Ходкость и управляемость судна в условиях мелководья и при движении в каналах
В результате влияния дна или стенок канала возрастают скорости обтекания поверхности судна (уравнение неразрывности, согласно которому в узкостях скорости выше). Увеличивается вязкостное сопротивление судна. При относительной глубине H/T > 4 это влияние незаметно, а при Н/T = 2,0 вязкостное сопротивление может увеличится на 10-15% по сравнению с его значением на глубокой воде.
Более существенно влияние мелководья на волновое сопротивление. Это связано с изменением картины волнообразования, которая зависит от скорости распространения волн на мелководье Vв = (gH)1/2 (Н - глубина, м). При скорости судна V < (0,3-0,4) Vв характер волнообразования на мелководье почти такой же, как на глубокой воде.
При увеличении скорости и приближении ее к критической (Vкр = (gH)1/2) носовая и кормовая системы волн разворачиваются перпендикулярно движению судна, образуя две поперечные волны значительной амплитуды. Возрастает дифферент судна на корму и его средняя осадка. При увеличении скорости свыше критической, судно отрывается от поперечных волн, скорость которых не превосходит (gH)1/2.
Волновое сопротивление судна резко падает. За судном остаются только веерообразные волны, обращенные выпуклостью по ходу судна. При движении в канале (см. пунктир на рисунке) все перечисленные особенности волнообразования выражены более ярко. При малых сечениях канала судно работает как поршень, толкая воду перед собой, при этом резко растет сопротивление судна и увеличивается дифферент. Поэтому скорость движения судов в каналах ограничена V £ 0,5 – 0,6 (gH)1/2.
При движении вблизи стенки канала появляется поперечная сила Y к , из-за работы винта сдвинутая к корме, и создает момент Мк , разворачивающий нос судна от стенки. Этот момент обычно парируется перекладкой руля. При увеличении скорости движения судна сила Y к начинает резко расти ( Y к @ V2 ).
Руль приходится перекладывать на большие углы, что может привести к аварийным ситуациям, когда угла перекладки руля не хватит для удержания судна на прямом курсе. Для избежания этого явления необходимо ограничивать скорость движения судна в каналах.
Управляемость на мелководье хуже, чем на глубокой воде. Происходит это из-за увеличения скоростей обтекания судна на мелководье, что приводит к возрастанию всех сил на корпусе судна, в том числе боковых, зависящих от угла дрейфа и квадрата скорости. Боковая сила корпуса уравновешивает центробежную, возникающую при циркуляции судна. Последняя слабо зависит от глубины. Это приводит к тому, что при циркуляции на мелководье угол дрейфа судна становится меньше, чем на глубокой воде; только в этом случае боковая сила уравновесит центробежную.
Для большинства судов увеличение радиуса циркуляции судна на мелководье зависит только от относительной глубины Т/Н и может быть определено по приближенной формуле:
где Т - осадка; H - глубина; Rн=µ - радиус циркуляции на глубокой воде.