Основы криминалистической диагностики
Многие поисково-познавательные задачи в ходе расследования преступлений связаны не только с их решением в рамках идентификационного процесса, но и с необходимостью установления по оставленным следам состояний различного рода объектов, выявления сути, деталей и механизма каких-либо (в основном криминальных) событий, явлений и процессов.
Так, по следам орудия взлома можно решить не только идентификационную задачу – установить орудие, оставившее эти следы, но и иные не идентификационные задачи – установить способ взлома, определить соответствующие навыки взломщика, его физическую силу, сколько затрачено на взлом времени и др. Все эти и иные задачи одного многоаспектного исследовательского направления весьма удачно объединены широко известным понятием "диагностика" (от греч. cliagnostikos – способный распознавать, различать), целью которой является распознавание, различие, определение чего-либо. Долгое время понятие "диагностика" связывалось лишь с медициной. Однако постоянное развитие науки и техники, интеграция научных знаний, методов и понятий привели к тому, что диагностика, прежде всего как философское понятие и направление исследовательской деятельности, не только обрела статус общеметодического понятия, но и стала одним из ведущих направлений исследований в естественных и технических науках с учетом специфики каждой из них. Вполне логично, что диагностика в криминалистике стала не только элементом понятийного аппарата, но и одним из важных направлений исследования.
В частности, сводящегося к установлению степени сходства выявленной следовой ситуации с близкой следовой ситуацией; отделению се от других ей подобных и выявлению индивидуально-конкретного в этой следовой картине, присущего только данной конкретной ситуации. Многие такого рода познавательные задачи криминалистики, как уже отмечалось, носят именно диагностический характер. В связи с этим в криминалистике начало формироваться направление исследования, именуемое криминалистической диагностикой, которое можно определить как научно разработанную систему задач и методов распознавания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями, с целью их раскрытия, расследования и предупреждения.
Все многообразие диагностических задач криминалистического познания можно свести к выявлению, изучению, объяснению и распознаванию следующего: свойств и состояний использованных при совершении преступлений материальных объектов и действовавших при этом лиц; свойств и условий формирования факторов обстановки события преступления (ситуационного характера); механизма возникновения и протекания отдельных этапов, процессов преступления и их взаимодействия между собой и различного рода объектами. Распознаются при этом также свойства и состояния лиц по их действиям, которые имеют чисто криминалистическое, а не медицинское, не психиатрическое и не психологическое диагностическое значение.
В частности, по следам действия субъектов преступления диагностируется их пол, возраст, общепрофессиональные знания и навыки, преступный опыт, умение обращаться с оружием, взрывчатыми веществами и др.
В криминалистической диагностике как в одном из направлений криминалистического познания задачи такого рода решаются с помощью целого комплекса методов (сравнения, аналогии, моделирования, экспериментирования и экстраполяции). Криминалистическая диагностика тесно связана с криминалистической идентификацией. Иногда даже говорят о двух частях единого криминалистического учения. Оба эти направления в познавательном криминалистическом процессе осуществляются с помощью комплекса в основном одних и тех же методов, порой эти исследования переплетаются, одно предшествует другому и наоборот. Более того, деятельностная структура диагностики и ее стадии в самом общем виде (определение цели, предварительное изучение объектов, анализ диагностических признаков, сравнение по аналогии, оценки, формулирование выводов) сходны с идентификационным процессом. В их теоретических основах также много общего, в частности в системе классификации исследуемых объектов.
Так, в теории криминалистической диагностики объекты делятся на диагностируемые и диагностирующие, искомые и проверяемые. Диагностируемым является то, что необходимо распознать (свойство, состояние, другие сходные особенности, механизм и др.). Диагностирующими – материальные следы (признаки) события преступления, отображающие вовне распознаваемые черты, особенности и механизм. Искомыми – свойства, состояния и механизм, необходимость распознания которых ситуативно определена в каждом случае расследования. Проверяемыми – источники информации о распознаваемых объектах, включающие криминалистические версии и показания допрошенных участников расследования. Однако все это общее не лишает понимания криминалистической диагностики как самостоятельного познавательного процесса. Тем более что помимо общего у них есть и серьезные различия. Различаются же диагностика и идентификация по целям своего исследования, отдельным методическим приемам и некоторым другим чертам. Диагностирование практически невозможно без построения, проверки, подтверждения (неподтверждения) версий, объясняющих происхождение, существование, сущность и особенности изучаемых объектов и явлений. Криминалистическая диагностика может быть следственной, судебной и экспертной. При следственной диагностике в основном распознаются и объясняются свойства, состояния и другие родственные особенности элементов обстановки совершения преступления (пространственные, временные, вещные) и действовавших в данном событии лиц, элементы механизма преступления в целом и сто отдельных этапов, криминальные и криминалистические ситуации. При судебной диагностике может быть повторно диагностировано частично или же полностью то, что было предметом соответствующего исследования на предварительном следствии. Экспертное диагностирование – наиболее распространенная и методически разработанная часть криминалистической диагностики. Подобные задачи практически решаются при производстве криминалистической экспертизы любого ее вида. При этом свойства и состояния объектов могут распознаваться: • при их непосредственном исследовании (является ли объект огнестрельным оружием, пригодно ли оно для производства выстрелов; можно ли открыть сейф с помощью тех или иных средств; каким изменениям подвергся первоначальный текст документа, каким способом он был изменен и т.п.); • при исследовании признаков их отображения вовне (пригодны ли выявленные следы пальцев рук и обуви для идентификации; в каком состоянии находился пишущий в момент выполнения рукописи, подписи; каков пол и возраст писавшего и т.п.). Механизм отдельных этапов, фрагментов преступного события, его динамики и других особенностей также может быть диагностирован по результатам непосредственного изучения объектов и по их отображениям (с какой стороны осуществлен взлом преграды; какими частями соударялись транспортные средства при столкновении и др.).