ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой

Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой и парфюмерией. Успешно работая с 1994 г., компания имеет постоянных партнеров по поставке и peaлизации продукции. Компания работает на условиях «безналичная оплата после получения продукции». Тем не менее коммерческие риски всегда сопровождают деятельность компаний.

11 мая 2000 г. компания «Галина» заключала договор № 140 с поставщиком — фирмой «Августин» на получение парфюмерии 18 мая 2000 г. на сумму 100 тыс. руб. с оплатой не позднее 30 мая 2000 г.

14 мая 2000 г. компания «Галина» заключила договор № 144 с покупателем — фирмой «Кроха» на отгрузку этой парфюмерии 20 мая 2000 г. на сумму 130 тыс. руб. с оплатой не позднее 27 мая 2000 г.

В назначенные сроки компания «Галина» получила парфюмерию и отправила ее фирме «Кроха». Фирма «Кроха» после получения то­вара оплатила счет в своем банке «Экстра-банк». Однако банк задер­жал перевод денег на две недели и они пришли 10 июня 2000 г. Свободных денежных средств на расчетном счете у компании «Люд­мила» не было. За каждый день просрочки, согласно договору, ком­пания «Людмила» должна платить 3% фирме «Августин».

Вопросы. К каким видам технологической ответственности отно­сится ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей? Ка­кие формы ответственности могут быть применены к банку со сто­роны компании «Галина»?

Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале от­вета на 84—86-й вопросы.

Рассмотрим краткое содержание технологических видов ответ­ственности для определения их наличия в данной ситуации.

• Профессиональная ответственность возникает из-за нару­шения технологии производственной деятельности. В рас­сматриваемом случае такое нарушение — это задержка рас­четно-кассовых операций.

• Дисциплинарная ответственность возникает из-за нарушения организационных аспектов деятельности руководителя. В данной ситуации контролирующая деятельность руководства банка над деятельностью работников операционного отдела явно ослабла, поэтому такая ответственность имеется.

• Административная ответственность наступает за свершение гражданско-процессуального нарушения прав и свобод граждан. Таких нарушений в составе ситуации нет.

• Юридическая ответственность возникает из-за нарушения регламентов, входящих в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Нарушения регламентов нет.

• Экономическая ответственность рассматривается относительно юридического лица (компании) за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств, повлекшее за собой материальный ущерб. Этот ущерб для компании «Галина» определяется неустойкой в 3% за каждый день просрочки платежа.

• Материальная ответственность обычно рассматривается от­носительно физического лица (работника компании) за нанесение этой же компании имущественного или денеж­ного ущерба. В данной ситуации истцом и ответчиком выс­тупают юридические лица. Поэтому материальной ответствен­ности нет.

Таким образом, в данной ситуации наступают три вида техноло­гической ответственности: профессиональная, дисциплинарная и экономическая.

Форма ответственности обычно выбирается из набора самой глав­ной ответственности. Ею является экономическая ответственность. Из двух основных форм, очевидно, будет использоваться возмеще­ние убытков.

Выводы. Для рассматриваемой ситуации банк «Экстра-банк» не­сет три вида технологической ответственности.

XXI. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В чем суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения?

Каковы характеристики основных схем управления качеством продукции?

Каково значение стандартизации процессов управления качеством ПРУР?

Какова роль международных стандартов управления качеством?

Проанализируйте ситуацию

В ЧЕМ СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ: КАЧЕСТВО, КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ?

Качество — это совокупность характеристик объекта, относя­щихся к его способности удовлетворять установленные или предпо­лагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характерис­тикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хоро­шего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями (рис. 93.1).

Качество управленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих ре­шений.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой - student2.ru

На качество продукции оказывают влияние не только техничес­кий уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих

решений.

Недостаточное внимание к методологии и процессу управления снижает огромные усилия, направленные на сам процесс произ­водства, так как управленческие решения могут загубить эффектив­ное использование самой современной технологии.

Качество управленческого решения — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработ­ке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждо­му этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низ­шему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся пос­ледовательно.

Пример. Каждое УР требует последовательного выполнения вось­ми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая проце­дура имеет только одну операцию. При этом значения качеств про­цедур оценивались следующими величинами:

• информационная подготовка — 0,8;

• разработка вариантов УР — 0,7;

• согласование вариантов —0,8;

• выбор одного варианта — 0,7;

• утверждение варианта УР — 0,8;

• реализация УР — 0,7;

• контроль выполнения — 0,7;

• информирование — 0,8. _ Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Од­нако общее качество УР будет равно 0,098! Это очень низкий уро­вень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процесса разработки и реализации УР можно обес­печить приемлемое качество всего УР.

На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, ме­тоды разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выб­ранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, орга­низационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным эле­ментам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему.

Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политичес­кой и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты (рис. 93.2).

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. ООО «Галина» является крупнейшей компанией по оптовой торговле косметикой - student2.ru

Каждая составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество (табл. 93.1).

Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отво­дится организаторской стороне. Она включает, прежде всего, созда­ние творческого коллектива. Руководитель должен формировать сти­мулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:

• создание творческой обстановки при подготовке УР;

• обеспечение разработчиков полной и своевременной инфор­мацией;

Таблица 93.1

Содержание основных составляющих качества УР

Наименование сторон качества   Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР
Организационная Экономическая Социальная Технологическая Психологическая Правовая Экологическая Этическая Политическая Партийная Регламенты, инструкции, принятые в компании Сертифицированные методы экономических расчетов Права человека Национальные или мировые технологические нормативы Прогрессивные традиции и нормы общежития Национальные и международные законодательные акты Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития Прогрессивные традиции и нормы общежития Программа национального развития Устав и программа представляемой партии

• использование современных информационных технологий;

• профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов;

• использование опыта и знаний наиболее профессиональ­ных по решаемой задаче специалистов;

• разностороннее рассмотрение всех этапов процесса ПРУР, а особенно ситуацию;

• усиление внимания к преодолению местничества, субъек­тивизма и показухи (сиюминутного эффекта);

• отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных автори­тетными специалистами;

• осуществление мониторинга решений. Этот далеко не полный перечень может дать представление о ка­чественной стороне эффективной работы коллектива.

Наши рекомендации