Раздел 1. введение в информатизацию образования
СОДЕРЖАНИЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ | |
ОТ АВТОРОВ | |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 1.1. Что такое информатизация образования | |
Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации | |
Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества | |
Вопросы и задания к разделу 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование | |
Тема 2.2. Компьютеры и их окружение | |
Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности» | |
Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении | |
Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании | |
Вопросы и задания к разделу 2 | |
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии | |
Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа | |
Тема 3.3. Технологии информационного моделирования | |
Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации | |
Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике | |
Вопросы и задания к разделу 3 | |
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ | |
Тема 4.1. Технологии передачи информации | |
Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет | |
Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы | |
Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к информации, поступающей через Интернет | |
Вопросы и задания к разделу 4 | |
РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Тема 5.1. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе | |
§1. Виды и классификация компьютерных средств обучения | |
§2. Оценка качества компьютерных средств обучения | |
§3. Методика информатизации обучения | |
§4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования | |
§5. Использование средств коммуникаций для межличностногообщения в процессе обучения | |
Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения | |
§1. Компьютерные средства измерения и контроля | |
§2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов | |
§3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения | |
Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности | |
Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований | |
Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения | |
§1. Виды и классификация компьютерных средств организационно-управленческой деятельности | |
§2. Информационные и телекоммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения | |
§3. Информатизация деятельности преподавателя | |
§4. Информационные технологии и работа с родителями | |
Вопросы и задания к разделу 5 | |
РАЗДЕЛ 6. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ | |
Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации | |
Тема 6.2. Анализ содержания обучения | |
Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов | |
Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса образовательных ресурсов | |
Вопросы и задания к разделу 6 | |
РАЗДЕЛ 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО | |
Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды | |
Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды | |
Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема сохранения здоровья обучаемых | |
Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство | |
Вопросы и задания к разделу 7 | |
РАЗДЕЛ 8. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | |
Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации | |
Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования | |
Вопросы и задания к разделу 8 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ | |
Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования | |
Примерные темы курсовых работ | |
Задания для лабораторных работ | |
Задания для практической работы | |
Список основных понятий |
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ГРИГОРЬЕВ
Сергей Георгиевич
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, заведующий Центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Заместитель председателя научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Председатель программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»
Автор более 190 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.
ГРИНШКУН
Вадим Валерьевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Ученый секретарь научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Ученый секретарь программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»
Автор более 180 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.
ОТ АВТОРОВ
«… Пришлось начать с начала. Изо всех пышных оборотов царского режима вертелось в голове только какое-то «милостиво повелеть соизволил».
И. Ильф, Е. Петров.
Начиная новое дело, каждый человек сталкивается с большим кругом новых, неизведанных проблем. В еще большей степени это относится к таким делам как написание учебников вообще и учебников по таким новым дисциплинам как «Информатизация образования». Приходится начинать сначала.
На наш взгляд, эта дисциплина особенная, как, в прочем, и все, многое другое, связанное с информационными технологиями. Информационные технологии постоянно совершенствуются и все шире распространяются среди людей. Можно утверждать, что их применение делает сказку былью, реализует самые смелые мечты фантастов.
Использование телекоммуникаций обеспечивает мгновенный доступ к хранилищам информации, расположенным в разных, очень далеких, частях света.
Применение виртуальной реальности позволяет пройтись по городам древности, узнать последние известия римского форума, услышать от самого Катона знаменитые слова: «Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Пользователь компьютера с помощью информационной телепортации мгновенно оказывается и в другой точке нашей планеты, и в другом времени.
Можно привести и другие примеры революционной значимости информационных технологий для всей нашей цивилизации и для сферы образования в частности.
На протяжении всей истории человечества определенные группы людей выделялись среди других, выстраивали в своих целях своеобразный водораздел, используя уникальные знания, умения и навыки, присущие только им. Вероятно, это один из способов развития цивилизации.
Умение добывать огонь и освоение орудий труда позволило сформироваться человеку разумному. Возможно, что человек прямоходящий бегал быстрее, но выжил человек разумный.
Знания о способах обработки бронзы, железа и других металлов позволили создать очаги цивилизации в Египте, в Месопотамии. Философия Древней Греции впервые оказалась способной привести эти знания в систему. «Мы думаем по образу и подобию греков». Появлялись новые знания и умения. Современный цивилизованный мир охватывает практически весь земной шар.
Но и в наше время происходит появление новых знаний и технологий. Люди, владеющие такими технологиями, получают преимущества перед другими. Примером могут служить информатика и информационные технологии, становящиеся частью современной культуры. Наверное, уже в самое ближайшее время человек, не способный использовать информационные технологии, окажется изгоем.
В мире образования тоже существуют водоразделы, связанные новыми технологиями, их образуют информационные технологии и информатизация образования.
Многолетний опыт обучения работе с компьютером убеждает преподавателей в тщетности усилий по обучению ряда людей. Никакие методические ухищрения не приводят к положительному результату. Этот факт объясняется и отсутствием должного прилежания обучаемых, и низкой мотивацией, и даже возрастом обучаемого. Однако следует заметить, что отрицательный результат процесса изучения информационных технологий слабо коррелирует с интеллектуальным уровнем.
Не смотря ни на что, большая часть преподавателей осваивает информационные технологии, и оказывается способной подготовить какие-то документы, выполнить расчеты с помощью компьютера, использовать телекоммуникации.
Но возникает еще один водораздел – творческое использование этих знаний и умений в своей профессиональной работе, на занятиях с учащимися. Это знания, умения и навыки в области информатизации образования. Хочется подчеркнуть не столько профессиональное, сколько общеобразовательное значение «Информатизации образования». Успешное освоение этой дисциплины является основой для широкого и осознанного внедрения информационных технологий в сфере образования. Преподаватель получает уникальную возможность пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире, на примере близкой учебной среды.
Глобальной целью образования является выравнивание возможностей разных групп людей, создание условий для их дальнейшего развития и дальнейшего гуманного подхода к развитию всей современной цивилизации.
К настоящему времени, нельзя отрицать наличия в сфере образования требуемых технических и программных средств. Более того, их качественные показатели близки к насыщению, в том смысле, что существенное увеличение мощности компьютеров не дает соответствующих качественно новых возможностей для образования. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ и вузов, сколько стратегия их практического использования в сфере реального образования. Особую роль здесь играет учитель. Нельзя не вспомнить слова Д.И. Менделеева: «Так как вся польза для страны от распространения желаемого среднего образования определяется учителем, то в заботах о подъеме нашего среднего образования начинать нужно отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учительских кадров».
Современную учебную литературу, посвященную вопросам использования информационных технологий в сфере образования, можно разделить на три основных направления: описание технических средств и методов их использования, описание программных средств и методов их применения и интеллектуальные проблемы применения информационных технологий.
Особое значение имеет задача наиболее эффективного построения содержания курса «Информатизация образования» и методов его преподавания. Такая задача до сих пор не решена. Мы постараемся устранить этот недостаток.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, имеющей большое значение для всех нас. Имеется в виду значимость сохранения культуры Русской Речи в информационном веке.
Авторы имеют печальный опыт экспертизы образовательных электронных изданий, в том числе предназначенных для изучения русского языка и русской литературы в средней школе, содержащие синтаксические, стилистические и семантические ошибки.
Следует сказать, что во многих ресурсах, в том числе и образовательных, используется слэнг, американизмы, «специальные символы Интернета», допускаются искажения семантики. Нам хочется верить, что русский язык не станет развиваться подобным образом.
В июне 1941 года великая русская поэтесса Анна Ахматова писала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне,
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
Но мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем.
Навеки.
Авторы убеждены в необходимости обучения педагогов «Информатизации образования» и надеются, что книга не только поможет этому, но и внесет свой вклад в дело сохранения и приумножения культурного наследия Отечества нашего в современном нам информационном веке.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
«Существуют три способа написания новелл, но, к сожалению, они никому неизвестны»
Сомерсет Моэм