В чём заключалась ваша служба?

Мой полк находился в тылу. Отправили нас в Пензу, расположились в лесу. Обязанность наша была с оркестром встречать и провожать на станции военные эшелоны, которые шли на фронт. Встречали эшелоны с ранеными. Однажды меня вызвали в штаб, велели прихватить с собой инструмент. Сообщили, что меня отправляют на фронт. Отправили в часть, которая формировалась для отправки. В части были солдаты со Средней Азии. Прибыли мы в Куйбышевскую область, меня назначили командиром отделения. Солдаты русского языка не знают, общались как-то, понимали друг друга. Пехота, начали обустраивать землянки. Часть сформировалась. Построили нас, генерал дивизии спрашивает: «Есть бойцы таких то специальностей. Шаг вперёд». В конце концов, я один в строю остался, с профессией - музыкант.

Расскажите о концертах на передовой. Где приходилось выступать, как проходило выступление? Как оборудовалась сцена? Каким был репертуар?

Дивизия становится в оборону на формирование, пополнение состава. В это время мы начинаем проводить концерты. Артисты нашей труппы военнослужащие: артиллеристы, связисты, водители, девушки из медсанбата, все те, кто умеет петь, плясать, играть на инструментах. Я играл на различных инструментах и руководил постановкой танцев. Ещё до войны, когда был сыном полка, кроме игры на музыкальных инструментах, я занимался танцами, вот и пригодилось. Был у нас великолепный хор, руководил хором Шопенко, были солисты, конферансье, танцоры, музыканты, чтецы – всё как положено. Загружали на телегу декорации, костюмы, занавес и на передовую мелкими перебежками, артисты по бесконечному лабиринту окопов подходили к месту выступления. Подыскивали подходящую площадку на передовой, что б сцена в низинке, а зрители располагались на взгорочке, чтоб всем видно было. Устанавливали декорации, занавес обязательно был. У солистов и особенно танцоров были костюмы, заведующий клубом дивизии где-то доставал. Происходило всё совсем рядом с передовой, немцы, как концерт начинался, замолкали, слушали нас, а как закончится концерт – миномётный обстрел устраивали.

Однажды отвыступались и по окопам стали в тыл уходить, а Костя Ткаченко поросился товарища навестить, артиллериста. Только он в землянку к ним нырнул, начался обстрел, и мина землянку накрыла, все погибли. А из труппы нашей Наташу ранило, мою будущую жену, она сестричкой в медсанбате служила, танцевала хорошо.

Отношение солдат действующей армии к вашим концертам? Как вас встречали? Какие встречи особенно запомнились?

Какое отношение солдат к нам было? Что ты! У нас же девчонки, они как начнут выступать, солдаты на них со слезами на глазах смотрят. А девчонки в костюмах, в юбочках, сапожки танцевальные из чёрной парусины сшиты, красивые! Репертуар – песни исполняли популярные в то время: «Землянка», «Смуглянка», песню о Днепре. Танцы: Молдавский танец, Поляночка – это целая сюита была поставлена. Духовой оркестр играл.

Запомнился концерт в Молдавии. Начали танцевать молдавский танец, а местные жители, как только музыка заиграла, все в круг кинулись, босиком. Так весь танец с нашими артистами и танцевали.

Обращение к ветеранам, которые присутствуют на встрече – рассказать о минутах отдыха на фронте. Ветераны рассказывают.

Слайд 6. До новых встреч.

Ребята, закончилась наша встреча с ретро-музыкой. Спасибо за участие.

Используемая литература:

Ø В.Богданов, С.Попова. История обыкновенных вещей, М., Педагогика – Пресс, 1992.

Ø Музыкальная энциклопедия. М., Просвещение, 1980.

Ø Воспоминания ветерана ВОВ П.Касьянова.

Словарь

Список литературы.

Большая Советская энциклопедия./гл.ред. А.М.Прохоров.- 3 изд. // М.: Сов.Энц., 1974.-Т-16-615с. (Щульженко)

Большая Советская энциклопедия./гл.ред. А.М.Прохоров.- 3 изд. // М.: Сов.Энц., 1978.-Т-29-615с. (Мордасова)

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. –// М.:Изд ВЛОАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256с.

Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. // М.: Изд. Норма, 1996. – с.172, с. 177. - 224с.

Кулемзин А.М. Об определении понятия «музей»//Мир музея. – М.,2008. - №3. – с.13

Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.77.

Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.372.

Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.43.

Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

Список рекомендуемой литературы

Муравьёв А.С. Неизвестный Алтай. Лихолетье войны. – Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2010. – 264с.

Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история: монография. - Барнаул: БГПУ, 2008. – 528с.

Детство, опалённое войной. Сборник воспоминаний детей военного времени./под ред. Т.М.Ивановой. – Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. – 232с.

«Пока жив и здоров, что будет дальше, неизвестно…»: Фронтовые письма 1941-1945гг. – М.: Новое издательство, 2005. - 164с.

«Много писать мне мешали бои…»: Фронтовые записи 1941-1945гг. – М.: Новое издательство, 2005. - 208с.

Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет./под ред. Г.Н. Белоглазовой. – Барнаул: Изд. «А.Р.Т.», 2007. – 384с.

Кан Г.И. Устная история: проблемы метода. Из опыта работы ОГУ "ЦДНИ ТО" по инициативному документированию //режим доступа http://cdnito.tomsk.ru/index.php?sectionid=6031

[1] Кулемзин А.М. Об определении понятия «музей»//Мир музея. – М.,2008. - №3. – с.13

[2] Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.77.

[3] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.372.

[4] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.374.

[5] Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с., с.375.

[6] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.43

[7] Аберкромби Н.. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.Тернер. И.Ясовеева. 2-е изд., перераб. И доп. - М. ЗАО «Издательство «Экономика». 2004. - 620 с. С.171.

[8] Словарь иностранных слов. – 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1979. – 621 с. С 202

[9] По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. Режим доступа http: || www.wikipedia.org/wiki/ Метод интервью.

[10] Устная история. Теория и практика: Материалы всероссийского научного семинара – сост. Щеглова Т.К. Барнаул. БГПУ, 2007. – 374с., с 91.

[11] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.104.

[12] Щеглова Т.К. Устная история. Учебное пособие.//Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с. 105.

[13] Из беседы с Петром Митрофановичем Касьяновым, 1919г.р., Барнаул. Личный фонд автора.

[14] Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников: Методическое пособие. Вып. 2. Изд. 3-е испр. – Барнаул: Изд БГПУ. 2006. – 22с., с.10.

[15] Кан Г.И. Устная история: проблемы метода. Из опыта работы ОГУ "ЦДНИ ТО" по инициативному документированию/ /режим доступа http://cdnito.tomsk.ru/index.php?sectionid=6031

[16] Из беседы с Галиной Ивановной Кузьмичёвой (1935 г.р., во время ВОВ проживала в Алтайском крае, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.

[17] Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./М.:ЦДЮТиК, 2002. 154с., с.100.

[18] Щеглова Т.К. Устная история: учеб. Пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.122.

[19] Данные адреса респондента изменены.

[20] Вопросы для проведения интервью разработаны с использованием вопросников из проекта «Защитники Отечества». Интервью с участниками ВОВ (методические рекомендации) / /Режим доступа http://pobeda.aspu.ru/sections/315.html

[21] Щеглова Т.К. Устная история: учеб. Пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364с., с.343.

[22] Из интервью от 29.08.1997г. с Шлейфманом Михаилом, уроженцем города Винница, 1927 года рождения. Личный фонд автора пособия.

[23] Из транскрипции интервью от 29.08.1997г. с Шлейфманом Михаилом, уроженцем города Винница, 1927 года рождения. Личный фонд автора пособия.

[24] Интервью с Касьяновым Петом Митрофановичем (1919 г.р., участника ВОВ, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.

[25] Интервью с Галиной Ивановной Кузьмичёвой (1935 г.р., во время ВОВ проживала в Алтайском крае, в настоящее время проживает в г. Барнауле). Личный фонд автора пособия.

Наши рекомендации