Принципы делегирования полномочий
Лекция 23. Делегирование полномочий
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя.
Делегирование- передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.
Знания основных правил делегирования необходимы руководителю для оптимального руководства организацией. Важно соотносить обязанности руководителя и обязанности подчиненных в делегировании полномочий. Есть задачи, которые руководителю делегировать нельзя, и есть задачи, которые делегировать необходимо. Вычленение этих задач - первоочередная задача руководителя. От верного выбора того, что нужно делегировать, зависит успех работы не только руководителя, но и организации в целом.
Основные правила делегирования
Рассматривая основные правила делегирования, необходимо в первую очередь говорить об обязанностях не подчиненных, а руководителя.
Обязанности руководителя:
- подобрать нужных сотрудников;
- распределить сферы ответственности;
- координировать выполнение порученных задач;
- стимулировать и контролировать подчиненных;
- осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;
- давать оценку своим сотрудникам (прежде всего, хвалить, но и конструктивно критиковать);
- пресекать попытки обратного или последующего делегирования.
Только при выполнении руководителем своих обязанностей он может доносить до подчиненных их обязанности.
Обязанности подчиненных:
- самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность;
- своевременно и подробно информировать руководителя;
- координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией;
- повышать квалификацию, для того чтобы отвечать предъявленным требованиям.
Зная обязанности руководителя и обязанности подчиненных необходимо помнить о главном правиле делегирования: все дела руководства делегировать подчиненным нельзя.
Необходимо делегировать:
- рутинную работу;
- специализированную деятельность;
- частные вопросы;
- подготовительную работу.
Не стоит делегировать:
- установление целей, принятие решений по выработке политики организации, контроль результатов;
- руководство сотрудниками, их мотивацию;
- задачи особой важности;
- задачи высокой степени риска;
- необычные, исключительные дела;
- актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для перепроверки;
- задачи строго доверительного характера.
Принципы делегирования полномочий
Перечислим основные принципы делегирования полномочий.
1. Делегируйте заблаговременно. Решения о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана:
2. Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников. Делегировать полномочия следует, прежде всего, тем, кто может наилучшим образом содействовать решению поставленных задач и, следовательно, с большей отдачей сможет пользоваться своими правами для общего дела.
3. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
4. Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику. Удостоверьтесь в том, может и хочет ли соответствующий сотрудник взяться за задачу.
5. Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для ее выполнения.
6. Давайте сотруднику как можно более полные и точные инструкции и информацию о его задаче и удостоверьтесь в том, что делегированное поручение понято правильно.
7. Объясняйте смысл и цель задачи.
8. При постановке новых и сложных задач необходимо действовать по пятиступенчатому методу:
1) подготовить сотрудника; v
2) объяснить задачу;
3) показать, как делать работу;
4) доверить сотруднику дальнейшее исполнение под наблюдением и корректировать его;
5) передать сотруднику работу целиком и осуществлять контроль за исполнением.
9. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения с целью лучшего выполнения порученных ему ответственных задач.
10. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
11. Придайте сотруднику уверенности в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить совета и поддержки.
12. Потребуйте от сотрудника отчет через установленные промежутки времени о том, как продвигается дело.
Не вмешивайтесь и не ущемляйте. Безусловно, делегируя полномочия, надо тщательно взвесить достоинства работника, но если уж доверили, то предоставьте ему оперативное поле для самостоятельных действий.
14. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля.
15. Конструктивно хвалите за успехи и критикуйте за недостатки и неудачи в работе. Позволяйте сотруднику либо представлять в высших инстанциях порученную ему задачу как его работу, либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.
16. Дайте право на ошибку. Этот принцип играет важную роль в пространстве управленческих отношений по вертикали. Страх перед ошибкой, особенно в начале любого дела, формирует образ неудачи, подавляет инициативу и вызывает дискоординацию функций.
17. Делегирование будет успешным, если соблюдается принцип соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать принятой ответственности.