Динамический гипертекст
Используя технологию динамического гипертекста, можно создавать более привлекательные интерактивные гипертекстовые страницы. Эти технологии позволяют автору гипертекста управлять практически любым его элементом без повторной загрузки
страницы с сервера. Для абонентов Интернет это означает не только увеличение скорости интерактивных взаимодействий, но и возможность пользоваться многими интерактивными средствами в автономном режиме без подключения к сети Интернет, что, безусловно, повышает эффективность и экономичность образовательных услуг Интернет.
Само понятие динамического гипертекста не так просто вычленить из группы Интернет-технологий, базирующихся на понятии гипертекста. Это понятие тесно связано с языками программирования, с помощью которых придается динамика гипертекстовым страницам, таким как Тйспрт, 1ауазспр1, УЬзспр!. Если средства просмотра предыдущих поколений требовали для внесения изменений в страницу ее перезагрузки, то современный стандарт разметки гипертекста (НТМЬ 4.0) допускает осуществление огромного количества манипуляций с текстом страницы без повторного обращения к серверу. Эти возможности поддерживаются в основном средствами просмотра четвертого поколения.
Движение, изменение — наиболее сильно воспринимаемый зрительный стимул, который привлекает внимание всех живых существ, обладающих зрением в качестве основного средства приспособления к окружающей среде. Хорошим примером является воздействие движущейся рекламы на человека или игра котенка с привязанной на нитку бумажкой. Реакция на движение не только сильная, но и автоматическая, не контролируемая сознанием. Очевидно, связаны эти факты с тем, что движение может означать угрожающее или, наоборот, положительное изменение окружающей обстановки, на которое необходима автоматическая реакция.
На первый взгляд, свойства динамического гипертекста не производят большого впечатления, ведь гипертекстовую страницу можно было и прежде радикально менять при перезагрузке. Но нужно учитывать, что восприятие человеком движения (изменения) очень сильно зависит от скорости этого движения (изменения). Соответствующие факты известны в психологии давно, и они активно используются в таких динамичных видах искусства, как кино, телевидение. Движение воспринимается именно как движение только в достаточно узком диапазоне скоростей. Чрезмерно быстрое или медленное движение не воспринимается глазом как собственно движение. Таким образом, перезагрузка страницы с изменением ряда ее параметров, например, цвета текста или типа шрифта, будет воспринята не как движение-изменение именно данной страницы, а скорее как загрузка новой страницы. Особенность динамического гипертекста состоит в том, что изменение страницы происходит настолько быстро, что психологически воспринимается как движение-изменение именно данной страницы. Разница между динамическим гипертекстом и нединамическим примерно такого же порядка, как между кинофильмом и комиксом. В кинофильме смена кадров с
достаточной скоростью производит впечатление движения, в комиксе же такого эффекта не возникает, хотя, конечно, комикс воспринимается иначе, чем отдельная картинка. Поэтому нужно учитывать, что динамический гипертекст создаст принципиально новые возможности воздействия на читателя по сравнению с собственно гипертекстом. В традиционном гипертексте значение имеет не только тот факт, что изображение сменяется гораздо медленнее за счет необходимости перезагрузки всей страницы, но и то, что последовательность изменения изображения нарушается. Мы видим, как физически осуществляется перезагрузка страницы: если мы находились в середине длинной страницы, то сперва наблюдается возврат к началу страницы и лишь затем — в предшествующую позицию. Это, конечно, нарушает единство видеоряда. Динамический же гипертекст позволяет менять изображение страницы как бы частями: вся страница остается на месте, а меняется только некоторая ее часть, что создает совершенно иной зрительный эффект, близкий к эфффекту мультипликации. Мультипликация была возможна и в традиционном гипертексте, но только за счет изобразительных элементов, и поэтому требовала весьма неэкономного расходования полосы пропускания канала связи, несмотря даже на всевозможные ухищрения, приводящие к сжатию изображения. Динамический гипертекст позволяет внести движение и изменение в сами текстовые элементы, представление которых существенно более экономично. Мультипликация, построенная на текстовых элементах, дает возможность экономно и эффективно оживлять гипертекст на экране дисплея. В динамическом гипертексте в доли секунды меняется формат представления текста, таблиц. Шрифт на некотором участке текста может стать полужирным, подчеркнутым или курсивным, сменить начертание, таблица — изменить размер, приобрести или потерять ячейки и т.п. Динамический гипертекст предоставляет также возможности широкого использования колора, например, можно сделать участок текста, отбрасывающим тень другого цвета, нежели сам текст, и к тому же —- подвижную. Можно добиться, чтобы текст излучал сияние другого цвета, и оно также было бы подвижным.
Вопросы к семинару:
1. Что относится к информационным ресурсам сети Интернет?
2. Как вы представляете для себя возможность использования ин
формационных ресурсов сети для подготовки проекта?
3. Каким образом происходит поиск нужной информации в сети
Интернет?
4. Что такое гипертекст и как можно использовать возможности этой
технологии в образовательном процессе: при работе над проектом, при
подготовке и структурировании материалов «Портфеля ученика»?
Творческое задание
1. Попробуйте воспользоваться некоторыми услугами сети Интернет.
Например, воспользуйтесь разными поисковыми русскоязычными систе
мами, о которых речь шла в этой главе, и найдите каталог рейтинга об
разовательных программ, материалов. Обсудите их рейтинг в группе.
Согласны ли вы с таким рейтингом указанных в каталоге материалов?
Почему?
2. Посетите по крайней мере два-три УУеЬ сайта. Например:
пир : /Мл/™/ . I пТо гггн к.а . ги ;
1тйр:/Лл/\лпллю50.ир.пе1:;
Проанализируйте информацию на этих сайтах. Что вам лично представляется полезным? Как бы вы определили рейтинг этих сайтов? Дайте обоснование.
Глава 2