КОНСТРУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (29.03 – 5.04)


2 способа разрешения конфликта через компромисс (разрешение) или через стремление к собственной победе. (достижение односторонних преимуществ через противоборство )-----регулирование

при регулировании конфликт находит завершение в противоборстве сторон, каждая из кот стремится к достижению односторонних преимуществ. --в результате конфронтации проигрыш одной из сторон. ---нарушены отношения между сторонами конфликта = постконфликтный синдром
негативная сторона - энергия тратится против друг друга, а не на разрешение конфликта.
компромисс --обе стороны не удовлетворены ---конфликт не исчерпан
разрешение - прекращение конфликта на основе сближения позиций и достижение договоренностей между сторонами относительно наилучших способов удовлетворения противоположных интересов.
как сблизить позиции сторон? - анализ причины разногласий.
управление конфликтом - понятие применяется в связи с процедурами юр разбирательства. а понятие разрешение исп говоря о процедурах ДО или ВНЕ юр решения проблемы.

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ:
от минимума к максимуму самостоятельности и от максимума к минимуму вмешательства третьей стороны:
1. суд
2. арбитраж
3. административное управление
____граница юр вмешательства
4. посредничество
5. примирение, согласительная процедура
6. прямые переговоры

процесс конструктивного воздействия на конфликт включает в себя ряд этапов:

1. подготовка плана (анализ конфликта + определение стратегии + разработка

программы урегулирования/разрешения конфликта)

2. осуществление программы

3. выполнение достигнутых соглашений

определение стратегии = определение проблемы + выявление внешних факторов, оказывающих влияние на конфликт + определить цель воздействия на конфликт + выбор структуры встречи + установить конкретные шаги воздействия на конфликт + сформировать состав участников

разработка программы = принятие процедуры переговоров (первая встреча --нужно четко проговорить процедуру переговоров и утвердить ее) + обмен информацией + выработка вариантов возможного решения проблемы (найти множество альтернативных вариантов урегулирования)
достижение соглашений = общее решение, а только зачем частности по каждому противоречию.

личные стили в конфликте:

  форма проявления достоинства недостатки
конфронтация (выигрыш /проигрыш) l настаивание на том, что позиция другой стороны ошибочна l ультимативные требования l использование насилия l победа l обеспечение одностороннего контроля над ситуацией l возможность саботажа l ненадежность результата l нестабильность l отказ от сотрудничества
приспособление (проигрыш/выигрыш) l примирение с происходящим l сдерживание эмоций l не возможность обострения конфликта l возможность стихийного саморазрешения конфликта l отсутствие взаимной информации о действительном отношении сторон l невозможность решения главных спорных вопросов
избегание/уход (проигрыш/проигрыш) l игнорирование противоположной стороны l молчание l демонстративный уход l переход на официальный тон l разрыв отношений l привлечение внимания l изменения отношения к конфликту со стороны окружающих l осложнение проблемы l невозможность управлять ситуацией l негативная ответная реакция
компромисс (выигрыш/проигрыш ИЛИ проигрыш/выигрыш) l стремление идти на уступки l отказ от конфронтации l удовлетворение l получение равной доли l ненадежность результатов l нестабильность постконфликтной ситуации
сотрудничество (выигрыш/выигрыш) l отказ от конфронтации l стремление к позитивному взаимодействию l интересы сторон максимально удовлетворены l улучшение взаимоотношений сторон l стремление к выполнению соглашений l сложность процедуры l риск нерешения проблемы

ПРЯМЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ - самый эффективный метод тк контроль над ситуацией целиком принадлежит сторонам конфликта.

2 подхода к переговорам:

1. позиционный торг - способ ведения переговоров, при кот стороны последовательно занимают, а затем также в опр последовательности уступают позиции. (позиции - то, как каждая сторона понимает проблему и чего именно хочет. целесообразно использовать позиционный торг в случаях, когда предметом торга является некий ограниченный ресурс; уместен когда друге участники переговоров - ваши противники; когда ваша цель - выиграть как можно больше)

2. переговоры на основе интересов сторон (акцент на сотрудничестве, на том, чтобы найти такое решение кот удовлетворило бы обе стороны. интересы сторон - то, почему каждая сторона понимает проблему так, а не иначе, и почему, она хочет именно того, о чем заявляет. подход уместен, если ресурсы неограниченны, для достижения соглашения необходимо учесть интересы всех участников)

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

цель - примирение сторон. сдвинуть с мертвой точки. заключить временное перемирие итд итп

ПОСРЕДНИЧЕСТВО - участие третьей нейтральной стороны с целью оказания содействия процессу переговоров.

ответственность сторон, фактор времени, информация - 3 аспекта, на кот д обращать внимание посредник

ответственность сторон - понимание и признание сторонами собственной ответственности за неудачи на переговорах. задача посредника - донести эту мысль до сторон. --как? понять какая из сторон слабее, какая сильнее. слабая сторона больше заинтересована в переговорах---посредник д работать с сильной стороной. + обе стороны должны принять что одна из них сильнее, одна - слабее.

временной фактор - предельные сроки завершения переговоров + последовательность рассмотрения вопросов (список вопросов, кот хотели бы обсудить стороны в порядке приоритетности). процесс переговоров в нужно начинать с самых простых вопросов. + сроки внесения сторонами своих предложений. + сроки выполнения сторонами принимаемых ими обязательств

фактор информации. один из ключевых этапов при подготовке будущих переговоров - сбор информации.

собранная информация систематизируется и оценивается с помощью:

- карта анализа конфликта

- континуума динамики конфликта

- резюме анализа конфликта

КАРТА АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

включает в себя информацию:

1) о сторонах участвующих в конфликте

2) о спорных вопросах (проблемах)

3) о специфических интересах сторон

4) о степени важности спорных вопросов для каждой из сторон

5) об источниках силы каждой из сторон и возможностях влияния на своих оппонентов

6) информация о позициях сторон и их возможных подходах к решению спорных вопросов

7) информация о заинтересованности в сотрудничестве с другими сторонами

сторона а            
сторона б            

КОНТИНУУМ устанавливает динамику конфликта и вкл следующую информацию:

1. отношения сторон к урегулированию конфликта

2. отношение сторон к решению вопроса

3. история взаимоотношения конфликтующих сторон

4. взаимоотношения сторон в момент конфликта

5. значимые для конфликтующих сторон ценности

6. степень вовлеченности сторон в конфликт

7. тактика, используемая конфликтующими сторонами

РЕЗЮМЕ КОНФЛИКТА. целью является установление непосредственно конфликтующих и вовлеченных в конфликт сторон, установление процедур, используемых участниками конфликта и также установление сути спорных вопросов. содержание резюме, как правило, распределяется по 3м рубрикам:

1. спорящие стороны

2. суть проблемы

3. процедуры

Наши рекомендации