В чём заключалась ваша служба?
Мой полк находился в тылу. Отправили нас в Пензу, расположились в лесу. Обязанность наша была с оркестром встречать и провожать на станции военные эшелоны, которые шли на фронт. Встречали эшелоны с ранеными. Однажды меня вызвали в штаб, велели прихватить с собой инструмент. Сообщили, что меня отправляют на фронт. Отправили в часть, которая формировалась для отправки. В части были солдаты со Средней Азии. Прибыли мы в Куйбышевскую область, меня назначили командиром отделения. Солдаты русского языка не знают, общались как-то, понимали друг друга. Пехота, начали обустраивать землянки. Часть сформировалась. Построили нас, генерал дивизии спрашивает: «Есть бойцы таких то специальностей. Шаг вперёд». В конце концов, я один в строю остался, с профессией - музыкант.
Расскажите о концертах на передовой. Где приходилось выступать, как проходило выступление? Как оборудовалась сцена? Каким был репертуар?
Дивизия становится в оборону на формирование, пополнение состава. В это время мы начинаем проводить концерты. Артисты нашей труппы военнослужащие: артиллеристы, связисты, водители, девушки из медсанбата, все те, кто умеет петь, плясать, играть на инструментах. Я играл на различных инструментах и руководил постановкой танцев. Ещё до войны, когда был сыном полка, кроме игры на музыкальных инструментах, я занимался танцами, вот и пригодилось. Был у нас великолепный хор, руководил хором Шопенко, были солисты, конферансье, танцоры, музыканты, чтецы – всё как положено. Загружали на телегу декорации, костюмы, занавес и на передовую мелкими перебежками, артисты по бесконечному лабиринту окопов подходили к месту выступления. Подыскивали подходящую площадку на передовой, что б сцена в низинке, а зрители располагались на взгорочке, чтоб всем видно было. Устанавливали декорации, занавес обязательно был. У солистов и особенно танцоров были костюмы, заведующий клубом дивизии где-то доставал. Происходило всё совсем рядом с передовой, немцы, как концерт начинался, замолкали, слушали нас, а как закончится концерт – миномётный обстрел устраивали.
Однажды отвыступались и по окопам стали в тыл уходить, а Костя Ткаченко поросился товарища навестить, артиллериста. Только он в землянку к ним нырнул, начался обстрел, и мина землянку накрыла, все погибли. А из труппы нашей Наташу ранило, мою будущую жену, она сестричкой в медсанбате служила, танцевала хорошо.
Отношение солдат действующей армии к вашим концертам? Как вас встречали? Какие встречи особенно запомнились?
Какое отношение солдат к нам было? Что ты! У нас же девчонки, они как начнут выступать, солдаты на них со слезами на глазах смотрят. А девчонки в костюмах, в юбочках, сапожки танцевальные из чёрной парусины сшиты, красивые! Репертуар – песни исполняли популярные в то время: «Землянка», «Смуглянка», песню о Днепре. Танцы: Молдавский танец, Поляночка – это целая сюита была поставлена. Духовой оркестр играл.
Запомнился концерт в Молдавии. Начали танцевать молдавский танец, а местные жители, как только музыка заиграла, все в круг кинулись, босиком. Так весь танец с нашими артистами и танцевали.
Обращение к ветеранам, которые присутствуют на встрече – рассказать о минутах отдыха на фронте. Ветераны рассказывают.
Слайд 6. До новых встреч.
Ребята, закончилась наша встреча с ретро-музыкой. Спасибо за участие.
Используемая литература:
Ø В.Богданов, С.Попова. История обыкновенных вещей, М., Педагогика – Пресс, 1992.
Ø Музыкальная энциклопедия. М., Просвещение, 1980.
Ø Воспоминания ветерана ВОВ П.Касьянова.
Словарь
Список литературы.
Большая Советская энциклопедия./гл.ред. А.М.Прохоров.- 3 изд. // М.: Сов.Энц., 1974.-Т-16-615с. (Щульженко)
Большая Советская энциклопедия./гл.ред. А.М.Прохоров.- 3 изд. // М.: Сов.Энц., 1978.-Т-29-615с. (Мордасова)
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. –// М.:Изд ВЛОАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256с.
Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. // М.: Изд. Норма, 1996. – с.172, с. 177. - 224с.
Кулемзин А.М. Об определении понятия «музей»//Мир музея. – М.,2008. - №3. – с.13
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.77.
Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.372.
Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.43.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
Список рекомендуемой литературы
Муравьёв А.С. Неизвестный Алтай. Лихолетье войны. – Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2010. – 264с.
Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история: монография. - Барнаул: БГПУ, 2008. – 528с.
Детство, опалённое войной. Сборник воспоминаний детей военного времени./под ред. Т.М.Ивановой. – Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. – 232с.
«Пока жив и здоров, что будет дальше, неизвестно…»: Фронтовые письма 1941-1945гг. – М.: Новое издательство, 2005. - 164с.
«Много писать мне мешали бои…»: Фронтовые записи 1941-1945гг. – М.: Новое издательство, 2005. - 208с.
Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет./под ред. Г.Н. Белоглазовой. – Барнаул: Изд. «А.Р.Т.», 2007. – 384с.
Кан Г.И. Устная история: проблемы метода. Из опыта работы ОГУ "ЦДНИ ТО" по инициативному документированию //режим доступа http://cdnito.tomsk.ru/index.php?sectionid=6031
[1] Кулемзин А.М. Об определении понятия «музей»//Мир музея. – М.,2008. - №3. – с.13
[2] Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.77.
[3] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.372.
[4] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.374.
[5] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.375.
[6] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.43
[7] Аберкромби Н.. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.Тернер. И.Ясовеева. 2-е изд., перераб. И доп. - М. ЗАО «Издательство «Экономика». 2004. - 620 с. С.171.
[8] Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1979. – 621 с. С 202
[9] По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. Режим доступа http: || www.wikipedia.org/wiki/ Метод интервью.
[10] Устная история. Теория и практика: Материалы всероссийского научного семинара – сост. Щеглова Т.К. Барнаул. БГПУ, 2007. – 374с., с 91.
[11] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.104.
[12] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с. 105.
[13] Из беседы с Петром Митрофановичем Касьяновым, 1919г.р., Барнаул. Личный фонд автора.
[14] Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников: Методическое пособие. Вып. 2. Изд. 3-е испр. – Барнаул: Изд БГПУ. 2006. – 22с., с.10.
[15] Кан Г.И. Устная история: проблемы метода. Из опыта работы ОГУ "ЦДНИ ТО" по инициативному документированию/ /режим доступа http://cdnito.tomsk.ru/index.php?sectionid=6031
[16] Из беседы с Галиной Ивановной Кузьмичёвой (1935 г.р., во время ВОВ проживала в Алтайском крае, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.
[17] Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.100.
[18] Щеглова Т.К. Устная история: учеб. Пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.122.
[19] Данные адреса респондента изменены.
[20] Вопросы для проведения интервью разработаны с использованием вопросников из проекта «Защитники Отечества». Интервью с участниками ВОВ (методические рекомендации) / /Режим доступа http://pobeda.aspu.ru/sections/315.html
[21] Щеглова Т.К. Устная история: учеб. Пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.343.
[22] Из интервью от 29.08.1997г. с Шлейфманом Михаилом, уроженцем города Винница, 1927 года рождения. Личный фонд автора пособия.
[23] Из транскрипции интервью от 29.08.1997г. с Шлейфманом Михаилом, уроженцем города Винница, 1927 года рождения. Личный фонд автора пособия.
[24] Интервью с Касьяновым Петом Митрофановичем (1919 г.р., участника ВОВ, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.
[25] Интервью с Галиной Ивановной Кузьмичёвой (1935 г.р., во время ВОВ проживала в Алтайском крае, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.