Методика выполнения контрольной работы
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 2
Учебная дисциплина
ДЕЛОВЫЕ И НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»,
магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент»
Новосибирск 2015
Рабочая программа дисциплины разработана
Тевлюковой Оксаной Юрьевной – к. социол. н., доцентом кафедры социальных коммуникаций и социологии управления
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.
Рабочая программа дисциплины соответствует макету НГУЭУ
Утверждено на заседании кафедры социальных коммуникаций и социологии управления
(протокол от «31» августа 2015 г. № 1)
Заведующий кафедрой
д. социол. н., профессор Воловская Н.М.
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по направлению подготовки «Менеджмент» – кафедра управления
Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Радионов В.В.
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная деятельность менеджера в любой отрасли экономики основана на знании закономерностей протекания коммуникативных процессов. Организация работы предприятия, проведение деловых совещаний и переговоров, руководство сотрудниками, регулирование социально-трудовых отношений, управление конфликтными ситуациями требует от менеджера знания и умения применять на практике различные виды деловых коммуникаций. Тактическое и стратегическое планирование деятельности предприятия предполагает наличие навыков сбора и анализа информации, оценки вариантов развития ситуации, логического обоснования принятых решений, что невозможно без освоения научной коммуникации. В этой связи для профессионалов, реализующих долгосрочные и краткосрочные цели своих организаций во всех сферах и отраслях экономики, имеет значение знание особенностей деловой и научной коммуникации.
Целью данной дисциплины является овладение слушателями знаниями и навыками в области деловых и научных коммуникаций, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
̶ сформировать понимание сущности коммуникации как социального явления;
̶ рассмотреть понятие «коммуникативная компетентность» применительно к деятельности специалиста и руководителя, изучить методы ее оценки и развития;
̶ преподать сведения о деловой коммуникации как разновидности специализированной коммуникации;
̶ ознакомить слушателей со спецификой и этическими нормами делового общения в профессиональной сфере ;
̶ дать представление о научной коммуникации как разновидности специализированной коммуникации;
̶ ознакомить слушателей с правилами оформления деловой и научной документации;
̶ овладеть навыками деловой и научной коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности.
Принципы деловой и научной коммуникации лежат в основе профессионального общения. Изучение дисциплины «Деловые и научные коммуникации» позволит магистрам получить базовые знания о закономерностях протекания коммуникативных процессов и овладеть минимальными навыками, необходимыми для осуществления коммуникации в научной и деловой сфере. Полученные знания, навыки и умения в дальнейшем будут способствовать самореализации молодых специалистов-выпускников вуза в профессиональной деятельности.
Задачами написания контрольной работы по курсу «Деловые и научные коммуникации» являются:
1. Углубление и закрепление теоретических знаний по выбранной теме изучаемой дисциплины.
2. Приобретение навыков самостоятельной работы с теоретической литературой, методическими и справочными материалами.
3. Овладение умением обобщать и анализировать отечественный и зарубежный опыт по изучаемой проблеме.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Деловые и научные коммуникации».
Раздел 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методика выполнения контрольной работы
2.1.1. Этапы выполнения работы
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Деловые и научные коммуникации» складывается из следующих этапов:
1 этап. Подбор необходимой литературы.
2 этап. Непосредственная работа над литературой.
3 этап. Выполнение теоретического задания.
4 этап. Выполнение тестовых заданий
2.1.2. Последовательность и содержание каждого этапа
1 этап. К подбору литературы следует относиться серьезно, так как это - залог хорошей контрольной работы. При этом следует изучать различные виды изданий, имеющих отношение к варианту работы информационные, библиографические, реферативные, обзорные издания, экспресс-информацию и др. В дальнейшем рекомендуется общее ознакомление с литературным источником по его оглавлению, беглый просмотр всего содержания, выборочное чтение параграфов и глав, соответствующих по их названию изучаемому вопросу и осуществление выписки или ксерокопирования материалов, представляющих интерес для студента. На данном этапе необходимо внимательно следить за оформлением выписок или ксерокопий: указывать название источника, его автора и страницу, так как если вы будете в дальнейшем использовать цитирование текста, то сможете легко пользоваться собранным материалом.
2 этап. Непосредственная работа над собранным материалом включает значительную часть черновой работы. Это творческий и целеустремленный процесс. Надо стремиться к объективности и достоверности используемой информации. Поэтому работу на данном этапе мы рекомендуем начать с оценки изученных материалов и лишь, затем переходить к обобщению информации. Необходимо обдумать имеющуюся информацию и критически подходить к отдельным источникам, не забывая, что более достоверными являются официальные издания от имени государственных или общественных организаций, монографии, научные сборники. В статьях могут быть отражены лишь позиции авторов, могут быть и ошибочные положения, и различного рода неточности, поэтому следует разобраться в этом и дать отдельным мнениям соответствующую оценку.
3 этап. Выполнение ситуационного задания представляет собой решение практической ситуационной задачи по отдельной теме курса. Ответы на вопросы, поставленные в ситуационном задании должны дать представления о ходе решения. Студенту следует делать сноски на источник литературы, откуда они взяты.
4 этап. Выполнение тестовых заданий. Студент подбирает вариант решения тестового задания и в соответствии с инструкцией отмечает его в задании, т.е. решение будет излагаться в виде кода правильных ответов на предложенные тестовые задания.
2.1.3. Элементы, которые будут определять структуру выполнения заданий
Элементами, которые будут определять структуру выполнения заданий, являются следующие:
а) по теоретическим заданиям обоснованность итогового ответа, стиль ответа (логичность выводов), обоснованность механизма решения ситуации (задачи), самостоятельность изложения позиции студента.
б) тестовому заданию преподаватель производит оценку правильности ответа в баллах.
2.1.4. Требования к объему каждого задания
Объем текста контрольной работы не должен превышать: при рукописном варианте – 16 или 10 страниц формата А4 (210х297). Объем ситуационного задания (практической задачи) – 1-2 страницы. Работа должна быть написана четко, аккуратно, без сокращения слов и названий, без зачеркиваний и поправок. Для исправления ошибок рекомендуется использовать специальную мастику («Штрих»). Должны быть озаглавлены все части работы и пронумерованы все страницы (правый верхний угол). В работе все таблицы, иллюстративный материал, приложения также должны быть пронумерованы. В связи с тем, что объем работы сравнительно небольшой, рекомендуется применять сквозную нумерацию. Титульный лист контрольной работы приведен в приложении. Данными методическими указаниями по выполнению контрольной работы до студента доводится, что контрольные работы, выполненные не по своему варианту, к защите не допускаются.
2.1.5. Конечная цель, которую должен достигнуть обучающийся при выполнении соответствующего задания
Выполнение контрольной работы способствует, с одной стороны, закреплению теоретического материала, а с другой, – приобретению практических навыков по курсу.
2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
2.2.1. Количество вариантов контрольной работы
Настоящими методическими указаниями устанавливается 10 (десять) вариантов контрольной работы по учебной дисциплине, включающих два ситуационных (теоретическое и практическое) и одно тестовое задание.
2.2.2. Таблица выбора вариантов контрольной работы учебных дисциплин различных циклов
Номер варианта зависит от последней цифры номера зачетной книжки. Например, если номер заканчивается цифрой 1, то выполняется вариант 1; если цифрой 2 – вариант 2; если 0 – вариант 10. Выполнять другие темы, произвольно изменять ситуационные и тестовые задания или же компоновать из нескольких заданий одно не разрешается.
Таблица 1
Выбор варианта контрольной работы
Последняя цифра в номере зачетной книжки студента | Номера вариантов контрольных работ |
Вариант 1 | |
Вариант 2 | |
Вариант 3 | |
Вариант 4 | |
Вариант 5 | |
Вариант 6 | |
Вариант 7 | |
Вариант 8 | |
Вариант 9 | |
Вариант 10 |
2.2.3. Требования к содержанию вариантов контрольной работы
Каждый из десяти вариантов контрольной работы данной дисциплины содержит:
1. Одно ситуационное задание, состоящее из двух вопросов (теоретического и практического).
2. Одно тестовое задание, включающее 10 тестов.
При выполнении контрольной работы студент должен ясно и понятно ответить на поставленные вопросы. При этом при выполнении ситуационных заданий необходимо делать сноски на используемую литературу.