Литературно-художественный стиль
Занимает особое положение по отношению к другим стилям, потому что там могут использоваться языковые средства всех других стилей, но в измененной функции – эстетической, и литературному в целом, так как объединяет диалог, монолог, устную, письменную речь, может включаться нелитературные разновидности языка: просторечие, жаргоны, арго, диалекты. Поэтому Граудина, Ширяев не выделяют его в особый стиль, т.к. функциональные стили выделяются в пределах литературного языка, а художественная речь – нечто более широкое и свободное, вбирает весь национальный язык. М.Н. Кожина считает, что это особый стиль. Аргументы за то, чтобы выделять как особый стиль: есть стилеобразующие факторы, следовательно, явление однопорядковое с другими стилями.
Цель – нарисовать живую картину, передать чувства.
Сфера – искусство.
Жанры: проза (роман, повесть и т.д.), поэзия (поэма, стихотворение и т.д.).
Стилевые черты:
1. Конкретность.
2. Образность (колокола спорили, рябина зажглась).
3. Эмоциональность.
Языковые особенности:
1. Конкретная лексика.
2. Эмоционально-оценочная лексика (ключик, звездочка).
3. Вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.
4. Использование лексики в переносном значении, образных средств (тропов и риторических фигур) (море огней).
5. Использование лексики всех функциональных стилей (В.М. Шукшин использовал лексику разговорного стиля).
Таким образом, книжные стили противопоставляются разговорному, в котором могут использоваться средства всех стилей. Функциональные стили не образуют замкнутую систему, существует взаимодействие, нет четких границ.
Объективные стилеобразующие факторы
Функциональный стиль | Стилеобразующий фактор | |||||
Доминирующая языковая функция | Форма общественного сознания | Основная форма речи | Типичный вид речи | Преобладающий способ общения | Тон речи | |
Научный | Информативная | Наука | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный | Нейтральный |
Официально-деловой | То же | Право | То же | То же | массовый, неконтактный и контактный | Нейтральный, констатирующий, императивный |
Публицистический | Информативная и функция воздействия | Идеология и политика | Письменная и устная | – | Массовый, контактный и косвенно-контактный | Обусловленный содержательно |
Литературно-художественный | Эстетическая и функция воздействия | Искусство | Письменная | Монолог, диалог, полилог | Массовый, контактный и косвенно-контактный | Обусловленный эстетической задачей |
Разговорный | Обмен мыслями | Обыденное сознание | Устная | Диалог, полилог | Личный контактный | Обусловленный ситуативно |
Специальные пометы в словарях
Тип пометы | Обозначение пометы | Значение отсутствия указанной пометы |
Функционально-стилистическая | Книжн., разг., прост., научн., газетн., публ., канц., оф.-дел., худож. | Слово межстилевое |
Ограничивающая сферу употребления | Террит: обл., диал., южн., уральск. и т.п. Проф.: спец., матем., лингв., грамм., морск., геодез. и т.п. Соц.: жарг., арготич. | Слово общеупотребительное |
Указывающая на закрепленность слова за пассивным запасом | Нов., неол.; арх., истор., устар. | Принадлежит активному запасу словаря |
Указывающая на эмо-ционально-экспрессив-ную окраску слова | Поэт., возвыш., груб., уменьш., ласк. и т.п. | Слово эмоционально-экс-прессивно нейтрально |
Список использованной литературы:
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М., 2000.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. / Под ред. В. Д. Черняк. СПб., 2002.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите стилевые черты и языковые особенности разговорного стиля.
2. Назовите стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля.
3. Назовите стилевые черты и языковые особенности научного стиля.
4. Назовите стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля.
5. В чем заключается специфика литературно-художественного стиля?
Лекция 12
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РИТОРА И АУДИТОРИЯ
План.
1. Образ оратора.
2. Зрительно воспринимаемые элементы речи.
3. Типы аудитории.
4. Поведение оратора в аудитории.
Образ оратора
Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора (любим или не любим предмет – зависит от учителя). Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.
Личность оратора составляют:
1. Лексикон (словарный запас) – должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам:
· языковая биография – речевое развитие человека;
· языковой паспорт (пол, возраст, национальность, профессия, образование, эмоциональное состояние в момент речи);
· языковая эрудиция – знание языка и текстов на языке;
· риторическая деятельность;
· языковой поступок – речевое выступление говорящего, которое стратегически нацелено на изменение его биографии, карьеры, деятельности.
2. Прагматикон – система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу.
3. Картина мира – система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир.
4. Знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте.
5. Этикетный портрет.
Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи.
Ритор должен быть человеком особого склада:
– создать впечатление доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера);
– создать впечатление речевой эрудиции;
– создать впечатление человека способного на речевой поступок;
– ритор должен иметь свой имидж – система предпочтений, осознанных личностью (манера одеваться, улыбаться, выражение лица, манера говорить), главное в нем – цельность.
Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли; мечтатель, практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ, весельчак. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать под кого-то. Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.
Ритор должен обладать рядом профессиональных умений:
– организационные;
– творческие;
– планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его);
– ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку);
– психолого-педагогические – должен неочевидно воспитывать;
– перцептивные – умение перерабатывать все видимое и воспринимаемое для речи;
– социально-коммуникативные – уметь общаться;
– собственно речевые – владеть языком.