ЗАНЯТИЕ 16. Творческие принципы критического реализма и поэтика жанров: Ч.Диккенс

1. Английский реализм: хронология развития, основные авторы и произведения.

2. Творчество Ч.Диккенса: общая характеристика.

3. Тема детства и образ города в романе «Приключения Оливера Твиста».

4. Жанр романа воспитания в творчестве Диккенса.

5. Юмор и сатира в поэтике Диккенса.

6. Диккенс в России: русская рецепция его произведений.

Литература

  1. Диккенс Ч. Романы (любое изд.)
  2. Теккерей У. Книга снобов. Ярмарка тщеславия (любое изд.)
  3. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 2000.
  4. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (любое изд.)
  5. Володина Н.В. Концепт «новые люди» и его литературное бытие // Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. М., 2010.
  6. Зарубежная литература Х1Х века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990
  7. Лотман Ю.М. Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
  8. Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М., 2008.
  9. Рымарь Н.Т. Поэтика реализма // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. Под ред.Н.Д. Тамарченко. М., 2008.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрены учебным планом ОП.

8. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрены учебным планом ОП.

2. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа по дисциплине «История зарубежной литературы» включает чтение рекомендованных художественных текстов, конспектирование научной и критической литературы, составление глоссариев, выполнение творческих заданий, составление таблиц с сопоставительным анализом данных, выполнение контрольных работ и тестовых заданий.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата или эссе (с компьютерной презентацией) по предлагаемым темам. Подготовка реферата предполагает изучение научной литературы по проблеме и критический ее анализ, способствует формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности, включению элементов новизны в процессе выполнения задания, отражает степень проявления научного мышления.

Формы контроля за самостоятельной работой студентов

Формами контроля СРС являются: собеседование, проверка конспектов и письменных заданий в соответствии с объемом проработанного материала, требованиями качества освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач); проверка представленных рефератов, выполненных по теме, в соответствии с требованиями полноты изложенного аналитического материала, объемом проработанных источников.

Таблица 12

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
Обязательные Дополните-льные
II. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Модуль 1  
Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр Чтение обязательной и дополнительной литературы; проработка лекций и теоретических источников, письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос; подготовка докладов, составление глоссария, итоговая контрольная работа по теме Составление глоссария, эссе 1-2 0-10
Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе Составление хронологической таблицы, контрольная работа 3-4 0-10
Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира Составление сопоставительных таблиц, интерпретация сонета 5-6 0-10
  Всего по модулю 1:     0-30
Модуль 2 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ
4. Классицизм и барокко: эстетика и поэтика Ведение лекционных записей. Формирование понятийного аппарата курса Самостоятельное изучение материала; собеседование по тематике авторских предисловий классицистов 7-8 0-12
5. Просветительская проза XVIII века Чтение обязательной и дополнительной литературы; письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос Письменная работа: «размышления современного Робинзона»; ответы на тестовые задания 9-10 0-14
6. Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи Чтение художественных текстов и знакомство с критической литературой по теме Составление глоссария по просветительской литературе; участие в Гетевской викторине 0-9
  Всего по модулю 2:     0-35
Модуль 3
7. Романтизм как литературная эпоха; национальные школы романтизма Чтение худож.текстов, учебной и научной лит-ры. Словарь: Основные категории романтической эстетики. Доклад «Национальная традиция ром-ма» Составление плана-конспекта по теме «Влияние западноевропейского романтизма на русскую литературу». Презентация «Романтизм на школьном уроке» 12-13 0-12
8. Критический реализм и его эстетика Худож.тексты; конспект мат-лов по Хрестоматии «Реализм». Составление хронологической таблицы «основные произведения западноевропейского реализма» Аннотирование источника (раздел «Дополнит.лит-ра») . Эссе «Бальзак в России»; «Диккенс и Достоевский»Библиографический обзор «Русские переводы западноевропейских реалистов» 14-15 0-14
9. Творческие принципы реализма и поэтика жанров Чтение худож.текстов; учеб.лит-ры. Словарь: Системный анализ поэтики пр-й. Составление типологической таблицы «Романные жанры в эпоху реализма». Составление таблицы «Типология героя в лит-ре критического реализма». Реферат по творчеству писателя (по выбору); библиогр.обзор новейших источников по теме (электронныересурсы) 0-9
  Всего по модулю 3:     0-35
  ИТОГО:     36* 0-100
                   

*самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы)

Наши рекомендации