Технических причин, таких как размер помещения, не может присутствовать слишком много представителей СМИ, поэтому
отделу пресс-службы приходится организовывать список гостей. В таком случае в приоритетном положении находятся крупнейшие информационные агентства и телеканалы.
В своей повседневной практике журналисты, ориентированные на освещение определенной проблематики, аккредитованные
в Государственной Думе, работают с профильными комитетами, в каждом из которых есть сотрудник, ответственный за связи со СМИ (штатной должности пресс- секретаря в аппаратах комитетов нет), либо с пресс-службами фракций.
Во время сессий законодательного органа власти отдел пресс-службы проводит еженедельные совещания с уполномоченными представителями других структурных подразделений Государственной Думы, направленные на координацию деятельности и реализацию общей информационной политики. В этих совещаниях принимают участие представители отдела, занимающегося подготовкой передачи «Парламентский час». На таких совещаниях происходит обмен информацией о готовящихся мероприятиях что позволяет отделу пресс-службы осуществлять общее медиа-планирование. На основании полученных данных составляется медиа-план на следующую неделю, который потом рассылается в СМИ, чьи представители аккредитованы в Государственной Думе. Такая форма работы значительно упрощает процесс сотрудничества с журналистами и удобна обеим сторонам. Таким образом, применительно к работе всех структурных подразделений Государственной Думы со СМИ отдел пресс-службы выполняет координирующие функции.
О мероприятиях с участием Председателя Госдумы отдел пресс-службы готовит информационное сообщение, которое передается в СМИ в письменной, а иногда и в устной форме. В ряде случаев, если есть необходимость, создается соответствующий раздаточный материал.
Обобщая тезисы приведенного выше Положения, обозначим перечень основных и приоритетных направлений
работы отдела пресс службы(ни основании экспертного интервьюКонстантина Тарасова, руководителя отдела
пресс-службы ГД ФС РФ):
♦ обеспечение деятельности Председателя Государственной Думы;
-координация информационной деятельности 32 Комитетов Государственной Думы (несколько сотрудников отдела пресс-службы курируют по 5-7 комитетов каждый);
♦ информационное наполнение новостной ленты официального сайта Государственной Думы РФ (http:// www.duma.gov.ru/), которая также содержит сведения, необходимые для участия представителей СМИ в конкретных мероприятиях;
♦ мониторинг хода заседаний Госдумы;
♦ мониторинг праздников, юбилеев и других официальных дат для своевременного направления поздравлений и приветствий от лица Председателя ГД ФС РФ;
♦ отбор и создание информационных поводов.
В качестве дополнения отметим, что большинство вопросов, которые журналисты формально относят к компетенции отдела пресс-службы Государственной Думы, фактически относятся к компетенции фракций или комитетов, поэтому одна из задач отдела пресс-службы также состоит в обеспечении «правильной навигации» журналистов в структуре парламента. Необходимо это для того, чтобы каждый представитель СМИ мог в кратчайшие сроки получить именно ту информацию, которая ему необходима. Данное направление работы является очень важным в деятельности отдела пресс-службы, так как создает комфортные условия для всех представителей СМИ, работающих на территории Госдумы, снижает «пустую» нагрузку на отделы Управления но связям с общественностью и взаимодействию со СМИ и формирует положительный имидж органов законодательной власти России.
В процессе обеспечения взаимодействия со СМИ и внешней общественностью Председателя Государственной Думы и парламента в целом, отдел пресс-службы занимается
подготовкой трех основных видов текстовых материалов:
информационные материалы для официального сайта Государственной Думы (анонсы и отчеты о мероприятиях);
протоколы заседаний Государственной Думы (появляются на сайте в течение получаса после окончания заседания);
проектытекстов и материалов для Председателя Государственной Думы (самое сложное направление paботы, так как очень высока ответственность за качества
и достоверность итогового материала). отдела пресс-службы Государственной Думы Константин Тарасов подчеркивает, что «в этом процессе активное участие принимает лично Председатель
палаты Парламента Борис Вячеславович Грызлов, который формулирует задание и вносит необходимые коррективы. Работой по подготовке текстов для Председателя РФ занимается целая команда специалистов, включая сотрудников аналитического управления и экспертов в конкретных областях знания. Однако общую координацию процесса подготовки текстов осуществляет отдел пресс-службы».
К данному блоку работы относятся не только материалы больших выступлений Председателя, но и комментарии по актуальным темам, тексты поздравлений, интервьюи т.п. Некоторые из них тесно связаны с пунктами «диа-плана (анонс мероприятий, событий, дат) Председателя нижней палаты парламента, который заранее формируется отделом пресс-службы. Данная работа осуществляется на месяц вперед, хотя в дальнейшем план, безусловно, корректируется с учетом актуальных событий.
Таким образом, одним из важных направлений работы отдела пресс-службы является формирование событийного контента в деятельности первого лица, выделение в общем информационном потоке того, на что необходимо отреагировать в первую очередь.
Парламент относится к тем учреждениям, которые изначально имеют достаточный уровень известности и
интереса к их деятельности со стороны общественности. Для отдела пресс-службы Государственной Думы актуальна задача поддержания имиджа учреждения на должном уровне, его защита, а не увеличение в разы таких показателей, как «индекс цитируемости» или «вхождение представителей организации в число популярных ньюсмейкеров». Задачи, стоящие перед отделом пресс-службы Госдумы, решаются с помощью тонких инструментов и технологий, путем работы с журналистами на основании личных контактов и формирования информационной повестки дня.
Основными партнерами отдела пресс-службы Государственной Думы выступают:
♦ журналисты;
♦ координаторы их деятельности от редакций (менеджмент);
♦ руководители СМИ.
Сотрудничество отдела пресс-службы с журналистами основано на принципах партнерства. Часто журналисты формулируют отделу пресс-службы свой запрос на конкретную информацию, что также очень полезно в работе, так как позволяет отслеживать последние тенденции развития информационного пространства. Особо значимыми партнерами отдела пресс-службы Государственной Думы, по словам его руководителя Константина Тарасова, являются крупнейшие информационные агентства — «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС» и «РИА-Новости».
Следует подчеркнуть, что отдел пресс-службы сотрудничает не только с представителями СМИ, но и с экспертами, конкретными депутатами и другими специалистами, которые могут предоставить необходимую для его деятельности информацию. Взаимодействие осуществляется и с представителями близких по функционалу подразделений других органов власти и управления — Администрации Президента России, Правительства РФ, Совета Федерации ФС РФ и другими.
В работе пресс-служб высших органов законодательной власти существуют не только документы, устанавливающие общие нормы и правила, функции и обязанности конкретного подразделения. Многие из отдельных направлений
деятельности пресс-службы также оформлены соответствующими инструкциями и рекомендациями, которые позволяют обеспечивать эффективное решение поставленных задач. Данный аспект является одной из особенностей в paботе пресс-службы высшего органа законодательной власти России. К примеру, Управление пресс-службы Совета Федерации при организации мероприятий для прессы руководствуется специальным положением о подготовке и проведении пресс-конференций и брифингов. Приведем его текст полностью.