Обратная связь в общении
Что это такое?
Это умение замечать реакции собеседника и менять своё поведение до тех пор, пока вы не получите нужную реакцию.
Получается такая схема:
Ваше действие
¯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Реакция собеседника
¯
Следующее ваше действие
ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ ® ¯ ГИБКОСТЬ
Новая реакция собеседника
¯
Следующее действие
¯
Нужная реакция РЕЗУЛЬТАТ
Из этой схемы видно, что вы знаете, чего вы хотите добиться, внимательно следите за реакциями партнёра, чтобы вовремя проявить гибкость и изменить своё поведение для достижения нужного вам результата. И все ваши действия проходят через фильтр чистоты помыслов.
Некоторые люди испытывают комплексы при общении. Они не хотят действовать, проявлять гибкость, потому что боятся совершить ошибку.
Но если говорить об общении, о взаимодействии между людьми, то НИКАКИХ ОШИБОК НЕ БЫВАЕТ.
Мне часто приходится слышать жалобы людей типа: «Я к нему со всей душой, а он отвечает хамством», или «Людям делаешь добро, а они тебе отвечают злом». Все эти жалобы – это плач жертвы, индульгирование и нежелание что-то менять в своей жизни.
Если вы в своей жизни встречаетесь с хамством и непорядочностью, со злом и агрессией, то именно ВЫ вызвали такую реакцию у людей. Как правило, – это не осознается людьми. Но это факт! И поэтому должны взять на себя ответственность. Прежде всего, реорганизуйте ВАШИ собственные представления об общении и ВАШЕ поведение.
Вы всегда будете получать лишь те реакции и ответы, которые вызываете.
И если реакция, которую вы получили, была не та, которую вы ожидали, то в этом нет никакой ошибки. Просто в следующий раз следует вызвать именно ту реакцию, которая вам нужна.
Если то, что вы делаете, не срабатывает, – сделайте что-нибудь другое. Проявите гибкость.
Существует два типа обратной связи:
Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом.
И бессознательная – это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).
Психологи подсчитали, что словесная информация в общении составляет 7-10%. Язык тела (поза, движения, мимика, дыхание) – около 50%. Голос (тон, интонация, тембр, ритм) – около 40%. Но по моим наблюдениям есть еще более тонкие подсознательные каналы влияния друг на друга.
Получается, что важным элементом искусства общения является использование бессознательной обратной связи. Но многие люди во время общения пытаются сознательно вникнуть в содержание беседы. И от этого они теряют очень многое.
При общении мы всегда получаем какие-то ответные реакции. Заметим мы их или нет, – это зависит от нашей внимательности и чувствительности.
Если вы сравните, например, бокс и приёмы восточной борьбы, вы заметите определённую разницу. Тот, кто пользуется приёмами восточной борьбы, никогда не противостоит усилиям партнера, - он лишь воспринимает усилия с его стороны и использует их, изменяя траекторию так, чтобы усилие продолжалось в любом, желательном для него направлении.
То, чему вы сейчас учитесь при общении, очень похоже на восточный стиль взаимодействия с партнёром. Именно поэтому одну из своих методик я назвал «Психоэнергетическое Айкидо».
Мы неизбежно влияем друг на друга. Это очевидно. Мы не можем не делать этого. Взаимодействие происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне, причем, на подсознательном уровне идет около 95% информации.
Мы используем окружающий мир и людей и нас используют. Это неизбежно. Иначе уйдите в горы, в лес, или запритесь в квартире и не выходите оттуда. Всё равно вас «достанут».
И это будет бегство от самого себя. Потому что окружающий мир – это ваш мир. Каждый человек в этом мире – ваша проекция.
Людям обязательно нужно общаться. Это необходимо как воздух и пища. Людям обязательно нужна обратная связь с окружающим миром. Это залог успешного развития.
Ключевых правила в общении
Правило 1. Знание о своём намерении (результате).
Прежде всего, вы должны чётко знать, чего вы хотите от общения с человеком. Это может быть получение внимания, установление добрых отношений, заключение сделки. Если мы сознательно идём на контакт с человеком, то должны знать, чего мы хотим.
Вообще, для чего люди общаются друг с другом? Какова цель любого общения?
Например, цель моего, как доктора, общения с пациентом – помочь человеку стать здоровым и счастливым. Достижение этой цели (то есть помощь другому человеку) способствует моей самореализации, моему личному росту и развитию.
Цель моего общения с близкими (и не только с близкими, а и с каждым человеком) – сделать их радостными и счастливыми. Ведь это напрямую связано с моей радостью. Чем счастливее моё окружение, тем лучше я себя чувствую.
Получается, что успешное общение с окружающим миром способствует моему собственному росту и развитию как человеческого существа. Это и есть цель любого общения. Надо сделать окружающий мир немного светлее и радостнее.