Цели и задачи преподавания дисциплины
Е.В. Ильгова, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Тугушева
«Информационное право России»
Учебно-методическое пособие
Саратов, 2009
УДК
ББК
И
Информационное право России: Учебно-методическое пособие / Е.В. Ильгова, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Тугушева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -
Настоящий учебно-методическое пособие содержит: программу курса «Информационное право России»; перечень нормативных актов и списки специальной литературы; контрольные вопросы и задания по курсу «Информационное право», составленные с учетом потребностей теории и практики; методические рекомендации по выполнению курсовых работ и темы курсовых работ по курсу «Информационное право России»; варианты контрольных работ по основным темам курса, темы коллоквиумов.
Предназначено для преподавателей и студентов юридических вузов.
Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
УДК
ББК
ISBN ©
содержание
СПИсок СОКРАЩЕНИЙ 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 30
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ КУРСА 128
ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАЛДОВ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ 132
ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 134
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАИНЮ КУРСОВЫХ РАБОТ 138
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРАВУ 144
Приложение 1 147
Приложение 2 160
Приложение 3 180
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГУВД – городское управление внутренних дел
ИБ – информационная безопасность
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
ИР – информационные ресурсы
ИС – информационные системы
ИТ – информационные технологии
ОАО – общество с ограниченной ответственностью
ООО – общество с ограниченной ответственностью
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации
СМИ – средства массовой информации
ТКТ – телекоммуникационные технологии
ЭВМ – электронно-вычислительная машина
ЭЦП – электронно-цифровая подпись
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели преподавания курса:
- формирование у студентов юристов нового мышления, основанного на использовании новейших информационных и информационно-телекоммуникационных технологий, которые активно способствуют развитию экономики, политики, государства на основе становления информационного общества и принципах современного информационного права России;
- формирование у студентов представления об информационных отношениях; субъектах информационно-правовых отношений; о правовом режиме получения, передачи, хранения и использования информации; о юридических аспектах информационного обмена, информационной безопасности, ответственности в информационной сфере;
- подготовка высококвалифицированных специалистов-юристов для работы в органах государственной власти (в том числе – в правоохранительных органах) и в других сферах (юридическое обслуживание предпринимательской деятельности, управление организациями, кадровое дело, правовое образование и т.д.), способных представлять интересы в области международного информационного обмена, а также способных ориентироваться в проблемах формирования рынка информационных ресурсов и обеспечивать информационную безопасность государства, общества и личности.
Задачи информационного права России:
- определение места и роли информационного права и информационного законодательства в современном информационном обществе;
- изучение организации в России информационно-правого обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц;
- изучение зарубежного опыта в области регулирования, упорядочивания и защиты отношений, возникающих в сфере создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и применения информации;
- изучение международного информационного законодательства, информационного законодательства Российской Федерации, выработка практических навыков применения информационного законодательства;
- активизация решения проблем юридической науки в области информационных отношений в соответствии с новыми общественными потребностями;
- развитие научного творчества студентов-юристов в области информационного права;
- изучение общих институтов и положений информационного права (право доступа к информации, режимы информации, тайна, информационная безопасность, электронная коммерция, информационные ресурсы, Интернет и др.).
Изучение информационного права позволит студенту решать следующие задачи:
- уметь вести поиск необходимых нормативно-правовых актов и информационно-правовых норм в системе действующего законодательства, в том числе с помощью автоматизированных информационно-правовых систем;
- квалифицированно толковать и применять законодательство по информационным правонарушениям, информационному рынку, субъектам информационного права и другим проблемам информации и информационных ресурсов;
- выработать навыки творческого мышления для самостоятельного послевузовского повышения знаний законодательства, уровня своей профессиональной подготовки, умения ориентироваться в обширном и динамично развивающемся информационном законодательстве, разрабатывать и решать новые информационно-правовые проблемы.
Методологические основы формирования информационного права как комплексной отрасли права:
- с одной стороны – объективная связь информационного права с государственным управлением как видом социального управления, где информация является особым ресурсом государственного управления и средством управляющего воздействия на социальный процесс;
- с другой стороны – информация является объектом гражданского оборота, обеспечивая методологическую связь информационного права с гражданским правом.
Эти аспекты определяют структуру и содержание информационного права как учебной дисциплины. Учебные материалы должны выработать у студента понимание специфики общественных отношений, урегулированных нормами и институтами российского информационного права. Необходимо изложить учебные материалы, относящиеся к нормам и институтам информационного права, разграничивающим полномочия и компетенцию субъектов информационного права, в том числе, учитывая правоохранительный (юридический) профиль подготовки специалистов, государственному контролю и обеспечению информационной безопасности личности, общества и самого государства, а также вопросам ответственности и гарантиям прав различных субъектов в информационной сфере. Специфика изложения и изучения учебного материала на лекциях и семинарах, структура и содержание подробно определяется ниже.
Преподавание информационного права должно иметь геополитическую и прогрессивную направленность, связанную с реализацией задачи: вхождения России в современное информационное общество и ликвидации некоторого отставания в развитии информационной инфраструктуры страны. Изложение учебных материалов должно увязываться с необходимыми историческими и сравнительно-правовыми их пояснениями, объяснением целей общественной значимости норм и институтов информационного права, должно быть направлено на воспитание у студентов чувства сопричастности к судьбам отечества, формированием созидательного мировоззрения будущих юристов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ