Классификация программ
Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Содержание программно-целевого управления может быть представлено в таблице 9.
Таблица 9
Необходимо определить | Компоненты ПЦУ |
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
2. Что требуется сделать для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? | Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
4. На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
5. Каков механизм организации управления реализацией программы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
6. Как отслеживается и оценивается выполнение программы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
7. Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
8. Как и насколько выполнена программа? | Подведение итогов. Окончание программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в таблице10. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Таблица 10
Классификация целей
Признаки классификации | Виды целей |
1. Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные |
2. Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные) |
3. Время реализации | Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие |
4. Форма фиксации | Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные) |
5. Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные |
6. Степень обоснованности | Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные |
7. Реальность/ нереальность выполнения | Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые) |
8. Уровни управления | Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы |
9. Политический оттенок | Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые) |
10.Объем | Общие, частные, локальные |
11. Время действия | Конечные, промежуточные |
12. Степень выполнения | Выполненные полностью, частично |
Как итоговый документ, социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления. Покажем структуру «Программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения и льготных категорий граждан Приморского края на 1994 год»:
Социально-экономическая ситуация в Приморском крае.
Цель программы.
Направления программы.
Социальный портрет Приморского края.
Раздел I. Мероприятия по обеспечению льгот, установленных для отдельных категорий граждан в соответствии с указами Президента и постановлениями Правительства России (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
Раздел II. Мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных граждан и семей с детьми (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
Раздел III. Развитие сети и материальной базы социальных учреждений Края.
3.1. Развитие материальной базы социального обслуживания малообеспеченных категорий граждан Края.
3.2. Создание и развитие сети учреждений и служб социальной помощи семье и детям.
3.3. Развитие сети и материальной базы домов-интернатов и домов ночного пребывания.
3.4. Специализированные предприятия торговли и общественного питания, перемещение их в систему органов социальной защиты населения и на баланс территориальных фондов социальной поддержки населения.
При разработке данной программы выполнены необходимые финансовые расчеты на год и по кварталам и в виде таблицы приложены к ее обоснованию.
В качестве примера можно также показать содержание федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1353):
Введение (в соответствии с чем она разработана, что собой представляет; главные цели; чем определен состав мероприятий программы).
1. Содержание (дана ее характеристика).
2. Необходимость разработки программы (аргументация).
3. Цели и задачи программы (основная цель, направления деятельности).
4. Обоснование программных мероприятий (что для этого было сделано, указан оптимальный срок реализации программы — 14 лет).
5. Сроки и этапы реализации программы: первый (1997— 2000 гг.); второй (2001—2005 гг.) и третий (2006—2010 гг.). Указано, что мероприятия, предусмотренные программой, с указанием сроков их осуществления представлены в приложении.
6. Система программных мероприятий по топливно-энергетическому комплексу; химической и нефтехимической промышленности; машиностроению и металлообработке; строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности; промышленным отходам; агропромышленному комплексу;
лесному хозяйству и особо охраняемым природным территориям; водному хозяйству; транспорту; мониторингу окружающей среды; охране здоровья населения; городскому (районному) хозяйству; экологическому образованию и воспитанию.
7. Эколого-экономическая эффективность программы (указано, чем определяется экологическая, социальная и экономическая эффективность; срок окупаемости программы — 7 лет 3 месяца).
8. Ресурсное обеспечение программы (общий объем и источники финансирования).
9. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения (краткое описание механизма; создание и развитие системы мониторинга).
На практике используются и так называемые «дополнительные формы» программ, в основном для контроля фактического обеспечения финансовыми средствами. Пример такой формы приводится ниже.
ПРОГРАММА
социальной защиты населения Астраханской области на
1994 год
№№ | Группы населения, мероприятия по социальной защите | Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) | Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб.) | Процент исполнения | |||
1. Семья, женщины и дети | |||||||
Расходы на оплату лечения беременных женщин, страдающих анемией, гипотрофией плода, угрозой прерывания беременности | 2,7 | 4,9 | 181% | ||||
Расходы на удешевление питания беременным женщинам и кормящим матерям и выплату пособия по беременности и родам неработающим матерям | 30,0 | 30,0 | 100% | ||||
Расходы на приобретение комплектов для новорожденных | 49,0 | 49,0 | 100% | ||||
Расходы на лечение детей-инвалидов в специализированных лечебных учреждениях за пределами области | 25,8 | 25,8 | 100% | ||||
Расходы на частичное (50%) возмещение затрат на обследование и лечение детей из многодетных и малообеспеченных семей | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на приобретение путевок для оздоровления детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями из малообеспеченных семей, а также путевок «Мать и дитя» для малообеспеченных семей | 535,0 | 535,0 | 100% | ||||
Расходы на оздоровительные мероприятия для детей в летний период | 300,3 | 300,3 | 100% | ||||
Расходы на бесплатный проезд детей-инвалидов на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) | 8,0 | 8,0 | 100% | ||||
Расходы на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус,автобус), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей | 53,0 | 53,0 | 100% | ||||
Расходы на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей | 26,0 | 26,0 | 100% | ||||
Компенсация удорожания стоимости питания учащихся, в том числе: — дневных общеобразовательных школ — училищ, находящихся на областном бюджете | 483,8 213,8 270,0 | 422,3 213,8 208,5 | 87% 100% 77% | ||||
Компенсация удорожания стоимости питания студентам и стипендии детям-сиротам, обучающимся в учебных заведениях потребкооперации | 15,0 | 13,9 | 93% | ||||
Единое ежемесячное пособие на детей в возрасте от 0 до 16 (18) лет | 5650,0 | 10122,3 | 179% | ||||
Расходы на бесплатное содержание в дошкольных учреждениях детей из семей родителей-инвалидов I и II групп | 9,4 | 9,4 | 100% | ||||
Расходы на ежемесячную компенсацию стоимости продуктов питания детям до 16 лет, переселенных из зон отселения и родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие аварии на ЧАЭС, детям, инфицированным вирусом СПИД, и детям, чьи родители погибли при выполнении интернационального долга в Афганистане | 16,7 | 16,7 | 100% | ||||
Расходы на единовременное пособие детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выпускникам учебных заведений всех видов | 23,7 | 23,7 | 100% | ||||
Финансирование программы по охране здоровья детей и подростков г. Астрахани и Астраханской области на 1993—1995гг. | 95,0 | 73,1 | 77% | ||||
Расходы на дотацию питания трудновоспитуемым детям из малообеспеченных семей, находящимся в научно- производственном центре адаптации несовершеннолетних «Амен» | 10,1 | 10,1 | 100% | ||||
19 Программа «Дети-инвалиды» на 1994—2000гг. 121,7 127,3 105%. | |||||||
Расходы на реализацию программы «Служба содействия семье, имеющей детей с умственными ограничениями» ассоциации «Жизненная помощь» и долевое участие в содержании центра ранней диагностики и помощи детям с умственной отсталостью на базе детского сада № 1 | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на осуществление работ по программе социально-оздоровительной реабилитации детей-инвалидов, ассоциации родителей детей-инвалидов «Наше будущее» | 20,0 | 20,0 | 100% | ||||
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации «Обитель милосердия» и организацию лечения и развития детей-инвалидов | 20,0 | 20,0 | 100% | ||||
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации многодетных семей и развитие ее хозяйственной деятельности | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на развитие социально-психологической службы «Семья» на базе территориальных районных центров | 17,0 | 17,0 | 100% | ||||
Расходы на реализацию программы «Улучшение положения женщин» | 199,2 | 199,2 | 100% | ||||
Расходы на проведение праздничных мероприятий для детей-сирот и опекаемых, инвалидов, из многодетных малообеспеченных семей, из семей, пострадавших от ЧАЭС, и семей, потерявших кормильца: День защиты детей, День знаний, День инвалида, Новогодние праздники и прочие | 170,0 | 227,3 | 134% | ||||
Расходы на мероприятия по проведению Международного года семьи | 10,0 | ||||||
Расходы на проведение семейного праздника-фестиваля «В кругу семьи» | 5,0 | ||||||
Расходы на проезд воспитанников детдома № 2 на теплоходе | 10,0 | ||||||
Расходы на подготовку телеакции «Надежда» | 25,0 | ||||||
Итого | 7926,4 | 12434,7 | 157% | ||||
11. Малообеспеченные граждане | |||||||
Расходы на оплату ремонта квартир малоимущим, одиноким престарелым и инвалидам 195,0 | 195,0 | 100% | |||||
Расходы на приобретение топлива для малоимущих, одиноких престарелых и инвалидов | 165,0 | 165,0 | 100% | ||||
Расходы на оказание материальной помощи и оплату бытовых услуг малоимущим престарелым, инвалидам и остронуждающимся семьям с детьми | 100,1 | 100,1 | 100% | ||||
Средства на финансирование 250 коек сестринского ухода за хроническими больными | 136,6 | 136,6 | 100% | ||||
Расходы на выплату ежемесячного пособия вдовам и семьям погибших военнослужащих | 49,0 | ||||||
Расходы на оказание срочной материальной помощи лицам, оказавшимся в критической ситуации | 30,0 | 30,0 | 100% | ||||
Расходы на создание резерва одежды и продовольствия для оказания срочной социальной помощи | 11,0 | 11,0 | 100% | ||||
Расходы на погребение одиноких престарелых и инвалидов | 8,2 | 8,3 | 101% | ||||
Расходы на удешевление стоимости путевок в специализированные санатории и дома отдыха для членов Всероссийского общества слепых (ВОС) | 29,6 | 29,6 | 100% | ||||
Расходы на проведение мероприятий для инвалидов, малоимущих, одиноких престарелых граждан: День пожилых людей, День инвалида, Рождественские и Пасхальные праздники, День Победы | 80,0 | 132,1 | 165% | ||||
Расходы на создание доступной среды для жизнедеятельности инвалидов, в том числе: | 36,2 | 36,2 | 100% | ||||
— расходы на приобретение звуковых приставок, звукового маяка и эхолокаторных очков — расходы на организацию сурдоперевода телепередачи «Информкурьер» и содержание оурдопереводчиков для обслуживания инвалидов по слуху — расходы на обучение новой специальности (профессии) инвалидов I и II групп | 28,9 4,7 2,6 | 28,9 4,7 2,6 | 100% 100% 100% | ||||
Расходы на реконструкцию социально- производственного комплекса «Орто» | 35,0 | 35,0 | 100% | ||||
Расходы на оплату льготного проезда по остросоциальным нуждам любым видом транспорта, кроме такси (в пределах Астраханской области) мало обеспеченным слоям населения: — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на освидетельствование во ВТЭК — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на протезирование в протезно-ортопедическое предприятие — расходы на оплату проезда лицам, больным онкологическими заболеваниями, больным туберкулезом, женщинам с патологией беременности — расходы на оплату проезда инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида | 39,4 7,7 4,7 13,0 14,0 | 3,0 1,0 1,2 | 7% 7% 14% | ||||
Расходы по транспортировке и хранению гуманитарной помощи из Москвы | 131,8 | ||||||
Компенсация на бензин Героям Советского Союза | 4,1 | ||||||
Капитальный ремонт здания Приволжского территориального центра | 2,5 | ||||||
Расходы на бесплатные обеды престарелым | 60,1 | ||||||
Областной фонд социальной поддержки населения | 5,0 | ||||||
№ | Группы населения, мероприятия по социальной защите | Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) | Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб. | Процент исполнения | |
На выплату пенсий и пособий инвалидам | 0,4 | ||||
Расходы на установку памятника и погребение Героя Советского Союза | 3,1 | ||||
Итого: | 915,1 | 1086,2 | 119% | ||
III. Участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях за пределами СССР, лица, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную службу а тылу в годы Великой Отечественной войны, вдовы и родители воинов, погибших на войне, инвалиды 1 и 11 групп от общего заболевания, детства, трудувечья, дети-инвалиды до 16 лет, граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитированные и члены их семей (адовы и дети), несовершеннолетние узники концлагерей, вдовы умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи | |||||
Расходы на удешевление тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, сетевой и жидкий газ, телефон | 300,0 | 300,0 | 100% | ||
Расходы на установку телефонов участникам ВОВ | 60,0 | 16,7 | 28% | ||
Расходы на газификацию жилья остронуждающимся категориям граждан | 30,0 | 30,0 | 100% | ||
Расходы на проведение мероприятий по реализации нужд и запросов участников ВОВ, вдов погибших военнослужащих, выявленных в ходе рейда в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне | 1627,4 | 765,3 | 47% | ||
Итого: | 2017,4 | 1112,0 | 55% | ||
IV. Мероприятия по социальной защите всех категорий населения области | |||||
Покрытие убытков от пассажирских городских и пригородных перевозок транспортом, в том числе: — автомобильным транспортом — речным транспортом — пригородным железнодорожным транспортом | 10910,0 9000,0 1810,0 100,0 | 10308,7 8273,7 2010,0 25,0 | 94% 92% 111% 25% | ||
Возмещение убытков от перевозки социально значимых грузов (хлеб, молоко) | 800,0 | 780,0 | 98% | ||
Компенсация убытков от реализации сжиженного газа населению | 4200,0 | 4000,0 | 95% | ||
На компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 1992 года | 845,0 | 856,0 | 101% | ||
Компенсационные выплаты на хлеб хлебозаводам | 2200,0 | 2200,0 | 100% | ||
Дотация на сухое молоко | 990,0 | 990,0 | 100% | ||
Возмещение разницы в цене на топливо, реализуемое населению | 8528,0 | 8652,4 | 101% | ||
Частичная компенсация ущерба репрессированным народам | 20,0 | 17,8 | 89% | ||
Приобретение жилья остронуждающимся группам населения | 200,0 | 200,0 | 100% | ||
Расходы на возмещение разницы в цене на керосин, реализуемый населению области | 30,0 | 20,0 | 67% | ||
Итого: | 28723,0 | 28024,9 | 98% | ||
V. Система адресной социальной поддержки населения (САЗ) | |||||
Компенсационные выплаты на хлеб малообеспеченным гражданам | 88,5 | 88,5 | 100% | ||
Предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам (денежной, материальной, социальной) | 5338,5 | 3853,8 | 72% | ||
Расходы на содержание районных управлений (отделов) социальной защиты населения по адресной дотации | 300,0 | 300,0 | 100% | ||
Итого: | 5727,0 | 4242,1 | 74% | ||
VI. Трудовые ресурсы и миграция населения | |||||
Кадры Астраханской области | 10,7 | 10,7 | 100% | ||
Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области | 6,0 | 6,0 | 100% | ||
Меры по смягчению последствий массовых высвобождении работников | 23,0 | 15,1 | 66% | ||
Обеспечение занятости населения | 108,0 | 78,0 | 72% | ||
Миграция населения | 7,0 | 7,0 | 100% | ||
Реабилитация и обеспечение занятости инвалидов | 220,0 | ||||
Итого | 374,70 | 116,80 | 31% | ||
ВСЕГО: | 45683,6 | 47016,7 | 103% | ||
На уровне учреждений социальной защиты также используются программы, которые связаны с развитием данной системы, направлений деятельности, освоением новых форм и методов управления, работы и т.д.
Как пример можно привести «Программу развития Центра социальной помощи семье и детям» (г. Сургут).
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА
Мероприятия | Срок исполнения |
1. Совершенствование социальной помощи семье, женщинам и детям | |
1. Создание банка данных о семьях с отрицательным микроклиматом и высокой степенью риска, а также семьям с детьми-инвалидами | 1996—1997гг. |
2. Оборудование и открытие производственных мастерских (швейной, слесарной, столярной, народных промыслов) | 1997—1998гг. |
3. Расширение комплекса мер по социальной реабилитации безнадзорных несовершеннолетних | 1996—1997гг. |
4. Внедрение в практику современных методик медицинской, психологической, трудовой реабилитации детей-инвалидов | 1997—1998гг. |
5. Проведение психологических тренингов с родителями детей-инвалидов, безработными женщинами, несовершеннолетними матерями | 1996—1997гг. |
6. Подготовка и реализация рекомендаций по улучшению взаимодействия с семьями дезадаптированных детей с целью обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий | 1996—1997гг. |
7. Улучшение правовой помощи, расширение сферы правовых услуг | 1996—1997гг. |
II. Консультативная и информационная работа | |
1. Проведение консультаций, «круглых столов», лекций и бесед с: комиссией по делам несовершеннолетних; педагогами школ; учителями классов коррекции; родителями детей-инвалидов, несовершеннолетними матерями, неблагополучными семьями | 1996—1998гг. |
2. Подготовка материалов в районную газету (ежеквартально) | 1996—1998гг. |
3. Проведение лекций и бесед с персоналом Центра, группами социальной реабилитации (ежемесячно) | 1996—1998гг. |
III. Организационные мероприятия | |
1. Организация и проведение районного совещания с руководством отдела здравоохранения с целью улучшения взаимодействия в работе с социально неблагополучными семьями, детьми-инвалидами, а также оперативного выявления детей, нуждающихся в медицинской и психолого-педагогической реабилитации | 1996—1997гг. |
2. Организация в центре новых структурных подразделений (в частности, отделения реабилитации детей-инвалидов, домашних групп, кризисного стационара) | 1998г. |
Ресурсное обеспечение
Для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты
Уменьшение числа социально дезадаптированных детей, подростков, молодых женщин; улучшение состояния здоровья детей-инвалидов; ослабление негативных тенденций в социальном положении городской семьи.