Топик-гайд экспертного интервью с потребителями на b2b-рынке
Рынок: ананасы.
Цель исследования: получение информации о потребителях на промышленном (b2b) рынке ананасов, необходимой для выхода на региональный рынок.
(В действительности исследование проводилось по другому рынку, однако для соблюдения конфиденциальности название рынка и компании заказчика было изменено.)
Характеристики выборки: топ-менеджмент компаний — потенциальных потребителей, отвечающий за закупки, не менее 15 человек.
В задачи исследования входит получение информации:
· о моделях общения и потребительского поведения целевой ауди
тории;
· о степени информированности и представлениях потенциальных
потребителей о конкурентах компании (лидерах рынка);
· о прогнозе развития рынка с точки зрения корпоративных потре
бителей;
· о критериях и механизме выбора поставщика продукции;
· о степени лояльности поставщикам;
· о ситуации на маркетинговом поле рынка;
· об оптимальных путях продвижения продукции;
· о известности, представлениях, сведениях о компании;
· о восприятии названия компании.
Рынок и лидеры
1. Как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке ананасов в вашем регионе? Опишите направления развития рынка, основные тенденции. Как вы считаете, как будет выглядеть рынок через год? А через 5 лет?
2. Каковы наиболее актуальные текущие вопросы развития отрасли? Каково регулирующее и экономическое поведение государства на рынке?
3. Каковы изменения, произошедшие на рынке за последний год? Насколько изменятся объем, структура, основные игроки?
4. Назовите известных вам региональных, федеральных и международных игроков рынка ананасов. Какое положение они занимают? Насколько сильно за последние один-два года изменилосьположение лидеров рынка? Сильно ли оно изменится в ближайшие год-два?
5. Опишите лидеров рынка.
· Какое у вас мнение о рынке в целом?
· Каковы конкурентные преимущества и недостатки этой компании?
· Есть ли уникальные характеристики у продукции этого предприятия?
· Кто является основными потребителями этой компании?
· Что обеспечило этой компании вхождение в число лидеров
рынка?
Критерии выбора поставщика
1. Кто в вашей кампании отвечает за выбор поставщика? Каков внутрикорпоративный механизм принятия этих решений? Есть ли регламентирующие отбор поставщиков нормативные документы?
2. Проводите ли вы регулярный формализованный мониторинг цен компаний-поставщиков?
3. Ориентируется ли ваша компания на выстраивание вертикально интегрированной цепочки, т. е.«а приобретение компаний-поставщиков и сбытовых компаний?
4. Что самое важное при выборе поставщика? Опишите основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при выборе поставщика.
5. Что вам больше всего нравится в работе поставщиков? Что не нравится? Чего не хватает? Каким требованиям должен, с вашей точки зрения, удовлетворять поставщик?
6. Насколько часто в работе с поставщиками вы сталкивались не с текущими, а с принципиальными проблемами? Приводят ли они к разрыву отношений с поставщиками? Если случались разрывы отношений, какая ситуация послужила конкретной причиной этого?
7. Вы стараетесь диверсифицировать поставки или получить максимальные скидки, закупая все у одного поставщика?
8. Расскажите, пожалуйста, бывали ли за годы вашей работы случаи, когда приходилось разрывать контракт с партнером-поставщиком? Что определяло отказ от сотрудничества?
9. Опишите портрет «идеального поставщика». Соответствует ли ему кто-то из ваших текущих поставщиков?
10. Что может побудить вас к смене поставщика?
Маркетинг
1. Из каких отраслевых СМИ, конференций, сайтов вы получаете основную информацию о рынке?
2. Каковы основные каналы информации о поставщиках и рынке в целом? Где вы познакомились с нынешними поставщиками?
3. Какую информацию о поставщиках, которая вам необходима, сложнее всего получить?
4. Опишите и прокомментируйте маркетинговую политику лидеров рынка.
5. Как вам было бы удобнее всего получать информацию о предложения поставщиков? Опишите идеального с этой точки зрения поставщика. Приведите пример максимально близкого к данному описанию поставщика (даже если вы у него ничего не закупаете).
Компания
1. Вам знакома компания «АНАНАС КОМПАНИ ГРУПП»? Если да, то откуда?
2. Что вы можете о ней сказать? Что вспоминаете в первую очередь?
В чем ее достоинства и недостатки? С чем ассоциируется название этой компании?
3. Понятно ли из названия компании, чем она занимается? Представьте себе это название и постарайтесь дать характеристику такой компании, не вспоминая того, что вы о ней знаете.
4. Что лучше было бы изменить в названии компании?