Организационно-методические указания по вводной части 3 страница

военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников — ст.ст. 72—89 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т. д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закрепил и в Корабельном уставе ВМФ).

Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатывают и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами и носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. На период выполнения специальных обязанностей военнослужащий, как правило, освобождается от своих постоянных должностных обязанностей.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств ведомств. Так, в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую сил том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции (ст. 14). Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних Российской Федерации».

(СЛАЙД 11)ВОПРОС 3. Прохождение и прекращение военной службы.

2.1 Содержание прохождения военной службы. Прохождение военной службы — это регулируемый федеральным законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания.

Прохождение военной службы влечет изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами, в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

— с определением должностного положения военнослужащих;

— с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановление ем в воинских званиях военнослужащих;

— с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой, (повышением квалификации) военнослужащих;

— с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;

— с аттестацией военнослужащих;

— с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

— с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введений чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных! конфликтов;

— с другими обстоятельствами (событиями), с которыми связано изменение служебно-правового положения военнослужащих.

Наступление юридических фактов в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия.

Так, например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Наступление указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только выплату им страховых сумм.

Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы, но не исполнения при этом военнослужащим обязанностей военной службы.

Четкое установление случаев исполнения обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия наступления отдельных видов юридической ответственности военнослужащих. Период прохождения военной службы ограничен моментами начала военной службы и окончания военной службы.

Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (исполняют военную службу) в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного
распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано
служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

По общему правилу военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;

б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения;

в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных случаях на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).

(СЛАЙД 12)2.2 Сроки военной службы. По действующему законодательству военная служба проходит в течение определенного законом срока. Понятие «срок» имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Например, сроки военной службы военнослужащих, призываемых на военную службу, исчисляются в месяцах — определенный период, а день приобретения гражданином статуса военнослужащего; т. е. срок начала военной службы, — определенный момент.

Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебных правоотношений. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого военно-служебные правоотношения действуют.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, продолжительность военной службы императивно определена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Срок военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы (срок контракта).

(СЛАЙД 13)Указанным Законом и иными нормативными правовыми актами в зависимости от вида контракта предусмотрены три способа установления его срока:

1) самостоятельно военнослужащим:

а) в случаях заключения военнослужащим нового контракта:

— при окончании срока предыдущего контракта (п. 5 ст. 38);

— при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры (подп. «в» п. 1 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

— при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, котором предусмотрена военная служба, в другой (п. 2 ст. 44);

— при освобождении его от должности руководителя федерального орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 32)

— ранее проходившим военную службу по контракту при прекращен оснований для приостановления военной службы (ст. 45);

б) в случаях заключения нового контракта, сроки которого указаны в п. 5
ст. 38 Закона, с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту (п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

в) случаях заключения нового контракта на срок от шести месяцев до одного года (краткосрочного контракта) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях (п. 7 ст. 38);

г) в случае заключения первого контракта военнослужащим, проходящего
военную службу по призыву (п. 4 ст. 38);

2) императивно (требующее безусловного выполнения) для военнослужащих, заключивших:

а) первый контракт (п. 3 ст. 38);

б) новый контракт — военнослужащих, проходящих военную службу
контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (для граждан, проходивших военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение) на время обучения в указанном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (п. 5 ст. 38); ;

3) должностным лицом, указанным в п. 4 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, срок военной службы устанавливается военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжать военную службу.

В отличие от гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права, в которых сроки определяются исчислением периода времени и календарной датой, срок военной службы устанавливается только истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, днями.

Допускается установление срока с помощью указания на событие, т. е. не зависящее от лица (лиц) обстоятельство. В данном случае к событию предъявляется и еще одно требование: имеется в виду обстоятельство, которое неизбежно должно произойти. Примером может служить достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе.

(СЛАЙД 14)Срок военной службы устанавливается:

1) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера - 12 месяцев;

2) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., - 24 месяца;

3) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., - 12 месяцев;

4) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вслед­ствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время учас­тия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

В срок военной службы не засчитываются:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисциплинарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.

(СЛАЙД 15)2.3 Исчисление сроков военной службы. Специфика военно-служебных отношений обусловила особенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т. е. он приобретает права и обязанности и на него возлагается ответственность.

В отличие от гражданского законодательства (ст. 191 ГК РФ), которым установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.).

Началом течения срока военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее — образовательные учреждения высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.

Положением о порядке прохождения военной службы (п. 3 ст. 3) установлены особые правила для определения момента истечения срока военной службы. Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.
Так, если срок военной службы начал течь в 00 часов 00 минут 30 мая 2001 г.
(день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к
месту прохождения военной службы), то двухгодичному сроку военной службы по призыву будет соответствовать 24 часа 00 минут 29 мая 2003 г.;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. Таким образом, срок контракта, установленный в 3 года, исчисляемый с 1 февраля 2000 г., будет считаться истекшим 31 января 20ОЗ г.; в шесть месяцев, начавшийся 30 апреля, будет считаться истекшим 29 октября.

В случаях когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца. Так, с учетом того, что в марте 31 день, а в сентябре 30 дней; 6-месячный срок контракта, начатый 31 марта, завершится 30 сентября.

Военное законодательство применительно к военно-служебным отношениям не предусматривает исчисление сроков неделями, днями и часами, а также: специальных правил применительно к случаям, когда истечение сроков выпадает на нерабочие дни.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

— военнослужащий находится на стационарном лечении;

— военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности родам или в отпуске по уходу за ребенком;

— военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

— военнослужащий участвует в походах кораблей;

— военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

— военнослужащий безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

— военнослужащий находится под следствием;

— в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение продолжительности военной службы производится в кален­дарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ военнослужащим федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня, если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет (ст. 22).

В сроки военной службы включается также продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков, которые являются юридическими фактами (событиями), входящими в содержание прохождения военной службы.

(СЛАЙД 16)2.4 Отпуска военнослужащих. Военнослужащим предоставляются следующие виды отпусков:

а) основной отпуск;

б) каникулярные отпуска — военнослужащим, обучающимся в военных
образовательных учреждениях профессионального образования;

в) дополнительные отпуска:

— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — отпуска по болезни и отпуска по личным обстоятельствам;

— военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — твор­ческие отпуска, учебные отпуска, отпуска по болезни, отпуска по личным об­стоятельствам;

г) отпуска по беременности и родам — военнослужащим женского пола;

д) отпуска по уходу за ребенком — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Военнослужащим также могут быть предоставлены отпуска по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В связи с тем, что прохождение военной службы по призыву является одной из форм воинской обязанности граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает льготный порядок исчисления срока военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Таким образом, фактический срок военной службы, предусмотренный для них п. 1 ст. 1 Закона, сокращается на срок льготного исчисления. Так, если продолжительность военной службы по призыву составляет 12 месяцев и во время военной службы военнослужащий принимал участие в боевых действиях на протяжении 90 дней, фактическая продолжительность его военной службы будет сокращена на 90 дней, которые будут отсчитаны от дня окончания военной службы по призыву конкретного военнослужащего.

Участие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в боевых действиях или выполнении задач в условиях вооруженного конфликта подтверждается в порядке, определенном постановлением Правительства Рос­сийской Федерации «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31 марта 1994 г. № 280.

В определенных вышеназванным Законом случаях сроки военной службы могут быть увеличены. Так, в срок военной службы не засчитывается:

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин.

(СЛАЙД 17)2.5 Изменение служебно-должностного положения военнослужащего. Отношения военной службы не являются статичными, они меняются в процессе ее исполнения. Под изменением военно-служебных отношений следует понимать изменение служебно-должностного положения военнослужащих (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности), присвоение, лишение и восстановление воинского зва­ния. Изменение военно-служебных отношений связано с прохождением военной службы.

Как уже было отмечено ранее, возникновение военно-служебных отношений, как правило, не связано с назначением на воинскую или иную должность. Следовательно, в военно-служебных отношениях необходимо различать два момента: их возникновение и возложение на военнослужащего должностных обязанностей. Если возникновение военно-служебных отношений основывается как на законе, так и на свободном волеизъявлении, то возложение на военнослужащего должности всегда осуществляется в соответствии с односторонним административным актом, основанным на законе и принимаемым должностным лицом от имени государства.

Воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы. Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных правовых актах (инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах, Положении о порядке прохождения военной службы и т. д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений. Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке структурная единица в государственной военной организации или федеральном
органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

При определении правового статуса должности необходимо различать учреждение должности и ее замещение. Учреждение должности означает закрепление в официальном правовом акте должностного наименования и целевого назначения должности, т. е. основы правового статуса должности. Следовательно, учреждение должности относится к вопросам организации государственно-служебного (военно-служебного) отношения.

Замещение должности состоит в приеме на данную должность конкретного физического лица посредством определенного установленного в нормативном акте организационно-правового способа замещения должностей (назначения, конкурса и т. д.), т. е. замещение должности связано с практическим осуществлением государственной службы, в том числе военной. На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля-продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должности в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, было замещение должности в порядке очередности и др. Каждое

общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальном устройству и политике правящих структур. Многие из названных способы применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение. В советский период нашего государства законодательно были закреплены такие способы, как зачисление, назначение, конкурс, избрание, которые сохранились и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в настоящее время при замещении должностей военнослужащими.

В порядке зачисления замещаются первичные должности, стоящие на нижней ступени служебной лестницы, как правило, специалистов, не имеющих в своем подчинении других лиц. Зачисление оформляется административным актом руководителя органа, обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (кадровой службе, бухгалтерии и др.). В законодательстве Российской Федерации данный способ замещения должностей прямо не упоминается, а в случае зачисления оформляется как назначение на должность. Но по своей сути в данном случае имеет место не назначение на должность, а зачисление, поскольку при оформлении замещения должности, например, младших служащих (секретаря, консультанта) в приказах, издаваемых при поступлении их на службу, говорится об их принятии на такую-то должность, т. е. о зачислении. Зачисление применяется в случаях, когда нет необходимости проводить дополнительную проверку кандидата на должность на соответствие предъявляемым к ней требованиям. Проверка производится на основании предъявленных документов об образовании или квалификации.

При назначении на должность совершаются те же юридически значимые действия, что и при зачислении, но имеет особенность административный акт: он обращен, помимо названных лиц и структурных подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Назначаются руководители (должностные лица), у которых присутствуют распорядительные или контрольные полномочия. Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой и т. д. Отрицательной стороной назначения как способа замещения должности является зависимость назначения от назначившего органа.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса — возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный

доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу после объявления результатов голосования, на основе чего заключается контракт. Из всех закрепленных в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» способов замещения должностей наибольшее внимание уделено конкурсу. Объясняется это тем, что предполагается ввести замещение государственных должностей государственной службы в основном посредством конкурса. В ст. 22 вышеназванного Федерального закона указывается, что конкурс проводится на вакантную должность.

Наши рекомендации