Жизненный цикл ЭИС, этапы, задачи. Роль специалиста эк.профиля на различных этапах
Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:
1. Планирование и анализ требований (предпробктная стадия) -системный анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой ЭИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ЭИС.
2. Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС
3. Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.
4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.
5. Эксплуатация ЭИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2 - 5)*
Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, называемую техно-рабочим проектированием или системным синтезом.
Понятие технологии, предметной и информационной техлогии
Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология включает в себя три аспекта: Информационный- включает описание принципов и методов производства; Инструментальный – орудия труда, с помощью которых реализуется производство; Социальный – кадры и их организацию.
Информационная технология (ИТ) – это система методов, правил, процедур, выполняемых с помощью программ, инструкций и технических средств с целью получения информационных продуктов. Последовательность взаимосвязанных этапов по модификации первичной экономической информации в результатную, в той или иной предметной области.
В качестве предметных областей можно указать:
1) бухгалтерский учет, 2) банковские операции и т.д.
Цели, св-ва и компоненты Информационной технологии
Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Целью ИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Инструментарием для ИТ служат программы, компьютер и средства коммуникации. ИТ – это часть информационной системы, которая предназначена для соединения остальных ее компонентов в единое целое.
Классификация ИТ
По способу реализации в ИС: традиционные, новые информационные технологии
- по степени охвата задач управления: Электронная обработка данных, Автоматизация функций управления, Поддержка принятия решений, Электронный офис, Экспертная поддержка;
- по классу реализуемых технологических операций: Работа с текстовым редактором, Работа с табличным процессором, Работа с СУБД, Работа с графическими объектами, Мультимедийные системы, Гипертекстовые системы
- По типу пользовательского интерфейса: Пакетные, Диалоговые, Сетевые;
- По способу построения сети: Локальные, Многоуровневые, Распределенные;
- По обслуживаемым предметным областям: Бухгалтерский учет, Банковская деятельность, Налоговая деятельность, Страховая деятельность Другие
Типы ИТ, примеры
Базовые (или обеспечивающие) ИТ - это набор потенциальных программных средств, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях, еще не содержащих алгоритмы расчета, необходимых для решения конкретной задачи.
К таким технологиям можно отнести:
Ø текстовые редакторы,
Ø электронные таблицы Excel,
Ø системы управления БД (Access) и т.д
Прикладные (или функциональные) ИТ – это модификация базовой ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Прикладные ИТ содержат алгоритмы обработки данных.
К таким технологиям можно отнести:
Ø базы данных, функционирующие на основе
СУБД,
Ø текстовые процессоры, используемые с
шаблонами документов,
Ø АИС бухгалтерского учета,
Ø АИС экономического анализаи т.д.