Требования к содержанию курсовой работы. Предметом исследования в курсовой работе являются различные направления и элементы
Предметом исследования в курсовой работе являются различные направления и элементы коммерческой деятельности организаций.
Объектом исследования выступают предприятия промышленности, торговые организации и другие субъекты хозяйствования различных отраслей и видов деятельности.
Исследование коммерческой деятельности осуществляется на основе данных статистического, бухгалтерского и текущего учета предприятия, а также результатов анкетирования покупателей или специалистов организации.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы.
В первой главе излагаются теоретические аспекты исследования в соответствие с темой работы, обосновываются задачи и направления анализа.
Примерный объем теоретической главы – 10 страниц.
Во второй главе осуществляется анализ деятельности организации в соответствие с темой работы (12 – 15 страниц). Аналитическая глава должна содержать подпункты, позволяющие более глубоко изучить сущность и особенности практического проявления рассматриваемых вопросов.
В начале второй главы представляется краткая характеристика предприятия (1 – 2 стр.) и анализ следующих основных показателей деятельности организации за последние 2 года:
· объем выпуска продукции;
· выручка от реализации;
· товарооборот;
· величина дохода от реализации товаров и его уровень;
· прибыль отчетного периода;
· прибыль от реализации;
· себестоимость продукции и затраты на рубль товарной продукции;
· величина и уровень издержек обращения;
· рентабельность продукции;
· рентабельность продаж;
· численность работников;
· средняя заработная плата;
· производительность труда;
· среднегодовая стоимость основных средств;
· фондоотдача;
· среднегодовая стоимость оборотных средств;
· коэффициент оборачиваемости оборотных средств (товарных запасов).
Выделение других пунктов аналитической главы осуществляется в соответствии с темой курсовой работы по согласованию с руководителем.
При написании курсовой работы должны использоваться различные методы анализа: статистический, индексный, графический, факторный и др.
В третьей главе курсовой работы определяются основные направления совершенствования изучаемых коммерческих процессов применительно к конкретному предприятию (3 – 5 стр.). Предлагаемые рекомендации должны базироваться на выявленных особенностях деятельности организации и непосредственно вытекать из анализа, представленного во второй главе.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг.
2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности и направления его совершенствования.
3. Управление коммерческой деятельностью и направления его совершенствования в организации.
4. Исследование и прогнозирование спроса на товарном рынке.
5. Исследование покупательских предпочтений на рынке товаров (услуг).
6. Исследование конъюнктуры товарного рынка.
7. Исследование ассортиментной политики торговой организации и направления ее совершенствования.
8. Коммерческая деятельность в розничной торговле и направления ее совершенствования.
9. Организация закупочной деятельности и направления ее совершенствования.
10. Организация договорной работы и направления ее совершенствования.
11. Коммерческая деятельность по продаже товаров и направления повышения ее совершенствования.
12. Организация фирменной торговли и направления повышения ее эффективности.
13. Анализ оптового товарооборота и обоснование направлений его повышения.
14. Организация информационно-рекламной деятельности и направления ее совершенствования.
15. Оценка эффективности коммерческой деятельности организации и направления ее повышения.
16. Анализ доходов и прибыли организации и обоснование направлений их увеличения.
17. Анализ товарооборота и направления его увеличения в торговой организации.
18. Анализ издержек обращения торговой организации и обоснование направлений их снижения.
19. Анализ эффективности использования товарных ресурсов торговой организации и обоснование направлений ее повышения.
20. Оценка качества торгового обслуживания и обоснование направлений его улучшения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
ТЕМА 1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг
В первой главе работы рассматриваются понятие и виды субъектов коммерческой деятельности, специфика их функционирования в современных условиях.
Во второй главе исследуются особенности деятельности субъектов на конкретном товарном рынке по следующим направлениям.
1. Общая характеристика субъектов коммерческой деятельности в регионе: по отраслевой принадлежности, масштабам и характеру деятельности, типу рынка, формам бизнеса, уровню государственного регулирования коммерческой деятельности.
Таблица 1.1 – Характеристика субъектов коммерческой деятельности
Г. Витебска
Признак классификации | Количество предприятий* | Основные рыночные субъекты |
1 Отрасль (вид деятельности) -легкая промышленность - машиностроение - торговля - строительство - транспорт - банковское обслуживание - страховые услуги - рекламные услуги - бытовые услуги … | ОАО «Витебские ковры» ОАО «КИМ» ОАО «Знамя индустриализации» … ОАО «Вистан» ОАО «Монолит» … ОАО «Витебские продукты» СЗАО «Фирма Омега» … ОАО «ДСК» ОАО «Жилстрой» ... РДАТУП «Витебскоблавтотранс» ОАО «АТЭК» … ОАО «Белагропромбанк» ОАО «Газпромбанк» … … … ... | |
2. Форма собственности - государственная - частная | ||
3.Организационно-правовая форма - акционерные общества -индивидуальные предприниматели … |
* Здесь – цифры условные.
2. Оценка масштаба конкретного товарного рынка, т. е. выявление количества и видов субъектов рынка.
3. Характеристика отдельных субъектов коммерческой деятельности по следующим направлениям:
- форма собственности и организационно-правовая форма;
- виды деятельности и ассортимент производимой продукции, услуг (реализуемых товаров);
- длительность функционирования на рынке;
- оценка форм торговли, методов продаж, форм сбыта;
- доля рынка;
- специфика взаимодействия с поставщиками, покупателями, партнерами.
4. Сравнительный анализ технико-экономических показателей деятельности фирм в динамике.
Таблица 1.2 – Сравнительная оценка экономических показателей деятельности основных субъектов рынка продовольственных товаров
В млн. руб.
Показатели | ОАО «Ника» | ОАО «Витебские продукты» | ОАО «Веста» | СЗАО «Фирма Омега» |
Товарооборот | ||||
Доход | ||||
Уровень дохода,% | ||||
Издержки обращения | ||||
Уровень издержек,% | ||||
Прибыль отчетного периода | ||||
Прибыль от реализации | ||||
Рентабельность продаж, % | ||||
… |
5. Оценка конкурентных позиций субъектов рынка на основе SWOT-анализа, метода «4Р» и др.
Таблица 1.3 – Оценка положения ОАО «Ника» на рынке на основе SWOT- анализа
Характеристики | ОАО «Ника» | ОАО «Витебские продукты» | ОАО «Веста» | СЗАО «Фирма Омега» |
Сильные стороны | ||||
Слабые стороны | ||||
Возможности | ||||
Угрозы |
6. Выявление отношения покупателей к различным фирмам или маркам товара (на основе анкетировании клиентов).
Таблица 1.4 – Результаты анкетирования покупателей В баллах
Критерии оценки фирмы | ОАО «Ника» | ОАО «Витебские продукты» | ОАО «Веста» | СЗАО «Фирма Омега» |
Известность | ||||
Уровень обслуживания | ||||
Разнообразие ассортимента товаров | ||||
Качество товаров | ||||
Наличие дополнительных услуг | ||||
… |
Для анализа целесообразно использовать данные государственной статистики; законодательные и нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность; статистическую и бухгалтерскую отчетность предприятий; материалы официальных сайтов; результаты экспертного опроса; данные анкетирования покупателей и т. д.
В третьей главе работы определяются основные тенденции развития рынка и перспективы деятельности отдельных субъектов.