Технических причин, таких как размер помещения, не может присутствовать слишком много представителей СМИ, поэтому

отделу пресс-службы приходится организовывать список гостей. В таком случае в приоритетном положении находятся крупнейшие информационные агентства и телеканалы.

В своей повседневной практике журналисты, ориентированные на освещение определенной проблематики, аккредитованные

в Государственной Думе, работают с профильными комитетами, в каждом из которых есть сотрудник, ответственный за связи со СМИ (штатной должности пресс- секретаря в аппаратах комитетов нет), либо с пресс-службами фракций.

Во время сессий законодательного органа власти отдел пресс-службы проводит еженедельные совещания с уполномоченными представителями других структурных подразделений Государственной Думы, направленные на координацию деятельности и реализацию общей информационной политики. В этих совещаниях принимают участие представители отдела, занимающегося подготовкой передачи «Парламентский час». На таких совещаниях происходит обмен информацией о готовящихся мероприятиях что позволяет отделу пресс-службы осуществлять общее медиа-планирование. На основании полученных данных составляется медиа-план на следующую неделю, который потом рассылается в СМИ, чьи представители аккредитованы в Государственной Думе. Такая форма работы значительно упрощает процесс сотрудничества с журналистами и удобна обеим сторонам. Таким образом, при­менительно к работе всех структурных подразделений Государственной Думы со СМИ отдел пресс-службы выполняет координирующие функции.

О мероприятиях с участием Председателя Госдумы отдел пресс-службы готовит информационное сообщение, которое передается в СМИ в письменной, а иногда и в устной форме. В ряде случаев, если есть необходимость, создается соответствующий раздаточный материал.

Обобщая тезисы приведенного выше Положения, обозначим перечень основных и приоритетных направлений

работы отдела пресс службы(ни основании экспертного интервьюКонстантина Тарасова, руководителя отдела

пресс-службы ГД ФС РФ):

♦ обеспечение деятельности Председателя Государственной Думы;

-координация информационной деятельности 32 Ко­митетов Государственной Думы (несколько сотрудников отдела пресс-службы курируют по 5-7 коми­тетов каждый);

♦ информационное наполнение новостной ленты офи­циального сайта Государственной Думы РФ (http:// www.duma.gov.ru/), которая также содержит сведения, необходимые для участия представителей СМИ в конкретных мероприятиях;

♦ мониторинг хода заседаний Госдумы;

♦ мониторинг праздников, юбилеев и других официальных дат для своевременного направления поздравле­ний и приветствий от лица Председателя ГД ФС РФ;

♦ отбор и создание информационных поводов.

В качестве дополнения отметим, что большинство воп­росов, которые журналисты формально относят к компе­тенции отдела пресс-службы Государственной Думы, фак­тически относятся к компетенции фракций или комитетов, поэтому одна из задач отдела пресс-службы также со­стоит в обеспечении «правильной навигации» журнали­стов в структуре парламента. Необходимо это для того, чтобы каждый представитель СМИ мог в кратчайшие сро­ки получить именно ту информацию, которая ему необхо­дима. Данное направление работы является очень важным в деятельности отдела пресс-службы, так как создает ком­фортные условия для всех представителей СМИ, работа­ющих на территории Госдумы, снижает «пустую» нагруз­ку на отделы Управления но связям с общественностью и взаимодействию со СМИ и формирует положительный имидж органов законодательной власти России.

В процессе обеспечения взаимодействия со СМИ и внешней общественностью Председателя Государственной Думы и парламента в целом, отдел пресс-службы занимается

подготовкой трех основных видов текстовых материалов:

информационные материалы для официального сайта Государственной Думы (анонсы и отчеты о меро­приятиях);

протоколы заседаний Государственной Думы (появ­ляются на сайте в течение получаса после оконча­ния заседания);

проектытекстов и материалов для Председателя Го­сударственной Думы (самое сложное направление paботы, так как очень высока ответственность за качества

и достоверность итогового материала). отдела пресс-службы Государственной Думы Константин Тарасов подчеркивает, что «в этом процессе активное участие принимает лично Председатель

палаты Парламента Борис Вячеславович Грызлов, который формулирует задание и вносит необходимые коррективы. Работой по подготовке текстов для Председателя РФ занимается целая команда специалистов, включая сотрудников аналитического управления и экспертов в конкретных областях знания. Однако общую координацию процесса подготовки текстов осуществляет отдел пресс-службы».

К данному блоку работы относятся не только материалы больших выступлений Председателя, но и комментарии по актуальным темам, тексты поздравлений, интервьюи т.п. Некоторые из них тесно связаны с пунктами «диа-плана (анонс мероприятий, событий, дат) Предсе­дателя нижней палаты парламента, который заранее фор­мируется отделом пресс-службы. Данная работа осуществляется на месяц вперед, хотя в дальнейшем план, безусловно, корректируется с учетом актуальных событий.

Таким образом, одним из важных направлений работы отдела пресс-службы является формирование событийного контента в деятельности первого лица, выделение в общем информационном потоке того, на что необходимо отреагировать в первую очередь.

Парламент относится к тем учреждениям, которые изначально имеют достаточный уровень известности и

интереса к их деятельности со стороны общественности. Для отдела пресс-службы Государственной Думы акту­альна задача поддержания имиджа учреждения на долж­ном уровне, его защита, а не увеличение в разы таких показателей, как «индекс цитируемости» или «вхожде­ние представителей организации в число популярных ньюс­мейкеров». Задачи, стоящие перед отделом пресс-службы Гос­думы, решаются с помощью тонких инструментов и техноло­гий, путем работы с журналистами на основании личных кон­тактов и формирования информационной повестки дня.

Основными партнерами отдела пресс-службы Государ­ственной Думы выступают:

♦ журналисты;

♦ координаторы их деятельности от редакций (менед­жмент);

♦ руководители СМИ.

Сотрудничество отдела пресс-службы с журналиста­ми основано на принципах партнерства. Часто журнали­сты формулируют отделу пресс-службы свой запрос на конкретную информацию, что также очень полезно в ра­боте, так как позволяет отслеживать последние тенден­ции развития информационного пространства. Особо зна­чимыми партнерами отдела пресс-службы Государствен­ной Думы, по словам его руководителя Константина Тарасова, являются крупнейшие информационные агент­ства — «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС» и «РИА-Новости».

Следует подчеркнуть, что отдел пресс-службы сотруд­ничает не только с представителями СМИ, но и с экспер­тами, конкретными депутатами и другими специалиста­ми, которые могут предоставить необходимую для его де­ятельности информацию. Взаимодействие осуществляется и с представителями близких по функционалу подразде­лений других органов власти и управления — Админист­рации Президента России, Правительства РФ, Совета Фе­дерации ФС РФ и другими.

В работе пресс-служб высших органов законодательной власти существуют не только документы, устанавливаю­щие общие нормы и правила, функции и обязанности конк­ретного подразделения. Многие из отдельных направлений



деятельности пресс-службы также оформлены соответству­ющими инструкциями и рекомендациями, которые позво­ляют обеспечивать эффективное решение поставленных задач. Данный аспект является одной из особенностей в pa­боте пресс-службы высшего органа законодательной власти России. К примеру, Управление пресс-службы Совета Федерации при организации мероприятий для прессы руководствуется специальным положением о подготовке и проведении пресс-конференций и брифингов. Приведем его текст полностью.

Наши рекомендации