Коммуникации в системе

Издательская программа

Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия

Санкт-Петербурга

Осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара

Киев ■ Харьков ■ Минск

[1]

Тамара Васильевна Науменко

Социология массовой коммуникации

Учебное пособие

Рецензенты:

Тавокин Е. П., доктор социологических наук, профессор Шарков Ф. И., доктор социологических наук, профессор

Кафедра социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Главный редактор Е. Строганова

Зам. главного редактора (Москва) Е. Журавлёва

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта Н. Кулагина

Литературный редактор В. Пахальян

Художник Е. Дьяченко

Корректоры Ю. Мельниченко, О. Толмачева

Верстка Е. Бреславский, А. Конева, О. Сергеева

ББК 60.574я7

УДК 366.637(075)

Науменко Т. В.

Н34 Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 288 с.

ISBN 5-469-00290-Х

В пособии рассматриваются концепции массовой коммуникации, разработанные зарубежными и отечественными учеными. Автор на основе собственного многолетнего опыта преподавания на факультетах журналистики и социологии МГУ уточняет и определяет многие понятия, необходимые для успешного освоения курса «Социология массовой коммуникации», анализирует сущность массовой коммуникации, освещает различные формы и методы воздействия массовой коммуникации на массовое сознание, раскрывает закономерности массово-коммуникативной деятельности. Учебное пособие полностью соответствует разработанной автором и утвержденной Министерством образования РФ примерной учебной программе «Социология массовой коммуникации», предназначенной для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология». Пособие предназначено для студентов, преподавателей и научных работников, занимающихся проблемами социологии и теории массовой коммуникации, рекламы, связей с общественностью, анализом социальных процессов и социальных институтов. Пособие адресовано студентам и преподавателям социологических факультетов, специалистам в области гуманитарных наук.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00290-Х

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, 29а. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 —литература учебная.

Подписано в печать 20.07.04. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 18. Тираж 4000. Заказ № 1009.

готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2.

[2]

Содержание

Введение..................................................................................................................5

Раздел I. Социология массовой коммуникации

В системе социологического знания

Тема 1. Предмет и объект социологии массовой коммуникации...................8

Тема 2. История развития социологии массовой коммуникации.................17

Концепции массовой коммуникации в исследованиях

зарубежных социологов.............................................................................17

Развитие социологии массовой коммуникации

в отечественных исследованиях................................................................32

Тема 3. Массовая коммуникация как система деятельности.........................42

Раздел II. Субъектный аспект массово-коммуникативной

Деятельности

Тема 4. Субъекты массово-коммуникативной деятельности........................62

Тема 5. Ценности как основа деятельности субъектов массово-

коммуникативного процесса...............................................................................77

Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной

деятельности.........................................................................................................92

Особенности правовых норм регулирования свободы деятельности современной российской системы массовой коммуникации........................106

Раздел III. Объект в системе массово-коммуникативной деятельности

Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой

коммуникации.....................................................................................................114

Тема 8. Общественное мнение как состояние массового сознания............146

Тема 9. Массовая информация в деятельности МК......................................161

Раздел IV. Функциональный аспект массовой коммуникации

Тема 10. Функции системы массовой коммуникации....................................172

Массовая коммуникация как функциональная система.........................172

Функции массовой коммуникации и ее сторон.......................................173

Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации...........189

[3]

Реклама в системе массовой коммуникации............................................200

Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации...........................204

Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации

Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт.......................212

Что такое «четвертая власть»?...........................................................................226

Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций....................236

Печать в системе средств массовых коммуникаций................................238

Радио в системе средств массовых коммуникаций..................................239

Телевидение в системе средств массовых коммуникаций......................240

Жанры в структуре средств массовых коммуникаций............................243

Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации

Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках

теоретической социологии.................................................................................252

Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой

коммуникации......................................................................................................255

Приложение. Примерная учебная программа дисциплины «Массовая

коммуникация»....................................................................................................262

[4]

Введение

В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, проблемам массово-коммуникативных процессов уделяется все большее внимание. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. Отечественные же исследования по социологии массовой коммуникации в настоящий момент находятся только в стадии становления. Однако следует отметить, что в предыдущие десятилетия это направление социологического знания развивалось преимущественно в рамках эмпирических исследований, а также в рамках теории журналистики. В последние годы интерес к теоретико-социологическим исследованиям в области массовой коммуникации неуклонно растет: во многих университетах появились специализации по дисциплине «Социология массовой коммуникации», эта тематика активно изучается специалистами в области рекламы и паблик ри-лейшнз. Результаты научных исследований находят свое отражение в специально созданных учебниках для студентов высших учебных заведений.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе монографии автора «Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ». При создании данного учебного пособия была поставлена цель — ознакомить будущих специалистов с различными аспектами дисциплины «Социология массовой коммуникации».

«Принято считать, что функция учебника — обучить людей правильно пользоваться научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее — сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности»[1].

Данный учебный курс призван способствовать формированию аналитического мышления у студентов через привлечение их в процессе

[5]

обучения к анализу социальных процессов во всем их многообразии. Здесь массовая коммуникация рассматривается не только со стороны изучения результатов эмпирических исследований последней, но и со стороны теоретико-социологического анализа. Это, в свою очередь, позволяет выделить в ее содержании:

♦ феномен субъектов деятельности массовой коммуникации как сложное многоуровневое явление;

♦ объект ее воздействия;

♦ средства и условия ее осуществления.

Большое значение уделяется определению сущности, явления, содержания, форм и функций массовой коммуникации, способам и методам ее влияния на массовое сознание. Как представляется, такой многосторонний теоретико-социологический анализ массовой коммуникации необходим будущим исследователям общества, которые как никто другой должны будут уметь ориентироваться в сложной и динамичной системе социальных процессов.

Не обрушивая на читателя всю противоречивую и разнообразную полемику по данной проблематике, тем не менее, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить достаточное внимание существующему многообразию мнений, которое закономерно присутствует в социологии массовой коммуникации, как и в любой становящейся науке. Подобный подход, возможно, также будет способствовать формированию аналитических навыков, умению не просто читать и слушать, но и думать, сопоставлять, анализировать.

[6]

Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ЗНАНИЯ

[7]

Тема 1

Наши рекомендации