Обеспечение безопасности в системах товародвижения (из опыта, применяемого английским руководством по безопасности бизнеса)
Для любой организации большую ценность представляют активы любого рода: готовая продукция, сырье, полуфабрикаты, помещения и оборудование, транспортные средства. Однако в наибольшей степени опасность краж этих активов проявляется тогда, когда они оказываются за пределами предприятия и перемещаются из одного места в другое.
Поэтому и возникает задача обеспечении транспортной безопасности, основное предназначение и цель которой — предотвратить транспортные потери и обнаружить потенциальных похитителей. Снижая привлекательность активов и сокращая провоцирующие аспекты в их обслуживании, специальные меры в этой области помогают поддерживать и честное отношение работников. Никогда не следует забывать, что многие кражи невозможно совершить, не прибегая к помощи сотрудников. Однако положительное воздействие не ограничивается только этим. Осторожный и благоразумный перевозчик будет вознагражден и дополнительно.
Во-первых, предотвращение потерь не только послужит защите его собственности, но и, если он предпочтет сам позаботиться о страховании перевозимых товаров, его хорошая страховая история также пойдет ему на пользу. А результатом этого станет снижение страховых премий и более низкие операционные расходы. Кроме того, дополнительным плюсом такой организации становится меньшее количество ограничений, которым подвергается обычно перевозчик, выполняя требования внешней страхующей компании, т.е. он получает большую свободу действий.
Во-вторых, построение всех защитных мероприятий на принципе здравого смысла ведет и к чисто коммерческим выгодам, которые, к тому же, могут быть значительными. Очень часто вся организация безопасности — это соблюдение обычных здравых мер предосторожности, но именно они в значительной степени обеспечивают высокую эффективность транспортных перевозок. И дополнительно к этому, хорошая организация работы — это и надежная безопасность. Компании, в которых отделы продаж и перевозок тщательно занимаются вопросами планирования и подготовки, во многом сильно выигрывают на последующих затратах времени и усилий.
Все это приводит нас к самому ценному компоненту любых активов — доверию потребителей и их удовлетворению вашей работой. Что толку от всей нашей деятельности, если в конечном итоге заказчик не получит своего товара или товар прибудет к нему не в полном составе или с опозданием? Именно поэтому наши клиенты очень ценят надежность и скорость доставки, особенно в наше время, когда потребности современного бизнеса настоятельно диктуют минимизацию складских запасов и на первое место выходит организация транспортных услуг, которые становятся основным связующим звеном во всей цепи производства и обслуживания.
Низкое качество предоставляемых транспортных услуг (опоздания, хищения части грузов и т.п.) очень вредит репутации перевозчика и ведет к спорам с заказчиками, которые улаживаются, если этого вообще удается достичь, с огромным трудом. Да и не всякий заказчик готов договариваться мирно или дать вам второй шанс показать, как вы умеете работать. Многие из них просто выберут другую транспортную компанию и навсегда вычеркнут вас из списка своих деловых партнеров, да еще и своим коллегам расскажут о вашей славе. И наоборот, четкая организация перевозок, надежная и своевременная доставка грузов в сильной степени работает на вас, и именно в этих отношениях вы будете выделяться среди своих конкурентов.
ОЦЕНКА РИСКА
Условия бизнеса требуют, чтобы все мероприятия по обеспечению безопасности были не просто эффективными, но эффективными в стоимостном отношении. Чтобы получить поддержку от руководства и одобрение от работников, непосредственно занятых транспортировкой, предлагаемые меры по обеспечению безопасности должны быть практически выполнимыми и рациональными. Поэтому, прежде чем выходить с конкретными предложениями и вырабатывать защитные процедуры, необходимо тщательно проанализировать и оценить все риски и возможные убытки, которые с ними связаны, применительно к этой сфере деятельности.
Важно хорошо разбираться со шкалой уязвимости, которая существует для широкого круга товаров. Если говорить о степени риска, которому подвергаются изделия при транспортировке, то их можно выстроить в следующей последовательности:
одежда из кожи и меховые изделия;
другая одежда;
дорогие продукты питания;
табачные изделия;
вина и крепкие спиртные напитки;
домашние электроприборы;
изделия из кожи и обувь;
товары для дома;
запасные части для автомобилей;
цветные металлы;
строительные материалы.
В этот список не вошли особые ценности вроде наличных денег, иностранной валюты, дорожных чеков, предметов из золота, драгоценных металлов и других ювелирных изделий, резных камней типа камей, произведений искусства и антикварных предметов. Для перевозки таких ценностей необходимы и специальные методы транспортировки, и свои способы защиты, некоторые из которых будут рассмотрены отдельно в этом параграфе главе позже. Сюда же не включены, и те предметы, которые в последнее время стали особо привлекательными для организованной преступности: персональные компьютеры и их микропроцессорные компоненты. В течение относительно короткого промежутка времени хищения этих изделий превратились в эпидемию с огромными масштабами, которая застала специалистов по обеспечению безопасности, оказавшихся не готовыми противостоять массовым кражам, врасплох. Из этого примера видно, что приоритеты среди воров могут поменяться очень быстро, что в общем-то отражает пристрастия на рынке в целом, где спрос на различные виды товаров также меняется. В результате некоторые изделия оказываются временно в дефиците, на них растет неудовлетворенный спрос. Иногда, правда, нехватка каких-то товаров может объясняться и сезонными причинами.
Кроме того, необходимо тщательно взвесить все риски, связанные с выбором маршрута движения, пунктом назначения и остальными сопутствующими обстоятельствами. В каждом отдельном случае ситуация будет различна. Возьмите для примера Багдад или Бостон — есть разница, куда доставлять груз? Очень глубоко надо разобраться как с общей ситуацией на маршруте и в пункте прибытия, так и криминальной обстановкой там. Если же обстановка меняется быстро, это тоже не должно остаться неучтенным, особенно если перемены сопровождаются увеличением рисков. Для оперативного и полного выполнения этой работы необходимо заранее установить хорошие контакты с коллегами на всех уровнях организации, которые заняты транспортировкой: водителями, сопровождающими охранниками, внешними агентами, обеспечивающими доставку на месте получения груза. Вся эта работа исключительно важна для обеспечения транспортной безопасности.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
В любой организации имеется специально назначенный человек или отдел, который занимается вопросами транспортировок. В бизнесе обычно этим занимается персонал по продажам и маркетингу. Обычно они хорошо понимают, насколько важно иметь хорошие деловые контакты с коллегами из диспетчерского или перевозочного отделов. Для обеспечения безопасности и эффективности доставок необходима хорошая и всесторонняя предварительная работа, начинающаяся с планирования (на этом этапе выбираются маршруты и возможные перевозчики). Важно также, чтобы персонал по продажам и маркетингу своевременно уведомил сотрудников, отвечающих за перевозки, о подготовке к выполнению заказа, особенно это касается нерегулярных или разовых сделок или если последний раз с конкретным заказчиком работали давно и необходимо все заново проверить.
Рекомендуется также привлечь к подготовительной работе и заказчика и регулярно информировать его о подготовке его заказа к отправке. Здесь на первое место выходит забота о будущем — надо показать клиенту все выгоды работы именно с вами, продемонстрировать, как вы всесторонне обеспечиваете перевозку, в том числе и ее безопасность. На профессиональном языке это называется "продажа услуг".
Агенты и представители перевозчика также должны участвовать в проверочно-подготовительных работах, именно с ними целесообразно обговорить все способы доставки с учетом стоимости груза или каких-то ограничений, связанных с его транспортировкой. Тесный контакт с этими сотрудниками должен поддерживаться постоянно, чему хорошо помогают частые встречи и обсуждения всех сторон предстоящей транспортировки. Это помогает вовлечь их в процесс подготовки и заставить предлагать свои варианты. Они особенно полезны, так как хорошо знают о трудностях, встречающихся на практике, и могут предложить изменить некоторые процедуры или этапы, что позволит уменьшить количество узких мест в организации перевозки. Инструктирование агентов и представителей перевозчика (как в отношении общих правил транспортировки, так и перевозки какого-то конкретного груза) всегда должно заканчиваться письменным подтверждением. Все перевозчики должны иметь руководство по предоставлению услуг, пункты которого должны быть согласованы с представителями перевозчика. Этот документ должен быть у всех работников, которые занимаются непосредственно этими услугами.
Одно из основных требований, которое должны соблюдать все водители и агенты, — немедленно сообщать в компанию обо всех серьезных проблемах, возникших при транспортировке товаров, любые задержки с информированием руководства могут усугубить тяжесть последствий и затруднить восстановление нормального режима деятельности. Все случаи отклонения от предписанной практики или повреждений, связанных с ущербом, должны оперативно расследоваться. Более того, необходимо проинструктировать всех водителей, что любые их попытки решить проблемы самостоятельно или посчитать, что все само собой образуется, наносит непоправимый ущерб репутации компании.
Аналогично столь же оперативной должна быть связь и от компании к водителям, находящимся на маршруте, если после последнего инструктажа, когда транспортные средства были уже в пути, возникли новые моменты, связанные с реализацией поставленной задачи. Кроме того, прибыв на место назначения, представители перевозчика должны оперативно уведомить заказчика, что задача выполнена, и получить от него подтверждение, что груз доставлен.
Сейчас в практике работы нормой становится быстрое уведомление транспортной компании о том, что груз получен. Требование представления такой информации должно возлагаться на всех представителей перевозчика, что объясняется двумя причинами.
1. Неполучение подтверждения доставки груза по назначению приводит к задействованию установленных в компании мер реагирования и расследования.
2. Совпадение дат доставки и дат подтверждения об этом является мерилом профессиональных качеств представителей перевозчика и степени их ответственности. (В условиях рынка транспортных услуг некоторые представители перевозчика представляют работодателям и/или заказчикам официально полученные итоговые данные о своей работе за последний месяц или квартал.)
Еще один способ отслеживания работы представителей перевозчика — получение сообщений о прохождении транспортным средством контрольных пунктов.
Следует до минимума сократить время нахождения товаров в депо, на промежуточных складах, в аэропортах и доках. Аналогично, для того чтобы снизить расходы на хранение, особенно в те периоды времени, когда сокращается количество работников, занимающихся обслуживанием грузов, работники диспетчерской службы должны так спланировать их прохождение, чтобы они были доставлены до наступления конца рабочей недели, государственных праздников или периода массовых отпусков, когда много сотрудников обрабатывающих служб уходит на отдых. Если же избежать такого расписания поставок не удается, то груз, проходящий по неудобному временному графику, должен отслеживаться с особой тщательностью.
Описание груза, которое предоставляет транспортная компания, должно быть полным и точным и полностью соответствовать требованиям как перевозчика, так и международных соглашений, которые определяют режим работы транспортных средств. Однако следует помнить, что принятие перевозчиком груза для транспортировки не означает автоматического принятия на себя ответственности за его полную стоимость в случае его повреждения или утраты. Перевозчикам следует знать, что некоторые международные конвенции ограничивают степень их ответственности, например, варшавская конвенция о воздушных перевозках или соглашение о наземных перевозках, действующее в рамках Европейского экономического союза. В отношении границ ответственности и за их пределами перевозчик должен сам сознательно и взвешенно решить и взять на себя соответствующий риск или переложить этот риск на страховую компанию, прибегнув к специальным (и часто дорогостоящим) мерам по оценке таких страховых условий, либо самостоятельно просчитав их, воспользовавшись имеющимися методиками, например, методикой страховой политики, учитывающей все риски морских перевозок, разработанной страховой компанией Ллойда.
В центре внимания организации безопасности должны быть документы, которые сопровождают перевозку товаров. Центральный момент в переговорах с перевозчиком — согласие на исключение из сопровождающих бумаг любых указаний на особый характер груза, независимо от того, идет ли речь о грузовом уведомлении, коносаменте или авиационной транспортной накладной. В одинаковой степени и перевозчик должен соблюдать необходимые меры предосторожности и не указывать конфиденциальную информацию даже на счете-фактуре и упаковочных листах, составляя их как можно более нейтрально, чтобы не привлекать ненужного внимания к перевозимому грузу. Тут есть некоторое противоречие, так как сопровождающая документация должна нести все необходимые детали о перевозимом грузе и включать:
1. Количество транспортируемых предметов.
2. В отношении каждого предмета:
его марку;
вес упаковки и общий вес;
габаритные размеры;
номера пломбировочных печатей.
Наличие таких данных означает, что перевозчик может проверить правильность перевозки транспортируемого груза в местах его передачи с одного этапа перевозки на другой.
Одним из существенных элементов обеспечения транспортной безопасности является заблаговременное уведомление заказчика обо всех деталях, касающихся перевозки товаров или грузов, предназначенных для него. Получив подобную информацию, клиент может своевременно приготовиться к принятию груза на собственной территории или оперативно переадресовать его по своему усмотрению дальше. Это необходимо и для того, чтобы быстро получить подтверждение о доставке груза от перевозчика на последнем этапе транспортировки. Если в ходе перевозки возникли существенные отклонения от намеченного плана, следует немедленно известить об этом заказчика. Если сведения, касающиеся такого заказа, отправляются при помощи факсимильного аппарата или телекса, в них должно быть условие, чтобы заказчик подтвердил получение этой информации и прислал обратное сообщение.
УПАКОВКА
Внутренняя упаковка перевозимых грузов позволяет решать две задачи: обеспечивать их физическую сохранность и предохранять от повреждений. Особенно важна наружная упаковка, которая препятствует хищению изделий из нее или подмене одних предметов другими, малоценными; она также не позволяет производить никаких иных манипуляций с товарами, независимо от того, какой метод транспортировки применяется.
Начнем рассмотрение видов упаковки скартона, который, при достаточной толщине и определенном составе материала, хорошо решает перечисленные выше охранные задачи. "Плотное опечатывание", как это называется в инструкциях, такой упаковки достигается применением липкой ленты, которой она обматывается в крестообразном или сетчатом порядке. Особое внимание уделяется тем сторонам упаковки, которые могут открываться. Снятие этой ленты, особенно некоторых ее типов, которые абсолютно не допускают этого более одного раза, сразу же указывает на то, что произошло хищение или, по крайней мере, его попытка. Следующим защитным механизмом, который ставится на картонные упаковки, являются пластиковые обмотки, проходящие по всем ее шести граням, крестообразно пересекаясь друг с другом и еще более надежно препятствуя хищениям и подмене содержимого упаковки.
Более прочной упаковкой являются металлические или пластмассовые бочки, однако и у них есть свое слабое место — горловина, через которую происходит загрузка и извлечение перевозимых изделий, которая не может служить надежной защитой от краж или проникновения к содержимому.
Наиболее эффективно обеспечить безопасность перевозимых грузов можно в металлических или деревянных ящиках. Конечно, их конструкция должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать вес груза. Стороны деревянных ящиков должны быть прочно соединены гвоздями и/или шурупами (простыми или невыпадающими) — это повышает сохранность грузов. Металлические полосы вокруг всех шести граней деревянного ящика во всех случаях желательны, а при транспортировке особо ценных грузов — обязательны, так как отпугивают потенциальных взломщиков или, по крайней мере, затрудняют их работу по проникновению внутрь. При упаковывании или заполнении картонных коробок, бочек и ящиков следует не допускать пустого, незаполненного пространства, так как при перевозке это может вызвать (случайно или преднамеренно) разбалтывание содержимого, а это, в свою очередь, чревато поломками или иными неприятными последствиями (например, разбрызгиванием жидкости). Изделия, перевозимые на отдельных поддонах, должны быть завернуты отдельно (для картонных ящиков) или прикручены металлическими полосами (для бочек или ящиков), чтобы предупредить их соударение друг с другом.
На всех отдельно перевозимых единицах груза должны быть четко указаны марка перевозчика, общий вес груза и данные грузополучателя. Если транспортируемый груз относится к категории, привлекательной для воров, то целесообразно его не афишировать и не указывать, что перевозится и другие подробности, которые могут привлечь к нему нежелательное внимание, например, сведения о производителе, если только информация подобного рода не является обязательной по нормам осуществления перевозок. Однако некоторые поставщики пытаются пользоваться любым случаем, чтобы лишний раз покрасоваться на публике и выставить свое фирменное название, — такие организации ставят рекламу на первое место, а вопросы обеспечения безопасности уходят для них на второй план. С этим также приходится считаться.