Объём дисциплины и виды учебной работы
Компьютерные технологии
В науке и образовании
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление 030900 Юриспруденция
Магистерская программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
Воронеж
Автор:
Мистров Леонид Евгеньевич, профессор кафедры, д.т.н., доцент кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Сербулов Юрий Стефанович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Воронежского института высоких технологий;
Голиков Виктор Константинович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин Центрального филиала ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция магистерской программы «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности».
Одобрен на заседании кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин ЦФ ФГБОУВПО «РАП», от «28» августа 2012 г. Протокол № 01
Утверждён учебно-методическим советом Центрального филиала ФГБОУВПО «РАП» от «30» августа 2012 г. Протокол № 01.
Обновлен на заседании кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 01 от 29 августа 2014 г.).
ÓРоссийская академия правосудия, 2014
ÓМистров Л.Е., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Объём дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Программа курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Планы практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Методические рекомендации по изучению курса и по организации самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Вопросы для подготовки к зачёту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Приложение 1. Образец титульного листа контрольного задания . . . . . . . |
Введение
Информатизация всех видов деятельности – одно из основных проявлений становления информационного общества. С середины прошлого столетия информационные технологии стали стремительно приникать в правовую сферу. Практическая и научно-исследовательская деятельность юриста неразрывно связана с использованием современных средств вычислительной техники и связи. Справочные правовые системы, современные программные и технические средства защиты информации, информационные технологии, лежащие в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет – это лишь малая часть огромного арсенала средств, используемых юристами на современном этапе. В этой связи образование в области современных компьютерных технологий позволяет юристу повысить свой профессиональный уровень и эффективно организовать научно-исследовательскую деятельность.
Но для юриста знание компьютерных технологий – это не только инструмент в его практической деятельности. Информация, информационные процессы и системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «компьютерные сети» и «информационная безопасность». Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики.
Целью дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании» является вооружение магистров теоретическими знаниями и практическими навыками в области современных компьютерных технологий для грамотной и эффективной организации информационных процессов и оптимизации научно-исследовательской деятельности в области права и системе юридического образования.
Основная цель преподавания учебной дисциплины состоит в подготовке специалистов, владеющих методами и средствами компьютерных технологий для практического использования в практических областях применения. В соответствии с этой целью основными задачами дисциплины являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания использования компьютерных технологий для анализа, организации, проведения исследований и управления информационными процессами в юридической деятельности; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки на уровне, обеспечивающем возможность самостоятельного применения современных компьютерных технологий для поиска нормативных правовых документов, описания, количественного и качественного анализа социальных явлений и процессов, а также подготовки различных документов в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины выпускник должен
знать:
– основные способы использования компьютерных технологий в научных исследованиях;
– основные направления использования компьютерных технологий в образовании;
– современные компьютерные технологии по сбору и систематизации разнообразной социально-экономической информации;
– основные методы работы в сети Интернет;
– основные направления использования компьютерных технологий в юриспруденции;
уметь:
– применять компьютерные технологии для организации научных исследований;
– использовать компьютерные технологии для моделирования социально-правовых явлений и процессов;
– пользоваться сетью Интернет по поиску необходимой правовой информации;
– пользоваться справочными правовыми системами при поиске и систематизации необходимой нормативной и научной правовой информации;
владеть:
– методикой самостоятельного изучения современных компьютерных технологий, используемых в научно-исследовательской деятельности в области права и системе юридического образования;
– навыками использования методов и средств компьютерных технологий для поиска нормативных правовых документов и работы с различными правовыми документами.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения магистров по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» предъявляются компетенции:
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
способность к обобщению, анализу, восприятию социально-экономической информации, постановке цели по организации и проведению исследований, выбору путей их достижения;
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в части использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности;
способность самостоятельно и квалифицированно анализировать социально значимые информационные проблемы и процессы;
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией и информационными процессами;
способность работать с информацией в справочных правовых системах и глобальных компьютерных сетях.
Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» относится к циклу дисциплин, предназначенных для формирования профессиональных навыков студентов и основывается на знаниях и умениях приобретенных ими в процессе изучения дисциплин «Информатика и математика» и «Информационные технологии в юридической деятельности».
Учебный материал изучается во время самостоятельной работы, полученные знания закрепляются на практических занятиях, которые проводятся в компьютерном классе в составе подгруппы. Индивидуализация обучения обеспечивается учётом уровня подготовки студентов, использованием персональных автоматизированных рабочих мест, контролем качества отработки практических и контрольных заданий каждым студентом.
Структурно дисциплина состоит из 6 взаимосвязанных тем.
Изучение учебной дисциплины завершается сдачей зачета.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения |
Зачетная единица – общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 ч. |
Аудиторная нагрузка | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа | |
Экзаменационная сессия | |
Форма итогового контроля | зачёт |
Тематический план
(разделы дисциплины и темы занятий)
Номера и наименование разделов и тем | Общая трудоёмкость | Аудиторные занятия | Из них по видам учебных занятий | |||
Лекции | Семинары и практические занятия | зачёты | Самостоятельная работа | |||
Тема 1.Основные направления использования компьютерных технологий в научных исследованиях и образовании | ||||||
Тема 2.Использование компьютерных технологий при сборе и систематизации социально-правовой информации | ||||||
Тема 3.Компьютерные сетевые технологии поиска информации и правовые ресурсы сети Интернет | ||||||
Тема 4.Использование справочных правовых систем при сборе и систематизации социально-правовой информации | (интерактивная форма занятия) | |||||
Тема 5.Компьютерные технологии проведения теоретических социально-правовых исследований и обработки полученных результатов | ||||||
Тема 6.Использование компьютерных технологий для оформления и представления результатов научных исследований | ||||||
Форма итогового контроля-зачет | ||||||
Итого |
Программа курса