III. Функции Пресс-центра
6. Пресс-центр в соответствии с возложенными на него основными задачами:
организует пресс-конференции, брифинги и информационные встречи представителей правительственных и других федеральных органов исполнительной власти, а также оказывает содействие в проведении таких мероприятий официальным делегациям Российской Федерации,
выезжающим за рубеж с визитами или для участия в международных
форумах;
распространяет по поручению Правительства Российской Федерации заявления, сообщения, пресс-релизы и другие информационные материалы в средствах массовой информации;
организует во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации распространение периодических изданий, информационных материалов и фотоинформации России;
участвует в организации информационного освещения проводимых в России международных мероприятий;
участвует в разработке предложений по развитию международного сотрудничества в сфере информации и информационных обменов, а также по проведению двусторонних и многосторонних консультаций, международных форумов по рассмотрению этих проблем;
готовит материалы для Правительства Российской Федерациипо практическому применению законодательства 1'псеийской Федерации и международных соглашений в областиинформации и информационных обменов, участником или правопреемником которых является Российская Федерация;
разрабатывает планы информационных мероприятий о деятельности Правительства Российской Федерации для заинтересованных информационных служб министерств и ведомств
IV. Организационные, материально-технические, финансовые и кадровые вопросы
7.Пресс-центр осуществляет возложенные на него функции и задачи как непосредственно, так и с участием информационных служб и структур Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, центральных органов исполнительной власти, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации.
8. Руководитель Пресс-центра назначается и освобождается от занимаемой должности Правительством Российской Федерации и несет ответственность за результаты
деятельности Пресс-центра. Заместители руководителя
Пресс-центра назначаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Пресс-центра.
9. Руководитель Пресс-центра представляет его в отношениях с государственными структурами и иными юридическими лицами и гражданами.
10. Финансирование расходов на содержание Пресс-центра осуществляется за счет ассигнований на содержание
органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.
11. Руководитель Пресс-центра пользуется правом распоряжения финансовыми средствами, подписания финансовых документов, приема на работу, увольнения, вынесения взысканий и поощрений работникам, распределения полномочий, издания приказов, распоряжений и инструкций и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12. Пресс-центр Правительства Российской Федерации
и пресс-центр Министерства иностранных дел Российской Федерации в материально-техническом и организационном отношении руководствуются общим планом работы,
утверждаемым Заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации и настоящим Положением»1.
Анализ постановления Правительства РФ о Пресс-центре от 30 августа 1992 года и утвержденного им положения позволяет сделать вывод о том, что данные документы гораздо более глубоко проработаны по сравнению с Положением о пресс-службе Президента Российской Федерации от 20 июля 1992 года, текст которого был приведен выше. Наличие данного обстоятельства свидетельствует о том, что в начале 90-х годов высшие органы, исполнительной власти обладали разными подходами к регулированию
Адрес приведенных двух документов в сети Интернет: http://
govportal.garant.ru: 8081 / SESSION /S L8F AV tir/PILOT /main.html
деятельности пресс-службы (условно их можно обозначить как «креативный» и «нормативный»). В первом
случае документально фиксировались только основные функции, а их детализация отдавалась на откуп конкретномyруководителю, во втором — регулирование деятельности было более детальным, следовательно, процессбыл более защищен от произвола исполнителей.
Обращает на себя внимание также тот факт, что рассмотренное постановление Правительства Российской Федерации гораздо больше соответствует современным образцам аналогичных документов, регламентирующих деятельность пресс-службы, нежели Распоряжение Б.Н. Ельцина, датированное тем же периодом. Возможно, это связано как с различным подходом конкретных руководителей Президента и Премьер-министра к решению управленческих задач, так и с тем, что над документами трудились разные специалисты, которые ориентировались на свои собственные, отличные друг от друга, представления.
В настоящее время вместо Пресс-центра создан Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ, который, как и в случае с аппаратом Президента РФ, обеспечивает деятельность пресс-секретаря.
Пресс-секретарь Председателя Правительства Российской Федерации — заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации «организует работу структурных подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
♦ информационного обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации;
♦ проведения государственной политики и регулирования в области средств массовой информации, массовых коммуникаций, печати, издательской и полиграфической деятельности;
4- реализации государственной политики по формированию позитивного образа страны за рубежом;
♦ информационного обеспечения проведения зимних
олимпийских игр в 2014 году в России;
♦ организации и обеспечения взаимодействия Председателя Правительства Российской Федерации и
заместителей Председателя Правительства со средствами массовой информации;
♦ координации работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти;
♦ архивирования информационных материалов, касающихся мероприятий с участием Председателя
Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации»1.
Из приведенного перечня следует, что функционал пресс-секретаря Председателя Правительства Российской Федерации охватывает широкий круг направлений деятельности и ориентирован на координацию деятельности пресс-служб других федеральных органов исполнительной власти.
Подходы подразделений Правительства РФ, фактически выполняющих функции пресс-службы, за годы существования независимого российского государства также претерпели существенные изменения, в первую очередь, в сторону большей транспарентности2.
Как отмечает заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным, связям Эдуард Крусткалин, «раньше пресс-служба Правительства РФ в основном рассылала информацию в адрес СМИ, сейчас упор делается на то, что «вывешенная» на сайте информация будет ими сама «разобрана». Безусловно, данный подход обеспечивает большую открытость и при этом никто не
1 Распределение обязанностей в Аппарате Правительства Российской Федерации по координации и контролю деятельности
структурных подразделений. Утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации С.С. Собяниным 29 декабря 2008 года. Адреспубликации в сети Интернет:
http://www.gveiTimentactivity/insiderfgovernrnent/
33f4bd75-e439-4242-f)4.r>8-!W32fde3418b.htm
2 Транспарентность — (от англ. transparency — прозрачность) —одно из основных понятий современнойтеории информационного общества. В коммерческом смысле — это гласность, общедоступность и открытость информации.
может обвинить пресс-службу в том, что кто-то из СМИ имеет приоритетный доступ к правительственной информации. Тем самым создается основа для равной конкуренции между СМИ или ее видимость».
Одним из отличительных признаков современной пресс-службы Правительства РФ является то, что в настоящее время в процессе информирования общественности в большей степени задействованы высшие должностные лица Правительства, каждый из которых, в свою очередь, имеет своего собственного пресс-секретаря или пресс-службу.
По сути, Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ — это вершина пирамиды, так как этот "plan координирует деятельность остальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих связи с общественностью. В связи с этим возникает основная проблема в деятельности данного института, котораяи прежде была актуальной, а именно: осуществление общей информационной политики, а также максимальное использование для этого возможностей каждой структурной единицы системы государственного управления.
Заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» но международным связям Эдуард Крусткалн считает, что подобные попытки предпринимались еще до и во время премьерства В. Черномырдина, хотя оптимальная схема такой работы, на мой взгляд, до сих пор не выстроена. И определенной степени это удалось сделать Администрации Президента РФ, которая довольно эффективно стала мести данную работу уже в начале 2000-х гг.».
Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ в большей степени ориентирован на осуществление стратегической работы и реализацию общегосудартвенных задач в информационном поле, выходящих далеко за рамки традиционной отчетности в виде позитивных откликов в прессе и т.п. При этом стоит добавить, что некоторые информационные продукты деятельности Управления, предназначенные для внешней общественности,
дополнительно согласуются с МИД РФ или другими министерствами и ведомствами в зависимости от профиля и тематической направленности сообщения.
Эксперты отмечают, что после того, как В.В. Путин занял пост Премьер-министра РФ, в работе Департамента пресс-службы и информации Правительства РФ произошли значительные изменения, в частности, кадровый состав и методы работы с журналистским сообществом стали аналогичны тем, которые раньше применялись в Управлении пресс-службы и информации Президента РФ. В связи с этим порядок организации работы с журналистами у первых лиц российского государства стал примерно одинаков. Например, если раньше журналисты входили в зал заседаний Правительства РФ, то теперь сделан отдельный зал для прессы, из которого ее представители могут наблюдать за ходом работы кабинета министров. Естественно, с технической точки зрения данный подход намного удобнее.
Сейчас существует практика, когда после каждого заседания Правительства докладчики по основному вопросу встречаются с прессой. Раньше этого не было, поэтому возможности получения информации для журналистов намного расширились. Старший вице-президент международной информационной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов отмечает, что «большинство министров в настоящее время более доступны для прессы, чем раньше. Это — целенаправленная политика премьер-министра В.В. Путина».
В целом, одной из основных задач пресс-служб высших органов исполнительной власти является формирование новостных сообщений и размещение их в нужный момент на новостных лентах (Интерфакс, РИА-Новости, ИТАР-ТАСС, западные информагентства). Поэтому их ближайшая целевая аудитория может сводиться к очень ограниченному кругу субъектов (коммуникаторов), которые потом транслируют информацию дальше. То есть, образно выражаясь, пресс-службы, обеспечивающие деятельность руководства страны, формируют «скелет повестки дня», который путем работы СМК обрастает множеством информационных сообщений и превращается в «тело общественной дискуссии».
Подводя итоги, акцентируем внимание на том факте, что с начала 2000-х годов пресс-службы высших органов
исполнительной власти стали более открытыми и прозрачными для внешней общественности и журналистского сообщества. Во многом это связано с развитием новых технологий и возможностей виртуального пространства. К примеру, значительных успехов в этом направлении достигло Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации, которое сделало официальный сайт www.kremlin.ru важным инструментом коммуникации высшего должностного лица государства с внешней аудиторией.
Активное развитие официального сайта позволило расширить охват населения и облегчить работу тем журналистам
которые не были непосредственными участниками конкретных мероприятий. В данном случае справедлив принцип, что «чем больше данных у массового читателя, тем больше возможности подумать, а это всегда — положительный фактор». Необходимо отметить, что при анализе структуры посещаемости сайтов Президента и Правительства РФ пресс-служба может определить, что интересует общественность, какие темы актуальны в большей степени (по количеству просмотров отдельных документов). Данная технология является технической возможностью своего рода «обратной связи».
В то же время одной из актуальных тенденций современного периода развития пресс-служб высших органов Государственной власти является то, что эти подразделении становятся менее заметными в плане самостоятельной личной активности их руководителей или пресс-секретарей. В начале 90-х годов пресс-секретарь Президента РФ являлся публичной фигурой и известным политиком. 1 Сейчас необходимость в таком позиционировании данного должностного лица отпала, так как во главе государства находятся яркие, харизматичные и энергичные политики, и в связи с чем пресс-службе необходимо обеспечивать их публичную деятельность, а не становится одним из независимых центров формирования вектора информационной политики.
Большую роль в этом процессе также играет то, что руководители высших институтов власти, пресс-службы
которых мы рассматриваем в данной главе, понимают, что личное общение и контакты с населением, в том числе и с помощью СМИ, являются важным условием развития и укрепления благосостояния государства и его жителей. Даже во время чрезвычайных ситуаций (военный конфликт в Южной Осетии, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, террористические акты на Северном Кавказе), Президент, Премьер-министр, руководители палат парламента не закрываются от внимания СМИ, а, напротив, усиливают свою медийную активность.
Благодаря этому каждый гражданин России может узнать позицию руководителей страны и почувствовать, что «никто не брошен». Безусловно, в этом велика и заслуга пресс-служб, главы которых сумели найти оптимальную модель взаимодействия с журналистским сообществом и самыми широкими целевыми аудиториями.
Глава 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ ПАРЛАМЕНТА РОССИИ1
Работа парламента Российской Федерации всегда привлекает внимание самых широких слоев населения. В связи с этим на пресс-службы данных институтов власти накладывается дополнительная ответственность.
Согласно части 1 статьи 95 Конституции РФ, «Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы», палаты равноправны и имеют одинаковый статус в системе органов государственной власти и управления. Однако широкие слои населения более знакомы с деятельностью Государственной Думы, хотя бы в силу того, что происходящие там политические процессы связаны с деятельностью крупнейших политических партий страны.
Для более глубокого понимания работы современной пресс-службы в высших органах законодательной власти России мы подробно рассмотрим именно опыт отдела пресс-службы Государственной Думы ФС РФ, так как к этому уровню обращен общественный запрос на информацию, которая возникает в результате:
♦ первичного обсуждения и формирования федеральной законодательной базы РФ;
♦ столкновения разных точек зрения на принципиальные вопросы развития страны;
♦ наличия значительного числа известных политиков и
«лидеров общественного мнения» (ньюсмейкеров) среди
представителей депутатского корпуса.
Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке данного материала руководителю отдела пресс-службы ГД ФС РФ Тарасову К.А.
Пресс-служба Государственной Думы не является самостоятельным подразделением, она представляет собой составную часть Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, которое было создано в 2004 году (подобную схему должностного подчинения также можно встретить в МВД России). До этого момента пресс-служба в Государственной Думе существовала как самостоятельная организационная единица.
Одной из значимых характеристик пресс-службы ГД РФ является то, что на данный момент в этом отделе отсутствует специально выделенная позиция пресс-секретаря. Классические обязанности пресс-секретаря как официального представителя организации в контактах с журналистами перераспределены между несколькими сотрудниками в зависимости от того, за какие направления деятельности Председателя палаты российского парламента они отвечают.
Все официальные комментарии Государственной Думы делаются от имени Управления. Чаще всего их дает заместитель руководителя аппарата Государственной Думы — начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Евгеньевич Шувалов.
В своей работе Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ опирается на соответствующее положение, текст которого мы приведем полностью.
ПОЛОЖЕНИЕ