различных условиях. Центральное место в работе командиров, как показала практика, должна занимать организация взаимодействия как внутри самих групп, так и между ними, а также с поддерживающими их огневыми средствами.
Наиболее действенным методом является проведение тактико-строевого занятия, тактико-огневой тренировки на местности, сходной с районом предстоящих действий. В ходе таких занятий легче предметно разъяснить каждому военнослужащему в отдельности и группе в целом их место в боевом порядке взвода, роты, какую задачу и каким способом они должны выполнять, как им следует взаимодействовать с соседями, поддерживающими огневыми средствами, саперами, огнеметчиками.
Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы при действиях в составе боевой группы военнослужащие находили взаимопонимание и помогали друг другу. Так, в составе боевой пары один из военнослужащих ведет наблюдение, второй (снайпер или пулеметчик) действует как истребитель. Наблюдатель ведет разведку, целеуказание и корректирование огня в интересах снайпера-истребителя или пулеметчика, которые своим огнем поражают выявленные цели.
Если снайперы действуют в паре, то они могут через 20 — 30 минут меняться ролями, поскольку длительное ведение наблюдения притупляет восприятие изменений, происходящих на поле боя.
Снайперские группы — 4 — б снайперов и расчет пулеметчиков и гранатометчиков — могут создаваться для устройства засад. Во время атаки боевая группа (снайпер — пулеметчик) располагаются в центре или на фланге взвода и ведут огонь по ожившим или вновь выявленным огневым точкам, передвигаясь скачками от одного рубежа к другому. Огонь ведется в промежутках между подразделениями или из-за фланга. Первоочередными целями для них являются снайперы, пулеметные, минометные и орудийные расчеты, расчеты ПТУР, связные. С особыми трудностями командование ОГВ (с) столкнулось при применении боевых групп в горных районах.
Дело в том, что многие подразделения, прибывшие в состав группировки, не имели возможности на местах дислокации пройти горную подготовку. Если во время войны в Афганистане вновь поступавший на пополнение 40-й армии личный состав 3 — 4 месяца обучали в специальных учебных центрах Туркестанского военного округа и лишь после этого направляли в район боевых действий, то в ходе боевых действий в Чечне операции возможности для столь длительной подготовки войск не было.
Осваивать способы действий в горах приходилось, к сожалению, в ходе боев. Личный состав каждой боевой группы должен был пройти специальную горную подготовку, включающую физическую подготовку и тренировку в технике преодоления горных препятствий, обучение ориентированию в горах, особенно ночью, в туман, определению расстояний.
Автоматчики, пулеметчики, снайперы учились вести огонь при больших углах места цели, в сложных метеорологических условиях, при резких изменениях температуры и атмосферного давления. Все военнослужащие осваивали инженерное дело, должны были уметь устанавливать мины, разминировать и производить взрывные работы, а также быстро и умело приспосабливать скалы, пещеры и другие естественные укрытия в горах для ведения боя, использовать их для защиты и маскировки. Особое внимание обращалось на согласование действий групп при овладении господствующими высотами, при продвижении в долинах, ущельях, преодолении препятствий и заграждений.
Здесь от каждого воина требовались взаимная выручка и взаимопомощь. Сигналы взаимодействия назначались наиболее простые, легко запоминающиеся друг от друга. Опыт убеждает также, что каждый военнослужащий, входящий в состав боевой группы, независимо от специальности, должен быть обучен приемам ведения разведки местности в горах, твердо знать тактику действий противника. Старшие боевых групп должны уметь выбрать место для устройства засад — у дорог, троп, проходящих по карнизам и ущельям, на склонах высот, прилегающих к дороге (тропе) или в местах, образующих вход в ущелье, в населенных пунктах и т.д. При прочесывании местности важно, чтобы взаимодействие боевых групп обеспечивало чередование их продвижения от рубежа к рубежу.
К примеру, в то время, когда одна группа осматривает местность, взаимодействующие группы располагаются на выгодном рубеже на расстоянии 25 — 30 метров от объекта (роща, овраг, здание) и держат его под прицелом. Особую сложность представляет обнаружение снайперов противника, которые тщательно маскируются. Для их выявления в составе боевых пар (троек) целесообразно иметь специальных наблюдателей. При подготовке к штурмовым действиям в населенных пунктах в ходе контртеррористической операции с боевыми группами отрабатывался порядок их взаимодействия при продвижении вдоль улиц, преодолении завалов, заграждений, при ведении боя внутри зданий, порядок использования дымов для обеспечения скрытности маневра, ослепления огневых точек боевиков, выбирались объекты для уничтожения их огнеметными средствами.
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На племенной станции, что в 2 километрах южнее совхоза Гикаловский, кроме нас стоял также 324-й мсп. Запомнились два огромных племенных быка, которых, правда, вскоре не стало…
Типовой задачей №1 отряда стал вывод подразделений мотострелков и морской пехоты (после предварительной разведки, paзумеется) на господствующие высоты. В таких случаях наиболее сложной была вторая часть задания, то есть, собственно, вывод бойцов.
В отличие от нас, снаряженных для выполнения короткого задания, пехота тащила на себе всё необходимое ей для того, чтобы закрепиться, и звукомаскировка, конечно, была уже довольно условной. Кроме того, несмотря на всю убогость нашего снаряжения, все равно оно было несравненно лучше, чем у пехоты: внутренняя радиосвязь, удельное количество ночных прицелов и биноклей и т.д.
Типовой задачей № 2 на этом этапе стал ночной поиск на небольшую глубину (до 5 км) с задачей вскрыть район размещения НВФ или их инфраструктуру, чтобы нанести огневое поражение поддерживающей артиллерией (не путать с классическим поиском, где требуется переползти через нейтральную полосу и взять «языка»).
Специфичными для этого периода являлись сильнейшие туманы и «пластилиновые поля», то есть непролазная грязь. Действовали обычно отрядами в составе 2 групп. Каждый отряд специализировался на своей зоне ответственности. Моя рота работала из района обороны мотострелкового батальона 324-го мсп, командир которого за свою характерную внешность получил у нас прозвище Будулай. Командир 1-й мотострелковой роты Олег запомнился мне настоящим боевым офицером, его духу можно было позавидовать.
Главная огневая мощь РГ – в количестве и качестве поддерживающей её артиллерии. Как правило, с нами взаимодействовала Будулаевская штатная батарея 120-мм минометов. Реже дополнителыю придавалась полковая артиллерия (122-мм самоходные гаубицы 2С1), огневые позиции которой располагались рядом с племенной станцией. Артиллерийским корректировщиком со мной обычно ходил командир огневого минометного взвода Володя. Взаимодействие с минометчиками было более эффективным благодаря меньшему времени реакции на открытие огня, что для РГ в тылу противника очень важно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Прежде всего, командир РГ должен хорошо представлять себе основы боевого применения артиллерии и её возможности Как бы ни владел разведчик искусством корректировки артиллерийского огня, все равно лучше брать с собой на задание профессионального артиллериста. Это значительно повышает эффективность огневого поражения. Но надо учесть, что для такой работы годится не каждый К примеру, нам приходилось работать на таком удалении от разрывов снарядов, что корректировщикам становилось не по себе. Словом, человек должен не только отлично знать свое дело, но и соответствовать по складу характера.
Хочешь, чтобы у корректировщика была устойчивая связь со своими — окажи ему помощь в подготовке питания для его радиостанции и продумай запасной канал связи для него на своих средствах связи. Пришлось внести измененения в снаряжение разведчиков. Например, я запретил командирам групп иметь на личных автоматах подствольные гранатометы. Вопрос может показаться спорным, однако я считаю, что наличие оружия вызывает соблазн его применения и, вместо того, чтобы руководить своей группой, ее командир будет сознательно или подсознательно подыскивать цель для своего ГП-25.
Основным же оружием командира РГ являются его мозги, бинокль и радиостанция внутренней связи. Сформулированный мною закон вообще широко применим для различных аспектов боевых действий. Из всей достаточно объемной документации, положенной для отправки РГ на задание, в первое время оформлялся только самый юридически необходимый минимум, что, очевидно, было оправдано в конкретных условиях. Эффективность руководства действиями РГ возросла благодаря созданию решением командира отряда подполковника Г. импровизированного мобильного передового командного пункта. Комплекс средств связи и рабочие места офицеров и радистов были размещены в кузове-фургоне на базе ГАЗ-66, который выезжал в расположение общевойсковых подразделений на участок, где работала разведгруппа.
Практика показала, что огневая поддержка боевых групп, особенно при действиях на закрытой, резко пересеченной местности, в населенном пункте, усложняется в силу того, что затрудняется наблюдение за их действиями. В этом случае требуется избирательность при поражении целей на каждом направлении.
В частности, приемлемым здесь может быть зонально-объектовый метод огневой поддержки, при котором командиры мотострелковых, танковых, парашютно-десантных подразделений получают более широкую возможность участвовать в управлении огнем артиллерии, согласовывать огонь и маневр боевых групп. Так, при осуществлении блокирующих действий бандгрупп в Чечне применялся метод огневого окаймления, а при проведении поиска — метод огневого прочесывания. Особые требования при групповой тактике предъявляются к системе управления. В частности, в ходе боевых действий в Чечне сложность состояла в том, что боевые группы не были обеспечены радиосвязью и подача им команд командиром взвода, роты осуществлялась звуковыми и световыми сигналами, что в условиях боя, особенно на пересеченной местности, весьма затруднительно. Ставка в такой обстановке делалась на самостоятельность, сообразительность, инициативу командиров отделений, расчетов, экипажей, старших боевых групп. В заключение отметим, что успех применения боевых групп во многом зависит от их способности действовать не стандартно, неожиданно для противника.
Источник: http://www.modernarmy.ru/article/207 © Портал "Современная армия"