Социальная презентация
Проницательный и искусный/искренний и безыскусный
Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) разделяет людей, в зависимости от того, как они взаимодействуют в своей жизни с другими людьми и социальными группами, на безыскусных, сердечных, спонтанных, наивных, с одной стороны, и на проницательных, искусных и социально «корректных» — с другой.
196______________________________ Часть II. Метапрограммы
Извлечение. * Когда вы размышляете о предстоящем контакте с какой-то социальной группой или о своем появлении в обществе, какие чувства вы обычно испытываете? Вас сильно беспокоит ваш социальный имидж и вы хотите произвести самое благоприятное впечатление на окружающих, так чтобы они оценили вашу тактичность, вежливость, обходительность и т. д.? Или вас не слишком беспокоят эти обстоятельства и вы хотите прежде всего "оставаться самим собой", быть естественным, прямым, непосредственным, открытым?»
Идентификация
1. Проницательный и искусный. Люди, которые, находясь в об
ществе, по-настоящему беспокоятся о том, какое впечатление они
производят на окружающих, и хотят быть уверенными в том, что
оно исключительно позитивное, ценят образ, который они созда
ют в умах других людей (отнесение к другим, № 14). Это побуж
дает их ценить вежливость, тактичность, этикет, протокол и т. д.
и избегать излишнего самораскрытия, выражения своих мыслей
и чувств, спонтанности. Такие люди обычно отличаются повышен
ным честолюбием. Когда данный паттерн становится чересчур вы
раженным, они могут вести себя в манипуляторской, «политикан
ской», эгоистичной манере.
2. Искренний и безыскусный. Люди, которые презирают соци
альную презентацию как таковую, воспринимают ее как актерство,
«отсутствие естественности», «притворство» или лицемерие, они
предпочитают «говорить начистоту», лишены или почти лишены
честолюбия, легче мирятся с разочарованием в других людях, их
социальные манеры могут казаться безыскусными и неучтивыми
(отнесение к себе, № 14). В крайних случаях человек может вести
себя на людях грубо и неадекватно; у него может даже вырабо
таться антисоциальный стиль.
Язык и личность. О каком наборе ценностей человек вспоминает чаще всего? Именно эти процессы операционной системы ведут к появлению светского льва, политикана и коммуникабельной личности либо неучтивого и грубого, безыскусного, прямолинейного человека, который всегда говорит то, что думает.
Первичные контексты. Данные стили, как правило, обусловлены либо моделированием и идентификацией с ранними ролевыми моделями — родителями, учителями и т. д., которые демонстрировали позитивный пример владения социальными навыками, либо неприятием лицемеров и манипуляторов и ориентацией на антисоциальную группу бунтарей.
Глава 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 197
Самоанализ
• Проницательный и искусный/искренний и безыскусный
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:______
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
№ 39» Им иерархического доминирования
Власть/ союз/ достижения
Концепт. Когда Дэвид Мак-Клелланд из Гарварда разрабатывал свою модель, он взял за основу три центральных аспекта человеческого взаимодействия: власть, союз и достижения. Эта модель описывает, как люди относятся к доминированию. Джозеф Йегер (Yeager, 1985) использовал ее при конструировании своей «шкалы власти».
Данная метапрограмма связана с тем, как человек адаптируется к властным действиям других людей (которые могут использовать свое положение, унижать подчиненных, проявлять высокомерие и т. д.). Она описывает стиль, который человек использует, чтобы приспособиться к власти (или чтобы не приспосабливаться к ней). Йегер связывает этот стиль с программой пассивность-агрессия (№ 13) и использует для его измерения шкалу с делениями от 1 до 10, где 1 — пассивные люди (подобные Чарли Брауну), 5 — уверенные в себе (Снупи) и 10 — агрессивные (Люси или Аттила Гунн).
Извлечение. Оцените свои мотивы при взаимодействии с окружающими с точки зрения ваших мотивационных предпочтений между Властью (доминирование, соперничество, интриги), Союзом (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) и Достижением (результаты, цели, задачи) и оцените каждый из этих трех стилей отношения к «власти» в баллах, так чтобы в сумме получилось 100 баллов.
• Власть (доминирование, соперничество, интриги)
• Союз (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество)
• Достижения (результаты, цели, задачи)
Итого: 100
198____________________________ "5 Часть П. Метапрограммы
Идентификация
1. Человек, который стремится к власти, действует в точности
как «иерархическое животное» (Yeager, 1985, р. НО): он ценит до
минирование, соперничество и политические игры. Когда он одер
живает победу, то испытывает чувство превосходства и удовлет
ворения. Такие люди мыслят в терминах «победа/поражение».
Когда этот паттерн заходит слишком далеко, человек может ду
мать про себя: «Того, что я выиграл, недостаточно... надо, чтобы
проиграли другие» (Аттила Гунн).
•
2. Люди, которые стремятся к союзу, действуют, улаживая свои
отношения путем сотрудничества и обходительности. Они ценят
хорошие отношения с окружающими, устанавливая и поддержи
вая их благодаря своей рассудительности. Они мыслят с позиции
«победа/победа». *'
3. Люди, которые стремятся к достижениям, больше всего бес
покоятся о том, чтобы дело было доведено до конца, о практиче
ских результатах и т. д.
Язык и личность. Прислушайтесь к словам, указывающим на один из этих трех стилей в контексте социальных групп и организаций.
Первичные контексты. Ценности и стиль, которые преобладали в действиях родителей и учителей, в семье и школе, могут предрасполагать ребенка к аналогичному поведению. Подражал ли он этому стилю или, наоборот, отвергал его?
Самоанализ
• Власть/союз/достижения/сбалансированность
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
Заключение
Наши операционные системы функционируют не в вакууме, а в социально-политическом, духовном и личностном контексте. Принимая во внимание наше рефлексивное сознание, которое всег-
Глава 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 199
да и неизбежно возвращается к собственным мыслям, чувствам и действиям, наши реакции при взаимодействии с окружающим миром составляют значимый элемент «мышления». Более широкая модель понимания «мышления» и эти метапрограммы позволяют нам рассмотреть нашу «ментально-эмоциональную» обработку и сортировку информации с точки зрения людей, задач, коммуникации и т. д.
Что вы узнали о собственном стиле восприятия применительно к этим аспектам сознания? Какие из них проявляются у вас в такой степени, что определяют ваш повседневный опыт? Насколько успешно служат вам ваши метапрограммы в социальной сфере?
№ 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт
№ 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель
№ 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории
№ 32. Общая реакция: конгруэнтная/пекоигкруэнт-ная/соперничество/сотрудничество/поляр-ность/метапозиция
№ 33. Тип соматической реакции: активный/рефлексивный/оба
№ 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация
№ 35. Способ сравнения: количественный/качественный
№ 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализация/демонстраиря/опыт/авторитетное мнение
№ 37. Завершенность/окончательность: завершенность/незавершенность
№ 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный
№ 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения
Глава 7
Мета-метапрограммы
Метапрограммы, относящиеся
к концептуальным / семантическим реальностям,
идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51)
Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по отношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми метапрограммами, которые действуют на логическом уровне, находящемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мышления, обработки информации, сортировки, направления внимания и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня.
Мы представили данную модель в главе 1. Здесь мы опишем ее подробнее. Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы:
• Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм
мами?
• Как вписываются в эту модель «убеждения»?
• Куда мы должны поместить категории Канта (время, про
странство, причинность и т. д.) применительно к человече
скому восприятию?
В этой главе мы рассмотрим метапрограммы, которые являются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют вышеи за рамками всех специфических метапрограмм.
№ 40. Ценности: эмоциональные потребности;
системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/
уступчивость
Глава 7. Мета-метапрограммы______________________________ 201
№ 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безусловная
№ 43. Уверенность в себе:низкая/высокая
№ 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль
№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция
№ 46. Сортировка -«времени»:прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени»:«во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка
№ 48. Доступ ко «времени»: случайный/последовательный
№ 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость
№ 50. Нравственные качества:слабое/сильное су-перэго
№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь
- Метапрограммы, являющиеся мета по отношению к метапрограммам
В главе 1 мы начали с того, что предложили компьютерную метафору обработки информации как аналогичную в некоторых отношениях присущей людям неврологической обработке информации. Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявляющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые обрабатываются нервной системой и мозгом человека.
Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя.
Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапрограмм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявляет себя вфокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране