Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности

Термин «команда» можно определить как «двое и более людей, рабо­тающих совместно для достижения результата». На практике деятельность коуча обычно может рассчитывать на эффективность при работе с коман­дами от 12 до 15 человек. Когда численность участников больше, часто воз­никает необходимость присутствия на сессиях еще одного коуча.

Одним из известнейших спортивных тренеров-коучей является Дэвид Уайтэкер, успешно перенесший опыт своей эффективной ра­боты с хоккейной сборной Великобритании при подготовке к Олим­пийским играм в Сеуле в сферу бизнеса. Его опыт связан с трениров­кой (коучингом) команды. Он объясняет:

При работе с командами необходимы не только занятия, на которые соби­рается команда в полном составе, но также и индивидуальные сессии и встречи в малых группах. Коуч узнает о том, что его работа эффективна, когда игроки сами отвечают за ход коучинговой сессии. Это позволяет коучу «парить» над командой и наблюдать ее общий план. Мероприятия становятся все более избирательными и реализуются таким образом, что­бы не разрушать чувства личной ответственности игроков за их собствен­ное мастерство. Действительно успешный тренер (коуч) работает в сторо­не от работы. Все, что я сказал моей команде перед ее финальным выхо­дом на ставшую для нее «золотой» олимпийскую арену в Сеуле, было: «Я уверен, что вы и сами знаете, что вы будете делать, — удачи вам». Они сделали это и выиграли (личная беседа, 1999 год).

Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности ■ 83


Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности - student2.ru

ПРОБЛЕМА

Выраженное одним предложением определение проблемы

БАРЬЕРЫ

Мозговой штурм, призванный выявить по три аспекта проблемы, связанных с:

1.ситуацией

2. включенными в нее людьми

3. вами

ВАРИАНТЫ

Выберите по одному приоритетному аспекту по каждому пункту

1.

2.

3.

АДЕКВАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Выберите одно или несколько действии для осуществления прогресса

1.

2.

3.


Рис. 3.5. Техника «3-0» (техника трех измерений)

84 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

Эффективность команды определяется суммой вкладов ее отдель­ных членов. Тиму Голлуэю приписывается озвучивание формулы:

Потенциал - Помехи = Успехи в профессиональной деятельности.

Поэтому главной задачей коуча становится снижение или удале­ние «помех», препятствующих индивиду или команде демонстриро­вать свой оптимальный уровень мастерства. Таким образом, коучу приходится гармонизировать индивидуальные усилия, оформляя их в согласованное командное действие по достижению желаемых стан­дартов компетентности и деятельности. Основные правила течения процесса коучинга, требующего применения стилей, техник и навы­ков, также применимы и к тренировке (коучингу) команд. Однако командному коучу необходимо еще и понимать фундаментальные принципы групповой и командной динамики и различные способы, посредством которых члены команды могут внести свой вклад в успеш­ную деятельность всей команды.

Может оказаться полезным сравнение успешных спортивных ко­манд и профессионального мира. Фундамент успешных спортивных команд закладывается тренером, который гарантирует:

• Наличие нужного числа игроков, обладающих основными навы­ками, опытом и знаниями правил игры.

• Должное соответствие качеств игроков их позициям на поле и осве­домленность игроков о том, чего ожидают от них лично и от них как от команды.

• Проведение регулярной подготовки и тренировки на хорошем, находящемся в исправном состоянии спортинвентаре.

• Хорошее взаимодействие тактики и стратегии.

• Регулярное проведение проверок мастерства с предоставлением ободряющей и поддерживающей обратной связи.

• Отношение к ошибкам как к возможностям чему-то научиться, а не как к поводам пристыдить и наказать.

Данная комбинация технических знаний и опыта, возможностей для развития и установок столь же применима к работе, как и к игре.

Вертолет против чаек

Коучинг команд требует от коуча как индивидуальной работы, так и работы в больших и малых группах. Методика GROW доказала свою эффективность в создании структуры для такого широкого разнооб-

Оценка вашей компетенции как коуча ■ 85

разия ситуаций, хотя коуч должен развивать особые навыки для управ­ления групповой дискуссией с использованием методики GROW.

Успешному командному коучу также необходимо выработать в себе качество «вертолета». Это способность подниматься над повседневны­ми событиями и обстоятельствами и делать обзор того, что происходит на самом деле и что с большой вероятностью может произойти. Это очень похоже на парение в воздухе, чтобы «разглядеть лес за деревьями».

Приобретение такой более отстраненной и объективной точки зре­ния позволяет коучу «пикировать вниз» для того, чтобы помочь скор­ректировать индивидуальные проблемы, и в то же время оставляет ему возможность анализировать более отдаленные стратегические и так­тические планы, передавая команде максимальный контроль над их непосредственным уровнем мастерства.

Стиль «вертолета» совершенно отличается от стиля «чайки». Коуч-«чайка» летает по воздуху, кружит, производит много шума, пикирует и клюет отдельных людей, а затем быстро взмывает обратно!

Наши рекомендации