Классификация программ

Признаки классификации Виды программ
Содержание программы Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные
Уровень разработки и применения Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития)
Время, на которое рассчитана реализация программы Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года)

Содержание программно-целевого управления может быть представлено в таблице 9.

Таблица 9

Необходимо определить Компоненты ПЦУ
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете? Цель программы
2. Что требуется сделать для достижения цели? Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий)
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы
4. На какой период времени рассчитана программа? Временная характеристика программы
5. Каков механизм организации управления реализацией программы? Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними
6. Как отслеживается и оценивается выполнение программы? Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи)
7. Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? Коррективы содержания и механизма реализации программы
8. Как и насколько выполнена программа? Подведение итогов. Окончание программы

Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в таблице10. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.




Таблица 10

Классификация целей

Признаки классификации Виды целей
1. Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
2. Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные)
3. Время реализации Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие
4. Форма фиксации Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные)
5. Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
6. Степень обоснованности Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные
7. Реальность/ нереальность выполнения Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые)
8. Уровни управления Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы
9. Политический оттенок Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые)
10.Объем Общие, частные, локальные
11. Время действия Конечные, промежуточные
12. Степень выполнения Выполненные полностью, частично

Как итоговый документ, социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления. Покажем структуру «Программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения и льготных категорий граждан Приморского края на 1994 год»:

Социально-экономическая ситуация в Приморском крае.

Цель программы.

Направления программы.

Социальный портрет Приморского края.

Раздел I. Мероприятия по обеспечению льгот, установленных для отдельных категорий граждан в соответствии с указами Президента и постановлениями Правительства России (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).

Раздел II. Мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных граждан и семей с детьми (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).

Раздел III. Развитие сети и материальной базы социальных учреждений Края.

3.1. Развитие материальной базы социального обслуживания малообеспеченных категорий граждан Края.

3.2. Создание и развитие сети учреждений и служб социальной помощи семье и детям.

3.3. Развитие сети и материальной базы домов-интернатов и домов ночного пребывания.

3.4. Специализированные предприятия торговли и общественного питания, перемещение их в систему органов социальной защиты населения и на баланс территориальных фондов социальной поддержки населения.

При разработке данной программы выполнены необходимые финансовые расчеты на год и по кварталам и в виде таблицы приложены к ее обоснованию.

В качестве примера можно также показать содержание федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1353):

Введение (в соответствии с чем она разработана, что собой представляет; главные цели; чем определен состав мероприятий программы).

1. Содержание (дана ее характеристика).

2. Необходимость разработки программы (аргументация).

3. Цели и задачи программы (основная цель, направления деятельности).

4. Обоснование программных мероприятий (что для этого было сделано, указан оптимальный срок реализации программы — 14 лет).

5. Сроки и этапы реализации программы: первый (1997— 2000 гг.); второй (2001—2005 гг.) и третий (2006—2010 гг.). Указано, что мероприятия, предусмотренные программой, с указанием сроков их осуществления представлены в приложении.

6. Система программных мероприятий по топливно-энергетическому комплексу; химической и нефтехимической промышленности; машиностроению и металлообработке; строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности; промышленным отходам; агропромышленному комплексу;

лесному хозяйству и особо охраняемым природным территориям; водному хозяйству; транспорту; мониторингу окружающей среды; охране здоровья населения; городскому (районному) хозяйству; экологическому образованию и воспитанию.

7. Эколого-экономическая эффективность программы (указано, чем определяется экологическая, социальная и экономическая эффективность; срок окупаемости программы — 7 лет 3 месяца).

8. Ресурсное обеспечение программы (общий объем и источники финансирования).

9. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения (краткое описание механизма; создание и развитие системы мониторинга).

На практике используются и так называемые «дополнительные формы» программ, в основном для контроля фактического обеспечения финансовыми средствами. Пример такой формы приводится ниже.

ПРОГРАММА

социальной защиты населения Астраханской области на

1994 год

№№ Группы населения, мероприятия по социальной защите Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб.) Процент исполнения
1. Семья, женщины и дети
Расходы на оплату лечения беременных женщин, страдающих анемией, гипотрофией плода, угрозой прерывания беременности 2,7 4,9 181%
Расходы на удешевление питания беременным женщинам и кормящим матерям и выплату пособия по беременности и родам неработающим матерям 30,0 30,0 100%
Расходы на приобретение комплектов для новорожденных 49,0 49,0 100%
Расходы на лечение детей-инвалидов в специализированных лечебных учреждениях за пределами области 25,8 25,8 100%
Расходы на частичное (50%) возмещение затрат на обследование и лечение детей из многодетных и малообеспеченных семей 15,0 15,0 100%
Расходы на приобретение путевок для оздоровления детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями из малообеспеченных семей, а также путевок «Мать и дитя» для малообеспеченных семей 535,0 535,0 100%
Расходы на оздоровительные мероприятия для детей в летний период 300,3 300,3 100%
Расходы на бесплатный проезд детей-инвалидов на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) 8,0 8,0 100%
Расходы на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус,автобус), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей 53,0 53,0 100%
Расходы на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей 26,0     26,0     100%    
Компенсация удорожания стоимости питания учащихся, в том числе: — дневных общеобразовательных школ — училищ, находящихся на областном бюджете 483,8   213,8 270,0     422,3   213,8 208,5     87%   100% 77%    
Компенсация удорожания стоимости питания студентам и стипендии детям-сиротам, обучающимся в учебных заведениях потребкооперации 15,0     13,9     93%    
Единое ежемесячное пособие на детей в возрасте от 0 до 16 (18) лет 5650,0     10122,3     179%    
Расходы на бесплатное содержание в дошкольных учреждениях детей из семей родителей-инвалидов I и II групп 9,4   9,4   100%  
Расходы на ежемесячную компенсацию стоимости продуктов питания детям до 16 лет, переселенных из зон отселения и родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие аварии на ЧАЭС, детям, инфицированным вирусом СПИД, и детям, чьи родители погибли при выполнении интернационального долга в Афганистане 16,7     16,7     100%    
Расходы на единовременное пособие детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выпускникам учебных заведений всех видов 23,7     23,7     100%    
Финансирование программы по охране здоровья детей и подростков г. Астрахани и Астраханской области на 1993—1995гг. 95,0     73,1     77%    
Расходы на дотацию питания трудновоспитуемым детям из малообеспеченных семей, находящимся в научно- производственном центре адаптации несовершеннолетних «Амен» 10,1   10,1   100%  
19 Программа «Дети-инвалиды» на 1994—2000гг. 121,7 127,3 105%.
Расходы на реализацию программы «Служба содействия семье, имеющей детей с умственными ограничениями» ассоциации «Жизненная помощь» и долевое участие в содержании центра ранней диагностики и помощи детям с умственной отсталостью на базе детского сада № 1 15,0 15,0 100%
Расходы на осуществление работ по программе социально-оздоровительной реабилитации детей-инвалидов, ассоциации родителей детей-инвалидов «Наше будущее» 20,0 20,0 100%
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации «Обитель милосердия» и организацию лечения и развития детей-инвалидов 20,0 20,0 100%
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации многодетных семей и развитие ее хозяйственной деятельности 15,0 15,0 100%
Расходы на развитие социально-психологической службы «Семья» на базе территориальных районных центров 17,0 17,0 100%
Расходы на реализацию программы «Улучшение положения женщин» 199,2 199,2 100%
Расходы на проведение праздничных мероприятий для детей-сирот и опекаемых, инвалидов, из многодетных малообеспеченных семей, из семей, пострадавших от ЧАЭС, и семей, потерявших кормильца: День защиты детей, День знаний, День инвалида, Новогодние праздники и прочие 170,0 227,3 134%
Расходы на мероприятия по проведению Международного года семьи     10,0    
Расходы на проведение семейного праздника-фестиваля «В кругу семьи»     5,0    
Расходы на проезд воспитанников детдома № 2 на теплоходе     10,0    
Расходы на подготовку телеакции «Надежда»     25,0    
    Итого 7926,4 12434,7 157%
11. Малообеспеченные граждане
Расходы на оплату ремонта квартир малоимущим, одиноким престарелым и инвалидам 195,0     195,0   100%
Расходы на приобретение топлива для малоимущих, одиноких престарелых и инвалидов 165,0   165,0 100%
Расходы на оказание материальной помощи и оплату бытовых услуг малоимущим престарелым, инвалидам и остронуждающимся семьям с детьми 100,1   100,1 100%
Средства на финансирование 250 коек сестринского ухода за хроническими больными 136,6     136,6 100%
Расходы на выплату ежемесячного пособия вдовам и семьям погибших военнослужащих 49,0      
Расходы на оказание срочной материальной помощи лицам, оказавшимся в критической ситуации 30,0   30,0 100%
Расходы на создание резерва одежды и продовольствия для оказания срочной социальной помощи 11,0   11,0 100%
Расходы на погребение одиноких престарелых и инвалидов 8,2   8,3 101%
Расходы на удешевление стоимости путевок в специализированные санатории и дома отдыха для членов Всероссийского общества слепых (ВОС) 29,6   29,6 100%
Расходы на проведение мероприятий для инвалидов, малоимущих, одиноких престарелых граждан: День пожилых людей, День инвалида, Рождественские и Пасхальные праздники, День Победы 80,0 132,1 165%
Расходы на создание доступной среды для жизнедеятельности инвалидов, в том числе: 36,2 36,2 100%
  — расходы на приобретение звуковых приставок, звукового маяка и эхолокаторных очков — расходы на организацию сурдоперевода телепередачи «Информкурьер» и содержание оурдопереводчиков для обслуживания инвалидов по слуху — расходы на обучение новой специальности (профессии) инвалидов I и II групп 28,9     4,7   2,6   28,9     4,7   2,6   100%     100%   100%  
    Расходы на реконструкцию социально- производственного комплекса «Орто» 35,0     35,0     100%    
    Расходы на оплату льготного проезда по остросоциальным нуждам любым видом транспорта, кроме такси (в пределах Астраханской области) мало обеспеченным слоям населения:   — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на освидетельствование во ВТЭК   — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на протезирование в протезно-ортопедическое предприятие   — расходы на оплату проезда лицам, больным онкологическими заболеваниями, больным туберкулезом, женщинам с патологией беременности     — расходы на оплату проезда инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида 39,4     7,7     4,7     13,0   14,0   3,0     1,0   1,2   7%     7%   14%  
Расходы по транспортировке и хранению гуманитарной помощи из Москвы   131,8      
  Компенсация на бензин Героям Советского Союза       4,1    
Капитальный ремонт здания Приволжского территориального центра     2,5    
Расходы на бесплатные обеды престарелым     60,1    
Областной фонд социальной поддержки населения     5,0    
               
Группы населения, мероприятия по социальной защите Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб. Процент исполнения
На выплату пенсий и пособий инвалидам     0,4    
Расходы на установку памятника и погребение Героя Советского Союза     3,1    
    Итого: 915,1 1086,2 119%
III. Участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях за пределами СССР, лица, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную службу а тылу в годы Великой Отечественной войны, вдовы и родители воинов, погибших на войне, инвалиды 1 и 11 групп от общего заболевания, детства, трудувечья, дети-инвалиды до 16 лет, граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитированные и члены их семей (адовы и дети), несовершеннолетние узники концлагерей, вдовы умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи
Расходы на удешевление тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, сетевой и жидкий газ, телефон 300,0 300,0 100%
Расходы на установку телефонов участникам ВОВ 60,0 16,7 28%
Расходы на газификацию жилья остронуждающимся категориям граждан 30,0 30,0 100%
Расходы на проведение мероприятий по реализации нужд и запросов участников ВОВ, вдов погибших военнослужащих, выявленных в ходе рейда в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1627,4 765,3 47%
    Итого: 2017,4 1112,0 55%
IV. Мероприятия по социальной защите всех категорий населения области
Покрытие убытков от пассажирских городских и пригородных перевозок транспортом, в том числе: — автомобильным транспортом — речным транспортом — пригородным железнодорожным транспортом 10910,0   9000,0 1810,0 100,0 10308,7   8273,7 2010,0 25,0 94%   92% 111% 25%
Возмещение убытков от перевозки социально значимых грузов (хлеб, молоко) 800,0 780,0 98%
Компенсация убытков от реализации сжиженного газа населению 4200,0 4000,0 95%
На компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 1992 года 845,0 856,0 101%
Компенсационные выплаты на хлеб хлебозаводам 2200,0 2200,0 100%
Дотация на сухое молоко 990,0 990,0 100%
Возмещение разницы в цене на топливо, реализуемое населению 8528,0 8652,4 101%
Частичная компенсация ущерба репрессированным народам 20,0 17,8 89%
Приобретение жилья остронуждающимся группам населения 200,0 200,0 100%
Расходы на возмещение разницы в цене на керосин, реализуемый населению области 30,0 20,0 67%
    Итого: 28723,0 28024,9 98%
V. Система адресной социальной поддержки населения (САЗ)
Компенсационные выплаты на хлеб малообеспеченным гражданам 88,5 88,5 100%
Предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам (денежной, материальной, социальной) 5338,5 3853,8 72%
Расходы на содержание районных управлений (отделов) социальной защиты населения по адресной дотации 300,0 300,0 100%
    Итого: 5727,0 4242,1 74%
VI. Трудовые ресурсы и миграция населения
Кадры Астраханской области 10,7 10,7 100%
Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области 6,0 6,0 100%
Меры по смягчению последствий массовых высвобождении работников 23,0 15,1 66%
Обеспечение занятости населения 108,0 78,0 72%
Миграция населения 7,0 7,0 100%
Реабилитация и обеспечение занятости инвалидов 220,0        
    Итого 374,70 116,80 31%
    ВСЕГО: 45683,6 47016,7 103%
           

На уровне учреждений социальной защиты также используются программы, которые связаны с развитием данной системы, направлений деятельности, освоением новых форм и методов управления, работы и т.д.

Как пример можно привести «Программу развития Центра социальной помощи семье и детям» (г. Сургут).

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА

Мероприятия Срок исполнения
1. Совершенствование социальной помощи семье, женщинам и детям
1. Создание банка данных о семьях с отрицательным микроклиматом и высокой степенью риска, а также семьям с детьми-инвалидами 1996—1997гг.
2. Оборудование и открытие производственных мастерских (швейной, слесарной, столярной, народных промыслов) 1997—1998гг.
3. Расширение комплекса мер по социальной реабилитации безнадзорных несовершеннолетних 1996—1997гг.
4. Внедрение в практику современных методик медицинской, психологической, трудовой реабилитации детей-инвалидов 1997—1998гг.
5. Проведение психологических тренингов с родителями детей-инвалидов, безработными женщинами, несовершеннолетними матерями 1996—1997гг.
6. Подготовка и реализация рекомендаций по улучшению взаимодействия с семьями дезадаптированных детей с целью обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий 1996—1997гг.
7. Улучшение правовой помощи, расширение сферы правовых услуг 1996—1997гг.
II. Консультативная и информационная работа
1. Проведение консультаций, «круглых столов», лекций и бесед с: комиссией по делам несовершеннолетних; педагогами школ; учителями классов коррекции; родителями детей-инвалидов, несовершеннолетними матерями, неблагополучными семьями 1996—1998гг.
2. Подготовка материалов в районную газету (ежеквартально) 1996—1998гг.
3. Проведение лекций и бесед с персоналом Центра, группами социальной реабилитации (ежемесячно) 1996—1998гг.
III. Организационные мероприятия
1. Организация и проведение районного совещания с руководством отдела здравоохранения с целью улучшения взаимодействия в работе с социально неблагополучными семьями, детьми-инвалидами, а также оперативного выявления детей, нуждающихся в медицинской и психолого-педагогической реабилитации 1996—1997гг.
2. Организация в центре новых структурных подразделений (в частности, отделения реабилитации детей-инвалидов, домашних групп, кризисного стационара) 1998г.

Ресурсное обеспечение

Для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.

Ожидаемые результаты

Уменьшение числа социально дезадаптированных детей, подростков, молодых женщин; улучшение состояния здоровья детей-инвалидов; ослабление негативных тенденций в социальном положении городской семьи.

Наши рекомендации