Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и Зарубежом
В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста. Но сколько это совсем мало - примерно 2 часа в день. На школьников и дошкольников приходится около трех - четырех часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе.
Проблема защиты детей от агрессивного негативного воздействия российских средств массовой информации является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы установить необходимые правовые ограничения не увенчались успехом. Этому противостоит мощное лобби, включающее в себя членов правительства Российской Федерации, руководителей некоторых ведущих СМИ, отдельных депутатов Государственной Думы, а также общественные объединения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками правовой защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, является якобы невозможность, в случае введения ограничений на деятельности СМИ, связанных с обеспечением информационной безопасностью детей, осуществлять объективное информирование граждан.
Анализ зарубежного опыта показывает, ни в какой другой стране кроме России, ограничения, налагаемые на деятельность СМИ в целях защиты детей, не рассматриваются, как препятствие при информировании граждан о событиях в стране и за рубежом. Например, пункт 2 статьи 5 Основного закона Федеративной Республики Германии устанавливает гарантии охраны интересов молодежи. В отношении детей и подростков это основное право означает, что их следует защищать от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления. Государство призвано предпринимать соответствующие действия.
В соответствии с этим в 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), который призван, как и другие законы, защищающие интересы молодежи, содействовать созидательной работе с молодежью. Для практического осуществления правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ указанным Законом предусмотрено создание высшего федерального ведомства - Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ), которое осуществляет свою деятельность с 1954 г. При рассмотрении вопросов о включении материалов, вредных для молодежи, в специальный список его члены, включая председателя, не связаны никакими указаниями. В соответствующий список включаются, например, книги, прославляющие режим национал-социалистов, с целью противодействовать неонацизму и затруднить влияние правых радикалов на молодежь. ФВПМВМ занимается преимущественно включением в список видеофильмов, проповедующих жестокость, и компьютерными играми, прославляющими войну или расизм.
В Великобритании также действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях Британским комитетом классификации фильмов осуществляется классификация кино - и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки. Закон Великобритании о видеозаписи 1984 года требует от Британского комитета классификации фильмов (БККФ) обратить особое внимание на вероятность просмотра продукции в домашних условиях, а также на возможность вреда для тех, кто, вероятно, будет это смотреть; на вероятность нанесения вреда обществу поведением зрителей после просмотра. Указанный Закон выделяет следующие элементы, которые могут нанести вред:
- преступное (криминальное поведение);
- использование запрещенных законом наркотиков;
- жестокое поведение или происшествие;
- ужасающее поведение или происшествие;
- сексуальные действия людей.
В большинстве случаев беспокойство относительно нанесения вреда касается возможности просмотра продукции маленькими детьми или подростками. Политика Комитета направлена на то, чтобы ограничить возможность нанесения вреда при помощи возрастной классификации. В некоторых случаях продукция должна быть подвергнута вырезке. В наиболее экстремальных случаях БККФ не имеет другого выбора, как только отказаться от проведения классификации. Другим британским законом, учитываемым при проведении возрастной классификации, является Закон о кинематографии 1937 года, устанавливающий противозаконным демонстрацию сцен, 'организованных или направленных', на включение натуралистической (фактической) жестокости в отношении животных. Британским Законом о защите детей 1978 года устанавливается противозаконность демонстрации непристойных изображений с участием детей (до 16 лет).
Закон Великобритании о непристойных публикациях 1959 года определяет, что произведение должно считаться непристойным, когда его воздействие или, в случае, если произведение состоит из двух и более отдельных фрагментов, воздействие любого из этих фрагментов, если он взят в целом, направлено на то, чтобы развратить и растлить лиц, которые могут, учитывая все относящиеся к делу обстоятельства, прочесть, увидеть или услышать материал, содержащийся или изображенный в нем. Указанным законом запрещается распространение непристойных материалов, а также устанавливается, что лицо, нарушившее его, может быть по приговору суда привлечено к ответственности в виде штрафа или лишения свободы на срок не более трех лет или к тому и другому. Британским законодательство о телерадиовещании на 21.00 установлен «водораздел» между дневным вещанием, до наступления которого запрещается демонстрировать информацию, способную согласно возрастной классификации оказать вредное воздействие на детей. После 21 часа предполагается, что родители находятся дома и могут контролировать, что смотрят их дети.
Во времена президента Рейгана в США проводилась политика «либерализации» в отношении СМИ и было отменено значительное количество запретов, налагаемых на СМИ в связи с демонстрацией информации, оказывающей вредное воздействие на детей. Американская общественность обратила внимание на влияние СМИ на рост преступности, в особенности с участием несовершеннолетних, поэтому политика в этой области претерпела значительные изменение. С 2000 года в США и Канаде запрещено продавать телевизоры, не имеющие специального кодирующего устройства, позволяющего родителям программировать телевизор на прием передач с учетом их возрастной классификации. Подтверждением строгости действующего законодательства США может служить случай, произошедший 22 сентября 2004 года, когда высший орган регулирования деятельности СМИ в США - Федеральная комиссия по связи (FCC) наложила на компанию «Вайком», владельца сетей Си-би-эс и Эм-ти-ви - штраф в размере 550 000 долларов за передачу в эфир программы, в которой в эфире на протяжении полусекунды была показана обнаженная женская грудь.
В Японии Национальной ассоциацией коммерческих вещателей (NAB) и Наблюдательным советом по стандартам вещания разработан документ, предписывающий предупреждать о нежелательности просмотра определенных передач определенной группой несовершеннолетних посредством титров или наложений в ходе демонстрации этих передач, а также в предварительных комментариях, размещаемых в печатных средствах массовой информации и на страницах Интернета. Вещатель обязан делать такие предупреждения, если в передаче есть сцены секса и насилия. Законом от 30 марта 1999 года фламандский парламент в качестве меры по реализации статьи 22 Директивы «Телевидение без границ» Европейского Союза создал орган, призванный гарантировать защиту несовершеннолетних от злоупотребления свободой СМИ. Совет может принять решение о штрафе в размере 125 000 евро.
С 1 января 2002 года введен в действие Закон Грузии «О защите несовершеннолетних от вредного влияния», целью которого является защита несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукцией, потреблением и реализацией алкогольных напитков и табака и участием в азартных играх. В прошлом году Республика Молдова отказалась транслировать программы некоторых российских телеканалов в следствие нарушения ими статьи 7 европейской Конвенции о трансграничном телевидении, требующим от вещателей, чтобы распространяемые ими передачи не оказывали вредного воздействия на детей. Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (международный правовой акт, заключенный в рамках Совета Европы, к которому пока еще не присоединилась Российская Федерация) в статье 7 «Обязанности телевещателя» предусматривает:
1. Все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.
В частности, они не должны:
а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию;
б) чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.
2. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть».
На своем 37-м заседании 11-12 октября 2004 года Постоянный комитет по трансграничному телевидению, созданный для контроля исполнения странами участниками Конвенции о трансграничном телевидении издал Рекомендацию о защите несовершеннолетних от порнографических программ.
Отсутствие в Российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимального контроля за исполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «О рекламе», приводит к привыканию к проявлениям насилия в молодежной среде, о чем свидетельствует опрос, проведенный среди студентов СГУ в 2002 году в целях выявления отношения студенчества к антиобщественному поведению.
Согласно опросу каждый восьмой из опрошенных студентов не против иметь дружеские отношения с лицом, нанесшим тяжкий вред здоровью другого человека или совершившим умышленное убийство. Около половины опрошенных готовы поддерживать контакты с людьми, совершившими кражу или нападение с целью завладения чужим имуществом. Уклонение от уплаты налогов в этой среде вообще не считается преступлением. Лишь 14,5% студентов СГУ считают, что нет таких целей, которые оправдали бы умышленное преступное деяние, а 85,5% - полагают его допустимым по тем или иным причинам. Практически каждый пятый из опрошенных проявил вербальную готовность к совершению убийства или нанесению тяжких телесных повреждений. Это свидетельствует о высоком уровне агрессивности среди студентов. Три четверти опрошенных студентов так или иначе могут быть отнесены к группе лиц, ориентированных на нарушение закона. При этом более половины студентов обвиняют средства массовой информации в пропаганде культа насилия и жестокости, сексуальной распущенности, видят непосредственную связь между ростом преступности в стране и подавлением духовности и нравственности.
Заключение
Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время, во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники и проката видеофильмов). Во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий.
Отсутствие в Российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимального контроля за исполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральным законом «О рекламе», приводит к привыканию к проявлениям насилия в молодежной среде, о чем свидетельствует опрос, проведенный среди студентов СГУ в 2002 году в целях выявления отношений.
Список использованной литературы
1. Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи // Проблемы информационной культуры/ Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 2004.
2. Гура В.В. Информационная культура как педагогическая цель медиаобразования в информационно-образовательной среде. - Таганрог, 2005.
3. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. - 2003. - № 4.
4. Казаков А.Ю. Психологические аспекты формирования информационной культуры личности // Социс. - 2005. - № 3.
5. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 1.
6. Малышев Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока. - Тверь, 1999.
Список использованной литературы
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М., 2007.
3. Бароло Э. ТВ и компьютеры - угроза интеллекту / Бароло Э. // Литературная газета. 1983. - № 35.
4. Бахтин М.М. Работы 1920-х гг. - Киев, 1994.
5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. - М., 1991.
6. Брайант, Дженнингз. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. - Москва; Санкт-Петербург; Киев; Вильямс, 2004.
7. Виртуальная "личность" и реальное "я": проблема идентичности / А.Г. Осипова // Вопросы культурологи. - 2008. - № 1 (январь).
8. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб, 1999.
9. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11.
10. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М.М. Гридчин //