ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой
Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой и парфюмерией. Успешно работая с 1994 г., компания имеет постоянных партнеров по поставке и peaлизации продукции. Компания работает на условиях «безналичная оплата после получения продукции». Тем не менее коммерческие риски всегда сопровождают деятельность компаний.
11 мая 2000 г. компания «Галина» заключала договор № 140 с поставщиком — фирмой «Августин» на получение парфюмерии 18 мая 2000 г. на сумму 100 тыс. руб. с оплатой не позднее 30 мая 2000 г.
14 мая 2000 г. компания «Галина» заключила договор № 144 с покупателем — фирмой «Кроха» на отгрузку этой парфюмерии 20 мая 2000 г. на сумму 130 тыс. руб. с оплатой не позднее 27 мая 2000 г.
В назначенные сроки компания «Галина» получила парфюмерию и отправила ее фирме «Кроха». Фирма «Кроха» после получения товара оплатила счет в своем банке «Экстра-банк». Однако банк задержал перевод денег на две недели и они пришли 10 июня 2000 г. Свободных денежных средств на расчетном счете у компании «Людмила» не было. За каждый день просрочки, согласно договору, компания «Людмила» должна платить 3% фирме «Августин».
Вопросы. К каким видам технологической ответственности относится ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей? Какие формы ответственности могут быть применены к банку со стороны компании «Галина»?
Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале ответа на 84—86-й вопросы.
Рассмотрим краткое содержание технологических видов ответственности для определения их наличия в данной ситуации.
• Профессиональная ответственность возникает из-за нарушения технологии производственной деятельности. В рассматриваемом случае такое нарушение — это задержка расчетно-кассовых операций.
• Дисциплинарная ответственность возникает из-за нарушения организационных аспектов деятельности руководителя. В данной ситуации контролирующая деятельность руководства банка над деятельностью работников операционного отдела явно ослабла, поэтому такая ответственность имеется.
• Административная ответственность наступает за свершение гражданско-процессуального нарушения прав и свобод граждан. Таких нарушений в составе ситуации нет.
• Юридическая ответственность возникает из-за нарушения регламентов, входящих в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Нарушения регламентов нет.
• Экономическая ответственность рассматривается относительно юридического лица (компании) за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств, повлекшее за собой материальный ущерб. Этот ущерб для компании «Галина» определяется неустойкой в 3% за каждый день просрочки платежа.
• Материальная ответственность обычно рассматривается относительно физического лица (работника компании) за нанесение этой же компании имущественного или денежного ущерба. В данной ситуации истцом и ответчиком выступают юридические лица. Поэтому материальной ответственности нет.
Таким образом, в данной ситуации наступают три вида технологической ответственности: профессиональная, дисциплинарная и экономическая.
Форма ответственности обычно выбирается из набора самой главной ответственности. Ею является экономическая ответственность. Из двух основных форм, очевидно, будет использоваться возмещение убытков.
Выводы. Для рассматриваемой ситуации банк «Экстра-банк» несет три вида технологической ответственности.
XXI. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В чем суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения?
Каковы характеристики основных схем управления качеством продукции?
Каково значение стандартизации процессов управления качеством ПРУР?
Какова роль международных стандартов управления качеством?
Проанализируйте ситуацию
В ЧЕМ СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ: КАЧЕСТВО, КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ?
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хорошего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями (рис. 93.1).
Качество управленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.
На качество продукции оказывают влияние не только технический уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих
решений.
Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс производства, так как управленческие решения могут загубить эффективное использование самой современной технологии.
Качество управленческого решения — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.
Пример. Каждое УР требует последовательного выполнения восьми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая процедура имеет только одну операцию. При этом значения качеств процедур оценивались следующими величинами:
• информационная подготовка — 0,8;
• разработка вариантов УР — 0,7;
• согласование вариантов —0,8;
• выбор одного варианта — 0,7;
• утверждение варианта УР — 0,8;
• реализация УР — 0,7;
• контроль выполнения — 0,7;
• информирование — 0,8. _ Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество УР будет равно 0,098! Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемлемое качество всего УР.
На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему.
Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты (рис. 93.2).
Каждая составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество (табл. 93.1).
Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отводится организаторской стороне. Она включает, прежде всего, создание творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:
• создание творческой обстановки при подготовке УР;
• обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;
Таблица 93.1
Содержание основных составляющих качества УР
Наименование сторон качества | Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР |
Организационная Экономическая Социальная Технологическая Психологическая Правовая Экологическая Этическая Политическая Партийная | Регламенты, инструкции, принятые в компании Сертифицированные методы экономических расчетов Права человека Национальные или мировые технологические нормативы Прогрессивные традиции и нормы общежития Национальные и международные законодательные акты Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития Прогрессивные традиции и нормы общежития Программа национального развития Устав и программа представляемой партии |
• использование современных информационных технологий;
• профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов;
• использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;
• разностороннее рассмотрение всех этапов процесса ПРУР, а особенно ситуацию;
• усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
• отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
• осуществление мониторинга решений. Этот далеко не полный перечень может дать представление о качественной стороне эффективной работы коллектива.