ЗАНЯТИЕ 16. Творческие принципы критического реализма и поэтика жанров: Ч.Диккенс
1. Английский реализм: хронология развития, основные авторы и произведения.
2. Творчество Ч.Диккенса: общая характеристика.
3. Тема детства и образ города в романе «Приключения Оливера Твиста».
4. Жанр романа воспитания в творчестве Диккенса.
5. Юмор и сатира в поэтике Диккенса.
6. Диккенс в России: русская рецепция его произведений.
Литература
- Диккенс Ч. Романы (любое изд.)
- Теккерей У. Книга снобов. Ярмарка тщеславия (любое изд.)
- Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 2000.
- Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (любое изд.)
- Володина Н.В. Концепт «новые люди» и его литературное бытие // Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. М., 2010.
- Зарубежная литература Х1Х века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990
- Лотман Ю.М. Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
- Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М., 2008.
- Рымарь Н.Т. Поэтика реализма // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. Под ред.Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрены учебным планом ОП.
8. Примерная тематика курсовых работ
Не предусмотрены учебным планом ОП.
2. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа по дисциплине «История зарубежной литературы» включает чтение рекомендованных художественных текстов, конспектирование научной и критической литературы, составление глоссариев, выполнение творческих заданий, составление таблиц с сопоставительным анализом данных, выполнение контрольных работ и тестовых заданий.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата или эссе (с компьютерной презентацией) по предлагаемым темам. Подготовка реферата предполагает изучение научной литературы по проблеме и критический ее анализ, способствует формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности, включению элементов новизны в процессе выполнения задания, отражает степень проявления научного мышления.
Формы контроля за самостоятельной работой студентов
Формами контроля СРС являются: собеседование, проверка конспектов и письменных заданий в соответствии с объемом проработанного материала, требованиями качества освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач); проверка представленных рефератов, выполненных по теме, в соответствии с требованиями полноты изложенного аналитического материала, объемом проработанных источников.
Таблица 12
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | ||||
Обязательные | Дополните-льные | ||||||||
II. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | |||||||||
Модуль 1 | |||||||||
Литература эпохи Возрождения. Итальянская литература. Итальянский ренессансный театр | Чтение обязательной и дополнительной литературы; проработка лекций и теоретических источников, письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос; подготовка докладов, составление глоссария, итоговая контрольная работа по теме | Составление глоссария, эссе | 1-2 | 0-10 | |||||
Северное Возрождение. Немецкая литература. Возрождение во Франции. Возрождение в Испании. Жанр романа в европейской литературе | Составление хронологической таблицы, контрольная работа | 3-4 | 0-10 | ||||||
Испанский ренессансный театр. Английская литература. Творчество Шекспира | Составление сопоставительных таблиц, интерпретация сонета | 5-6 | 0-10 | ||||||
Всего по модулю 1: | 0-30 | ||||||||
Модуль 2 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ | |||||||||
4. | Классицизм и барокко: эстетика и поэтика | Ведение лекционных записей. Формирование понятийного аппарата курса | Самостоятельное изучение материала; собеседование по тематике авторских предисловий классицистов | 7-8 | 0-12 | ||||
5. | Просветительская проза XVIII века | Чтение обязательной и дополнительной литературы; письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос | Письменная работа: «размышления современного Робинзона»; ответы на тестовые задания | 9-10 | 0-14 | ||||
6. | Художественный универсализм И.В. Гете и литературный контекст эпохи | Чтение художественных текстов и знакомство с критической литературой по теме | Составление глоссария по просветительской литературе; участие в Гетевской викторине | 0-9 | |||||
Всего по модулю 2: | 0-35 | ||||||||
Модуль 3 | |||||||||
7. | Романтизм как литературная эпоха; национальные школы романтизма | Чтение худож.текстов, учебной и научной лит-ры. Словарь: Основные категории романтической эстетики. Доклад «Национальная традиция ром-ма» | Составление плана-конспекта по теме «Влияние западноевропейского романтизма на русскую литературу». Презентация «Романтизм на школьном уроке» | 12-13 | 0-12 | ||||
8. | Критический реализм и его эстетика | Худож.тексты; конспект мат-лов по Хрестоматии «Реализм». Составление хронологической таблицы «основные произведения западноевропейского реализма» | Аннотирование источника (раздел «Дополнит.лит-ра») . Эссе «Бальзак в России»; «Диккенс и Достоевский»Библиографический обзор «Русские переводы западноевропейских реалистов» | 14-15 | 0-14 | ||||
9. | Творческие принципы реализма и поэтика жанров | Чтение худож.текстов; учеб.лит-ры. Словарь: Системный анализ поэтики пр-й. Составление типологической таблицы «Романные жанры в эпоху реализма». | Составление таблицы «Типология героя в лит-ре критического реализма». Реферат по творчеству писателя (по выбору); библиогр.обзор новейших источников по теме (электронныересурсы) | 0-9 | |||||
Всего по модулю 3: | 0-35 | ||||||||
ИТОГО: | 36* | 0-100 | |||||||
*самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы)