Обязательные элементы вводной части
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, дается постановка цели и задач работы, указываются избранные методы и источники материала исследования, формулируются исходные положения, содержится описание структуры работы.
Начинать писать научное сочинение следует именно с введения, поскольку здесь намечаются проблемы, определяется значимость исследования, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения изыскания и связь с важными научными и практическими задачами. Но вначале это будет лишь черновик вводной части, к которому придется неоднократно возвращаться.
Актуальность научной работы школьника в существенной мере связывается не с решением новых научных проблем, а с углубленным (более детальным, точечным) рассмотрением некоторых лингвистических вопросов.
В ходе обоснования актуальности темы необходимо сформулировать проблему, осветить состояние ее исследованности, доказать важность разработки как в теоретическом, так и в практическом плане.
Систематизация выписок из научной литературы по тематическому принципу позволит выяснить аспекты проблемы, которые интересовали ученых, и характер полученных ими результатов. Автору работы необходимо установить, что уже известно по проблеме и кто из лингвистов придерживается той или иной концепции, что обратило на себя внимание ученых, но не стало объектом детального анализа, а что вообще выпало из их поля зрения. Критический анализ прочитанной литературы обычно продолжается в основной части при обращении к конкретным вопросам.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Для научной работы школьника достаточно полстраницы машинописного текста.
Объект и предмет исследования необходимо определить четко и однозначно. Объект и предмет соотносятся как общее и частное. Предмет исследования обусловливает его тему. Это могут быть языковые явления разных уровней: фонемы, морфемы, лексемы, словосочетания, предложения и т. п. Например, объектом исследования является устная и письменная речь разных стилей, в которой функционируют те языковые факты, которые являются предметом изучения (например, жаргонная лексика, оценочные предикаты, фразеологизмы и проч.). Или: объектом исследования является система цветообозначений в русском языке, а его предметом колористическая лексика в поэзии М. Цветаевой.
Цель и задачи работы. Основная цель — это главный результат научно-исследовательской работы, к которому намеревается прийти автор в ходе ее выполнения. Представление цели может начинаться с фраз: Основной целью научно-исследовательской работы является.... Основная цель работы состоит в ... / заключается в ...
Задачами научной работы выступают те частные вопросы, ответы на которые позволяют достичь поставленной цели. Представление задач обычно делается в форме перечисления: изучить..., систематизировать…, описать..., установить..., выявить...
Формулировка цели и обусловленных ею задач определяет направленность исследования, следовательно, от них будет зависеть и структура работы – каждой из поставленных задач должен соответствовать определенный раздел (подраздел, пункт). Поэтому во введении очерчивают только основные задачи (их может быть 5–6).
Источники фактического материала определяются вместе с выбором темы: художественные произведения, деловые бумаги, эпистолярное наследие, СМИ (газеты, журналы, ТВ), разнообразные словари (толковые, этимологические, синонимические, фразеологические, терминологические и др.), Интернет, а также конкретные носители языка, если исследуются особенности устной речи. В зависимости от темы и задач это могут быть, например:
– одно или несколько произведений одного автора;
– одна или несколько газет, выходящих в одно время;
– источники разных жанров.
Во введении необходимо назвать объем самостоятельно собранного и проанализированного в работе фактического материала.
Если материалом исследования служат разные источники, то они должны характеризоваться системными связями.
Методы исследования. Использованные для достижения поставленной цели современные методы лингвистических исследований (описательный, сопоставительный, структурный, анализа и синтеза и др.) перечисляются во введении с обоснованием необходимости и целесообразности их применения. Можно также указать использованные приемы контекстуального, статистического анализа, сравнения, классификации и систематизации.
Практическая значимость полученных результатов. Смысл любого изыскания определяется его актуальностью, т.е. необходимостью для решения проблем как теоретического, так и практического характера. При освещении практической значимости работы необходимо сформулировать рекомендации о возможности внедрения в практику преподавания (на уроках, факультативах, в кружках), а также прикладной ценности работы (для нужд СМИ, работы на компьютере и т.д., и т.п.).
Вводная часть должна быть краткой: 3-4 страницы компьютерного набора (кегль 14; 60 знаков в строке; 28-30 строк на листе), без общих фраз и отступлений, уводящих от темы. Например, в работах по языку писателя не следует злоупотреблять литературоведческим материалом, посвященным биографическим деталям, манере письма, идейному содержанию произведений и т. п.