Упражнение 174. Понимать указания, состоящие из нескольких слов
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Учебная цель: понимать сложные предложения
Задание: следовать указаниям, состоящим из нескольких слов
Материал: 4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушечный автомобиль
Посадите Колю на место, куда он должен возвращаться после выполнения каждого задания. Держите наготове вознаграждение, которое он получит, возвратившись на место. Сначала дайте ему лишь одно указание, как, например, "Принеси мяч!". Когда он его выполнит, давайте ему второе указание: "Сядь сюда!". Если он отвлекается, то подведите его к стулу и повторите просьбу. Два указания он должен выполнить отдельно. Когда он их поймет, объедините оба предложения и пусть он выполнит их вместе. Если он ошибается при выполнении первой части задания, то спросите: "Что следующее?", - чтобы привлечь его к заданию. В случае необходимости дайте ему визуальный или акустический сигнал для второй части задания. Если Коля следует указанию, вторая часть которого звучит "Потом сядь!", то усложните просьбу. Скажите ему, например: "Принеси чашку и поставь ее на стол!". Следите за тем, чтобы он понимал наименования предметов.
Упражнение 175. Понимать обозначение действий
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Познавательная деятельность: создавать категории, 2-3 года
Восприятие: визуальное, 1-2 года
Речь: словарный запас, 1-2 года (выборочно)
Учебная цель: понимание наименований и обозначение функций предметов повседневного обихода
Задание: указать на все предметы указанной категории
Материал: что-то съедобное (например, яблоко),что-то изодежды (например, ботинок), игрушка (любимая)
Разместите предметы в комнате, чтобы их хорошо было видно, и сядьте с Павлом за стол. Держите его руки на столе и спросите: "Павел, что можно есть?". Пусть он осмотрит комнату, пока не найдет яблоко, покажет на него и скажет "яблоко", если он может говорить. Пусть он не встает и не берет яблоко. Он должен научиться сидеть на своем месте и использовать жесты или речь. Поступите так же с другими предметами и подчеркивайте каждый раз их функции (для одевания, для игры), если просите Павла найти их. Берите время от времени новые предметы и меняйте их местами так, чтобы Павел снова осмотрелся в комнате, чтобы найти нужный предмет. Следите за тем, чтобы он хорошо знал и видел предметы со своего места. Если он делает успехи, то пусть найдет второй предмет, выполняющий эту же функцию. Если он путается, то укажите ему последовательно на различные предметы в комнате и каждый раз спрашивайте: "Это едят?". Научите его покачать головой или сказать "нет", если предмет не выполняет ту функцию, о которой Вы спрашиваете.
Упражнение 176. Соотносить формы
Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года
Восприятие: визуальное, 1-2 года
Учебная цель: различать формы, соотносить похожие формы
Задание: сочетать карточки лото с 4 простыми формами
Материал: плотный картон, фломастер
Сделайте из плотного картона лото, вырезав 4 геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и наклеив их на карту, разделенную на 4 поля. Вырежьте следующую серию этих форм. Положите лист с наклеенными формами на стол, а вырезанные формы оставьте у себя. Дайте Олегу одну из них со словами: "Положи ее сюда, Олег!". Назовите форму, чтобы он привыкал к звучанию слова. Если он не знает, что должен делать, то подведите его руку с вырезанной формой к каждому из 4 полей, пока он не найдет нужное. Поступите таким же образом с другими формами. Продолжайте упражнение, пока он не овладеет игрой в лото. Разнообразьте упражнение, дав Олегу вырезанные формы и оставив у себя следующую серию. Поднимите одну из них со словами: "Олег, дай мне треугольник!". Помогите ему найти соответствующую форму из его серии и отдать ее Вам.
Упражнение 177. Наименования животных
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Учебная цель: понимать обозначения животных
Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе "Дай мне (собачку)!"
Материал:8 игрушечные зверюшки илиих рисунки (например, собака, кошка, тигр)
Покажите Марку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них много раз, давая их ему и позволяя играть с ними несколько минут. Затем скажите: "Марк, дай мне собачку!". Если он дает Вам игрушку, то проделайте то же самое с другими. После того как Марк несколько раз услышит названия животных, положите все игрушки на стол и скажите: "Марк, дай мне собачку!". Если он даст Вам не ту игрушку, подведите его руку к нужной, повторяя несколько раз слово "Собака!". Повторяйте это действие, пока он без помощи не подаст нужную игрушку. Постепенно добавляйте новые наименования, которые вводите уже известным способом. Каждый раз добавляйте лишь 1 игрушку и кладите за 1 раз не более одной.
Упражнение 178. Соотносить кубики по цвету
Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года
Восприятие: визуальное, 3-4 года