Теоретический материал. Коммуникация – обмен информацией между адресантом и адресатом при помощи языка и
Коммуникация – обмен информацией между адресантом и адресатом при помощи языка и невербальных средств общения. В коммуникативном процессе важны функции общения. Ученые-лингвисты выделяют разное количество функций общения. Так, А.Леонтьев отмечает важность этнической, магической и заклинательной функций, Р. Якобсон акцентирует внимание на коннотативной, метаязыковой, референтивной, эмотивной, фатической и поэтической функциях коммуникации, также можно назвать конструктивную функцию и функцию воздействия. Коммуникация – речевой и экстралингвистический процесс, участниками которого – коммуникантами – могут выступать люди и социальные институты (компании, органы власти, государства и др.). В зависимости от целей и задач, стоящих перед коммуникантами, выбранных форм речи и канала передачи информации, использования невербальных средств, речевой ситуации, с которой связан коммуникативный процесс, количества коммуникантов, их социальной роли и взаимоотношений, выделяют такие разновидности коммуникации, как: устная и письменная; вербальная и невербальная; непосредственная и дистантная; межличностная, межкультурная, массовая, внутригрупповая и публичная; аудитивная, визуальная, сенсорная и тактильная; кооперативная и конфликтная; личная и официальная и др. Особое место исследователи отводят изучению деловой коммуникации, в которой первостепенным является достижение деловых/профессиональных целей, решение поставленных задач. Роль деловой коммуникации в современном обществе очень значима.
Деловая коммуникация (деловое общение) является целенаправленной речевой деятельностью и связана со сферой официальных отношений и бизнеса. Поэтому при деловой коммуникации наблюдается обращение,в первую очередь, к официально-деловому функциональному стилю речи. Для успешной деловой коммуникации необходимо гармоничное сочетание речевой и поведенческой составляющих. Внешняя сторона делового общения реализуется в коммуникативных действиях и проявляется в речевой активности, умении слушать, аргументированно излагать свою точку зрения. Внутреннее содержание деловой коммуникации выражено при помощи невербальных сигналов. Выбор стиля (творчески-продуктивный, подавляющий, дистанционный, дружеский, прагматически-деловой и др.) и манеры общения зависит от индивидуальных качеств коммуниканта, коммуникативных задач и возможностей, сложившегося характера отношений с деловыми партнерами и других психологических и социальных факторов. Деловое общение, как правило, протекает по каноническим речевым ситуациям и связано с речевой традицией. И основных видов устной речевой деятельности при деловом общении важны: деловая беседа, разновидностями которой являются беседа по телефону, деловые переговоры, интервью, речь-презентация, публичное выступление и др. Письменные формы речи представлены в таких видах речетворчества, как деловая и служебная переписка, видовые и жанровые разновидности документов.
Деловая пресса -разновидность СМИ, в которой журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, и обеспечивают бизнес-коммуникацию посредством публикации материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса.
Тематика, приемы подачи информации делают деловую прессу антиподом желтой прессы. Журналы и газеты научной и экономической направленности, издававшиеся в России в XVIII веке, стали первыми образцами отечественной деловой прессы. В основном они выпускались государственными органами, например, Государственным банком, Министерством государственных имуществ, Министерством финансов и др. и носили однотипные названия – «Труды…», «Ведомости…». См.: «Труды Вольного экономического общества», «Ежемесячные сочинения», «Комментарии», «Экономический магазин», издававшиеся в XVIII. В первой половине XIX века окончательно в печатных изданиях окончательно формируются признаки деловой прессы, для которой характерны оперативность и достоверность информации, предоставляемой в форме статей, отчетов, мнений, прогнозов, экономическая тематика. См.: «Технологический журнал», «Новый магазин естественной истории, физики, химии сведений экономических», «Журнал мануфактур и торговли», газеты «Купец», «Биржевые ведомости» и др. Позже, во второй половине XIX века, появляются «Биржевые ведомости», «Торговый сборник», «Финансовое обозрение», «Жизнь и хозяйство», «Железнодорожное дело», «Вестник финансов промышленности и торговли», «Экономист», «Экономический журнал», «Русский лесопромышленник», «Русское экономическое обозрение», «Коневодство», «Коннозаводство», «Вестник золотопромышленности», «Биржевые ведомости», «Банки и биржа», «Биржа за неделю», «Банки и акционерное дело», «Биржевая газета», «Банковская и торговая жизнь», «Маленький финансист», «Биржевой день», «Деньги» и др.
Специфика экономики советского времени обусловила отсутствие деловой прессы как отдельной разновидности СМИ в период СССР, что, однако, не означало полного замалчивания экономических вопросов. Так, издания «Известия Высшего народного хозяйства», «Экономическая жизнь», «Экономические науки», «Экономическая газета», «Советская Россия», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия» большое внимание уделяли проблемам экономического развития страны.
Свое второе рождение отечественная деловая пресса пережила в 1990-е гг., когда значительно расширился круг читателей, вовлеченных в экономические и деловые проблемы. Именно тогда появились издания, и сегодня определяющие лицо деловой прессы: газеты «Коммерсантъ», «Экономическая газета», «Российская бизнес-газета», «Ведомости», «Деловой Петербург», «Сегодня», «РБК-daily» и журналы «Эксперт», «Деньги», Профиль», «Власть»» «Экономист», «Деловые связи», «Журнал для акционеров», «Карьера», «Компания», «Однако», «Секрет фирмы», «Бизнес журнал», российские версии «Forbes», «BusinessWeek», «StartMoney» и др.
Основные понятия:коммуникация, функции коммуникации, разновидности коммуникации, деловая коммуникация, деловая пресса, газета, журнал.
Вопросы для обсуждения:
1. Различаются ли функции языка и функции коммуникации?
2. Какой принцип положен в выделение разных коммуникативных функций?
3. В чем особенности развития российской деловой прессы?
Упражнения.
№ 1. Прочитайте предложения. В каком смысле употребляется в них слово «деловой»? В каком функциональном стиле написаны предложения? – Один Молчалин мне не свой, и то, затем, что деловой; - О.Генри стал автором одной из лучших книг о мошенниках - «Деловые люди»; - Фильм «Деловая женщина» с Фордом в роли обаятельного бизнесмена-любовника покорил сердца любителей мелодрам; - Какое мороженое будешь? – Конечно, «Деловую колбасу»; - Я человек деловой, сказал Лужин, глядя на Раскольникова; - Пошла, прям фифа, деловая колбаса! Посмотрите по толковым словарям значения слов и словосочетаний: «деловой», «деловой человек», «профессионал», «английский язык делового общения». Можно ли отождествлять понятия «деловая коммуникация» и «профессиональная коммуникация», «деловая пресса», «бизнес-пресса» и «профессиональная пресса».
№ 2. Прочитайте фрагмент повести В.М.Шукшина «Живет такой парень». Прочитайте его вслух по ролям, сохранив интонацию, чтобы авторский текст был нейтральным. Можно ли считать данный фрагмент примером деловой коммуникации? Определите, какую позицию при деловом общении занимают адресант и адресат? Создайте текст, соответствующий требованиям деловой коммуникации: а) беседы по телефону; б) интервью; в) информативной статьи в газету.
Тут в палату вошли старичок доктор с сестрами и с ними – молодая изящная женщина в брюках, маленькая, в громадном свитере – «странная и прекрасная»…
- Вы будете товарищ Колокольников? - Я, - ответил Пашка и попытался привстать…
Девушка села на краешек белой плоской койки. - Я из городской молодежной газеты. Хочу поговорить с вами… - Это можно, сказал Пашка и мельком глянул на белобрысого… - Как вы себя чувствуете? – спросила девушка, раскладывая на коленях большой блокнот. - Железно, - сказал Пашка. Девушка улыбнулась, внимательно посмотрела на него. Пашка тоже улыбнулся и подмигнул ей.. Девушка опустила глаза к блокноту. - Для начала… такие… формальные вопросы? Откуда родом, сколько лет, где учились… - Значит, так… - начал Пашка, закуривая. – А потом я речь скажу. Ладно? - Речь? - Да. - Ну… хорошо… Я могу потом записать. В другой раз. - Значит, так: родом я из Суртайки – семьдесят пять километров отсюда. А вы сами откуда? Девушка весело посмотрела на Пашку, на других больных; все, притихнув, смотрели на нее и Пашку, слушали. - Я из Ленинграда. А что? - Видите ли, в чем дело, - заговорил Пашка, - я вам могу сказать следующее… - Где вы учились? - Я волнуюсь, - сказал Пашка (ему не хотелось говорить, что он окончил только пять классов). – Мне трудно говорить. - Вот уж бы никогда не подумала! – воскликнула девушка. – неужели вести горящую машину легче?
- Видите ли… - опять напыщенно заговорил Пашка, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко, так, чтобы другие не слышали, доверчиво спросил: - Вообще-то, в чем дело? Вы только это не пишите. Я что, на самом деле подвиг совершил? Я боюсь, вы напишите, а мне стыдно будет потом перед людьми. «Вон, - скажу, - герой пошел!» Народ же знаете какой… Или – ничего, можно?Девушка тоже засмеялась… А когда перестала смеяться, некоторое время с интересом смотрела на Пашку. - Нет, это ничего, можно. Пашка приободрился. - Вы замужем? – спросил он. Девушка растерялась. - Нет… А, собственно, зачем вам это?- Можно я вам письменно все опишу? А вы еще раз завтра придете, и я вам отдам… Девушку Пашкино предложение поставило в тупик. - Понимаете, я должна этот материал дать сегодня. А завтра я уезжаю. Просто не знаю, как нам быть. А вы коротко расскажите. Значит, вы из Сутайки. Так? - Так. – Пашка скис. - Вы, пожалуйста, не обижайтесь на меня, я ведь тоже на работе. - Я понимаю. - Где вы учились? - В школе. - Где, в Сутайке же? - Так точно. - Сколько классов кончили?Пашка строго посмотрел на девушку. - Пять. Не женатый. Не судился еще. Все? - Что вас заставило броситься к горящей машине? - Дурость. Девушка посмотрела на Пашку. - Конечно, я же мог подорваться, - пояснил тот. Девушка задумалась. - Хорошо, я завтра приду к вам, - сказал она… - Я какую-нибудь книжку интересную принесу. - Книжку – это да, это можно. Желательно про любовь. - Хорошо. Итак, что же вас заставило броситься к машине? Пашка мучительно задумался. - Не знаю, - сказал он. И виновато посмотрел на девушку. – Вы сами напишите чего-нибудь, вы же умеет. Что-нибудь такое… Пашка покрутил растопыренными пальцами.
- Вы, очевидно, подумали, что если боки взорвутся, то пожар распространится дальше – на цистерны. Да? - Конечно! Девушка записала. - А ты же сказала, что уезжаешь завтра. Как же ты придешь? – спросил вдруг Пашка. - Я как-нибудь сделаю. В палату вошел доктор. - Девушка, милая, сколько вы обещали пробыть? – спросил он. - Все, доктор, ухожу. Еще два вопроса… Вас зовут Павлом? - Колокольников Павел Егорыч…
№ 3. Разбившись на пары, отработайте ситуации делового общения: а) новый сотрудник знакомится с коллегами по работе; б) нового сотрудника представляет коллегам начальник; в) начальник отдела собирает подчиненных на совещание; г) сотрудник приходит к начальнику с производственным вопросом; д) менеджер торговой компании по телефону предлагает купить новый продукт, выпускаемый компанией; е) менеджер торговой компании рассказывает о новом продукте, выпускаемом компанией; ж) тренер в фитнес-клубе проводит инструктаж. Предложите свои речевые ситуации, в которых реализуется деловая коммуникация.
№ 4. Какие формы речи вы выберете для: а) поздравления коллег с Новым годом; б) для предложения нового продукта; в) для консультирования соискателя на вакансию; г) информирования о дополнительном выходном дне; д) для извинения за срыв сроков поставки продукции; е) для уведомления о неоплаченном счете. От чего зависит выбор формы речи? Составьте варианты текстов в предложенных ситуациях. Выделите в них штампы и клише.
№ 5. Определите, в каких формах и видах деловой коммуникации возможны следующие высказывания:- просим разобраться в сложившейся ситуации и принять незамедлительные меры; - надеемся, что наша просьба; - уверен, что наше сотрудничество; - настоятельно рекомендуем; - сообщаем, что; - напоминаю, что; - к сожалению, вынуждены отклонить предложение. Какие оттенки чувств реализуются в данных формулировках? Составьте предложения со словосочетаниями.
№ 6. Какими словами и словосочетаниями можно выразить: а) недоумение, б) недовольство; в) возмущение в следующих речевых ситуациях:а) при общении с коллегами; б) при общении в гостях с малознакомым человеком старшего возраста; в) при общении в гостях с малознакомым ровесником; г) при общении с продавцом-консультантом в магазине. Являются ли предложенные речевые ситуации примерами деловой коммуникации?
№ 7. Какие речевые конструкции употребляются в следующих речевых ситуациях при деловом общении:а) приветствие; б) обращение; в) прощание; г) благодарность; д) просьба; е) представление; ж) поздравление; з) извинение; и) поздравление; к) требование; л) объяснение.
№ 8. По названию определите, на какую профессиональную аудиторию рассчитано деловое издание:- Первое сентября; - Зарплата; - Кадровое дело; - Школьный учитель; - Главбух; - Английский язык; - Российский налоговый курьер; - Эж-Юрист; - Офицеры; - Педагогическая газета; - Хакер; - Аудиторские ведомости; - Учитель; - Управление персоналом; - Расчет; - Радио; - Информационные системы. Самостоятельно найдите примеры журналов и газет деловой направленности.
№ 9. Являются ли предложенные речевые ситуации примерами делового общения: а) вы звоните в отдел социальной защиты населения, чтобы узнать, когда можно получить социальную карту; б) вы звоните в поликлинику, чтобы записаться к врачу; в) вы покупаете в кассе билеты в театр; г) вы пришли на встречу с известным писателем в книжный магазин и задаете вопросы. Какие функции языка реализуются в данных ситуациях?
№ 10. Прочитайте текст-пародию на приказ, созданный К.И.Чуковским. Можно ли считать данный текст примером деловой коммуникации. Найдите примеры разговорного стиля? Объясните, почему нарушены нормы официально-делового стиля. Приведите примеры шаблонов и клише, при помощи которых составляется официально-деловой текст, соответствующий речевой ситуации.Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни неплохо себя показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать им грамоты…
№ 11. Составьте текст: а) делового письма; б) текста для телефонной беседы, в котором вы сообщите адресату, что образцы продукции получены, что вы довольны их качеством и своевременностью доставки, а также попросите выслать новые образцы и выразите надежду на скорый ответ. Чем будут отличаться варианты текстов? Какие штампы и клише вы использовали?
№ 12. Составьте текст: а) служебного письма; б) текста для личной беседы, в котором вы объясняете, почему: а) опоздали на работу; б) потеряли служебное удостоверение; в) присутствовали на деловом совещании в неподобающем виде.
№ 13. Прочитайте фрагмент повести Ю. Полякова «Парижская любовь Кости Гуманкова». Является ли описанная речевая ситуация примером делового общения? Сформулируйте текст, который был произнесен в подобной ситуации.
Товарищ Буров сидел в кресле и на его лице застыло апокалиптическое выражение. Заместитель же ходил по номеру решительными шагами и высказывал от имени руководства спецтургруппы резкое неудовольствие по поводу моего безобразного и антиобщественного поведения (Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»).
№ 14. Что такое визитная карточка? Есть ли у официального названия синонимы? Каковы правила составлений визитных карточек? Для чего используются визитные карточки? Можно ли считать визитную карточку документом?
№ 15. Прочитайте фрагмент романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». В каком значении авторы используют слова «заградительный», «рогатка»? Подберите к словам синонимы из современного русского языка.О заградительных записи можно было бы написать целую книгу, но это в планы авторов сейчас не входит. Надписи бывают двух родов: прямые и косвенные. К прямым можно отнести: «Вход воспрещается! Посторонним лицам входить воспрещается! Хода нет!» Такие надписи иной раз вывешиваются на дверях учреждений, особенно усиленно посещаемых публикой. Косвенные надписи наиболее губительны. Они не запрещают входа, но редкий смельчак рискнет все-таки воспользоваться своим правом. Вот они, эти позорные надписи: «Без доклада не входить! Приема нет» Своим посещением ты мешаешь занятому человеку!» Там, где нельзя поставить барьера или рогатки, перевернуть скамейки или вывесить заградительную надпись – там протягивают веревки (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»). Приведите примеры запретительных, разрешительных, информационных объявлений. Можно ли их считать формой деловой коммуникации?
№ 16. Напишите реферат на тему: «Теория коммуникации», опираясь на подходы разных лингвистов.