Цели и задачи преподавания дисциплины

Е.В. Ильгова, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Тугушева

«Информационное право России»

Учебно-методическое пособие

Саратов, 2009

УДК

ББК

И

Информационное право России: Учебно-методическое пособие / Е.В. Ильгова, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Тугушева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -

Настоящий учебно-методическое пособие содержит: программу курса «Информационное право России»; перечень нормативных актов и списки специальной литературы; контрольные вопросы и задания по курсу «Информационное право», составленные с учетом потребностей теории и практики; методические рекомендации по выполнению курсовых работ и темы курсовых работ по курсу «Информационное право России»; варианты контрольных работ по основным темам курса, темы коллоквиумов.

Предназначено для преподавателей и студентов юридических вузов.

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

УДК

ББК

ISBN ©

содержание

СПИсок СОКРАЩЕНИЙ 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 30

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ КУРСА 128

ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАЛДОВ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ 132

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 134

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАИНЮ КУРСОВЫХ РАБОТ 138

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРАВУ 144

Приложение 1 147

Приложение 2 160

Приложение 3 180

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГУВД – городское управление внутренних дел

ИБ – информационная безопасность

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии

ИР – информационные ресурсы

ИС – информационные системы

ИТ – информационные технологии

ОАО – общество с ограниченной ответственностью

ООО – общество с ограниченной ответственностью

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

СМИ – средства массовой информации

ТКТ – телекоммуникационные технологии

ЭВМ – электронно-вычислительная машина

ЭЦП – электронно-цифровая подпись

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели преподавания курса:

- формирование у студентов юристов нового мышления, основанного на использовании новейших информационных и информационно-телекоммуникационных технологий, которые активно способствуют развитию экономики, политики, государства на основе становления информационного общества и принципах современного информационного права России;

- формирование у студентов представления об информационных отношениях; субъектах информационно-правовых отношений; о правовом режиме получения, передачи, хранения и использования информации; о юридических аспектах информационного обмена, информационной безопасности, ответственности в информационной сфере;

- подготовка высококвалифицированных специалистов-юристов для работы в органах государственной власти (в том числе – в правоохранительных органах) и в других сферах (юридическое обслуживание предпринимательской деятельности, управление организациями, кадровое дело, правовое образование и т.д.), способных представлять интересы в области международного информационного обмена, а также способных ориентироваться в проблемах формирования рынка информационных ресурсов и обеспечивать информационную безопасность государства, общества и личности.

Задачи информационного права России:

- определение места и роли информационного права и информационного законодательства в современном информационном обществе;

- изучение организации в России информационно-правого обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц;

- изучение зарубежного опыта в области регулирования, упорядочивания и защиты отношений, возникающих в сфере создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и применения информации;

- изучение международного информационного законодательства, информационного законодательства Российской Федерации, выработка практических навыков применения информационного законодательства;

- активизация решения проблем юридической науки в области информационных отношений в соответствии с новыми общественными потребностями;

- развитие научного творчества студентов-юристов в области информационного права;

- изучение общих институтов и положений информационного права (право доступа к информации, режимы информации, тайна, информационная безопасность, электронная коммерция, информационные ресурсы, Интернет и др.).

Изучение информационного права позволит студенту решать следующие задачи:

- уметь вести поиск необходимых нормативно-правовых актов и информационно-правовых норм в системе действующего законодательства, в том числе с помощью автоматизированных информационно-правовых систем;

- квалифицированно толковать и применять законодательство по информационным правонарушениям, информационному рынку, субъектам информационного права и другим проблемам информации и информационных ресурсов;

- выработать навыки творческого мышления для самостоятельного послевузовского повышения знаний законодательства, уровня своей профессиональной подготовки, умения ориентироваться в обширном и динамично развивающемся информационном законодательстве, разрабатывать и решать новые информационно-правовые проблемы.

Методологические основы формирования информационного права как комплексной отрасли права:

- с одной стороны – объективная связь информационного права с государственным управлением как видом социального управления, где информация является особым ресурсом государственного управления и средством управляющего воздействия на социальный процесс;

- с другой стороны – информация является объектом гражданского оборота, обеспечивая методологическую связь информационного права с гражданским правом.

Эти аспекты определяют структуру и содержание информационного права как учебной дисциплины. Учебные материалы должны выработать у студента понимание специфики общественных отношений, урегулированных нормами и институтами российского информационного права. Необходимо изложить учебные материалы, относящиеся к нормам и институтам информационного права, разграничивающим полномочия и компетенцию субъектов информационного права, в том числе, учитывая правоохранительный (юридический) профиль подготовки специалистов, государственному контролю и обеспечению информационной безопасности личности, общества и самого государства, а также вопросам ответственности и гарантиям прав различных субъектов в информационной сфере. Специфика изложения и изучения учебного материала на лекциях и семинарах, структура и содержание подробно определяется ниже.

Преподавание информационного права должно иметь геополитическую и прогрессивную направленность, связанную с реализацией задачи: вхождения России в современное информационное общество и ликвидации некоторого отставания в развитии информационной инфраструктуры страны. Изложение учебных материалов должно увязываться с необходимыми историческими и сравнительно-правовыми их пояснениями, объяснением целей общественной значимости норм и институтов информационного права, должно быть направлено на воспитание у студентов чувства сопричастности к судьбам отечества, формированием созидательного мировоззрения будущих юристов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации