Составляющие интеллекта и его роль
Когнитивные модели интеллекта
Модель интеллекта Стернберга
В своей иерархической модели интеллекта Стернберг выделяет три категории компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:
Метакомпоненты – процессы управления, регулирующие конкретные процессы переработки информации. К этой категории относятся:
- признание существования проблемы;
- осознание проблемы и отбор процессов пригодных для ее решения;
- выбор стратегии;
- выбор ментальной репрезентации;
- распределение “умственных ресурсов”;
- контроль прогресса решения проблем;
- оценка эффективности решения.
Исполнительные компоненты – процессы более низкого уровня иерархии. В частности, в процесс “индуктивного мышления” по Стернбергу (успешность которого определяется G фактором) входят кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ. Эта часть концепции Стернберга наименее обоснована.
Компоненты приобретения знаний, необходимые для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. По Стернбергу, к их числу относятся:
- избирательное кодирование;
- избирательное комбинирование;
- избирательное сравнение.
В ходе решения задачи для человека главное уметь оделить релевантную информацию от нерелевантной. В ходе решения задачи все три группы компонентов работают согласованно. Метакомпоненты регулируют функционирование исполнительных компонентов и компонентов приобретения знаний, а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонентов.
Концепция интеллекта М.А. Холодной
Интеллект, по мнению М.А. Холодной – “форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [36, с. 358]
М.А. Холодная так определяет ментальный опыт: “ментальный опыт это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обуславливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности”.
Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации.
В структуре ментального опыта М. А Холодная выделяет три уровня.
- когнитивный опыт – ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание имеющейся и поступающей извне информации. Основное их назначение – “оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях отражения”
- метакогнитивный опыт – ментальные структуры, осуществляющие непроизвольную регуляцию процесса переработки информации, а также не менее важную произвольную организацию интеллектуальной активности самого человека. Основное назначение – “контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности”.
- интенциональный опыт – ментальные структуры лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – “предопределять “субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления”.
Особенности организации когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта.
Структура интеллектуальных способностей включает: 1) конвергентную способность – интеллект в узком значении этого термина 2) креативность 3) обучаемость 4) познавательные стили
Таким образом, две последние концепции включают в структуру интеллекта дополнительные внешние факторы (например, механизмы регуляции, контроля переработки информации, применение тех или иных стратегий при решении интеллектуальных задач).
Интеллект
Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 19 ноября 2008, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 117 правок.
Интеллект— общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект— способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи». |
Составляющие интеллекта и его роль
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
- Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
- Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
- Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
- Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
- Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
- Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
- Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.