VI)По соотношению статусов источника и получателя
Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы.
Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.
В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации.
Критерии:
I) Соотношение типов источника и получателя в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)
На основании критерия I (Соотношение типов S и R в коммуникац взаим-и) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации.
Тип источника | Тип получателя | |||
Личность | Группа | Организация | Масс.аудитория | |
Личность | Межличностная/внутрличностная | Л-Г | Л-О | МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ |
Группа | Г-Л | Межгрупповая | Г-О | |
Организация | О-Л | О-Г | Организационная | |
Масс.аудитория | Массовая коммуникация |
Личность-группа:слова человека в кругу друзей
Личность-орг-я:обращение с заявлением в суд
Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека
Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе
Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат
Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа
Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту
Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов
Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями
Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа
Масса-личность: выборы
Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды
Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам
Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)
Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность
М.К. (в узком смысле слова, применяется в Жур-ке, рекламе, теории и практике М.К.) – коммуникация, в которой S-соц.организация, способная к про-ву, тиражированию и доставке сообщений до аудитории, а R – массовая аудитория.
II) Критерий типа сообщения
- Когнитивно-ориентированное сообщение
Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности
Задача: информировать
- Аффективно-ориентированное сообщение
Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории
Пример: комплимент
- Конативно-ориентированное сообщение
Цель: побуждение аудитории к действию
III) Критерий информационной наполненности сообщения
- Содержательная коммуникация. Информационно-насыщенная
- Информационно-пустая (фатическая) коммуникация.
Цель:поддержание самой коммуникации
1) Ритуальный характер: ненужная информация, которая имеет цель обеспечить статусные отношения
Пример: честь, отдаваемая президенту и сообщение о готовности к полету со стороны экипажа.
2)Контактно-устанавливающий характер: фразы, фактически не имеющие смысла. Вопросы, целью которых не является получение ответа.
IV) Критерий характера сообщения
- вербальная(устная/письменная)
- невербальная
V) Критерий типа канала.
- Одноканальная коммуникация.
Пример: СМС (без смайлов)
- Многоканальная коммуникация. Осуществление более чем по одному сенсорному каналу.Пример: ТВ (аудио-визуальная коммуникация)
VI) Критерий наличия посредника
- Непосредственная. Посредник не имеет значимого материального или социального значения.
- Опосредованная. Посредник имеет значение.
- Естественно-опосредованная. Осуществляется через субъекта-посредника.
- Искусственно-опосредованная. Осуществляется через технические средства или предметы.
Дополнительные подходы по рез-ту и эффекту:
I) По наличию эффекта
- Эффективная комм-я.Цель достигнута
- Неэффективная комм-я. Цель не достигнута.
II) По хар-ру эффекта
- Конструктивная. Эффект: укрепление соц.связей, смягчение соц.напряженности, преодоление конфликта.
- Деструктивная. Обратный эффект
III) По сфере осуществления
Деловая; Бытовая
IV) По предмету
Политическая; Экономическая; Социальная; Культурно-досуговая
V) По наличию обратной связи
- Односторонняя (R не может влиять на S)
- Двухсторонняя (R может влиять на S)
VI)По соотношению статусов источника и получателя
- Симметричная
- Асиметричная
СЕМИОТИКА
.
Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.
Семиотический подход опирается на понимание ком-ции как взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языком. В семиотике ком-ция – это своеобразная социально обусловленная история жизни и трансформации некоторого живого существа; сообщение – это некоторый смысл, который зарождается в сознании источника, кодируется с помощью языка и далее декодируется в сознании реципиента.
Характеристики семиотического подхода:
1)Центральное понятие – знак;
2)Ключевое внимание уделяется тексту сообщения и получателю;
3)Семиотические модели нелинейны; они показывают отношения, возникающие в процессе движения смыслов;
4)Большое значение придается культурному контексту взаимодействия.
В широком плане предметом семиотического подхода является процесс знакового опосредованного информационного взаимодействия, ком-тивные средства его реализации, каналы по которым передаются сообщения, процесс восприятия.
Современный семиотический подход опирается на две теоретические школы.
Школа структурной лингвистики (Фердинанд де Сосюр). Он рассматривает естественные языки как искусственные знаковые системы, выявляя их структурное взаимодействие и способ отношения знаков внутри языков друг с другом.
Прагматическая школа (Чарльз Пирс). Изучал не отношения знаков друг с другом внутри языка, а отношения знаков, знаковых систем.