В чём заключается поисковая работа в настоящее время?
Работа продолжается. Она будет считаться законченной только тогда, когда будет захоронен последний солдат. Благодаря поиску, было выявлено около двух тысяч погибших солдат, призванных не только с Алтая, составлен список этих погибших – получилась Книга Памяти погибших на Карельском фронте. 2010 год – юбилейный год, 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. Наверное, благодаря нашим стараниям и поддержке губернатора Алтайского края А. Карлина, были выделены деньги и возведена стела погибшим возле Ругозера солдатам, нашим землякам. Я надеюсь, такая работа будет продолжаться, что её подхватят такие же неравнодушные к истории страны люди.
Спасибо.
Интервью записано со слов Малютиной Руфины Васильевны вручную. Интервью записано студентами кафедры музееведения в рамках проекта «Диалог поколений». Данная запись является расшифровкой рукописного материала. Внесены дополнения, полученные в результате беседы с Руфиной Васильевной по телефону.
Г.Н. Белоглазова
Приложение № 5
Методические разработки тематических занятий в музее
Сценарий классного часа в школьном музее
«Встреча с ретро-музыкой».
Разработала Г.Н. Белоглазова – заведующая музеем АГАКИ, использованы воспоминания Касьянова П.М., ветерана ВОВ.
Место проведения – школьный музей.
Целевая аудитория – учащиеся 4 - 7 классов.
Приглашённые – ветераны ВОВ, проживающие в микрорайоне школы.
Для проведения классного часа рекомендуется использовать экспозицию в музее, рассказывающую о быте жителей края в военное и послевоенное время.
(Информационный материал, поданный в разработке мелким шрифтом используется в проведении классного часа по желанию педагога).
Цели и задачи:
Ø Создать условия для знакомства учащихся с репертуаром и исполнителями песен военного и послевоенного времени.
Ø Способствовать формированию и развитию патриотических качеств личности, уважения к прошлому.
Ø Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к истории развития передающих музыкальных устройств и видам музыкальных инструментов
Ø Предоставить возможность ветеранам вспомнить годы своей молодости.
Опережающее задание для учащихся:
Ø Узнать у бабушек и дедушек имена исполнителей песен, популярных во время их молодости и молодости их родителей.
Ø Записать название песен, популярных во время войны.
Ø Узнать и записать названия передающих устройств, с помощью которых можно послушать музыку или песни.
Оборудование, иллюстративно – предметный материал для проведения классного часа:
Ø Мультимедийное оборудование
Ø Экспонаты музея
Патефон
Гармошка
Проигрыватель
Катушечный магнитофон
Различные носители записи песен и музыки: патефонные пластинки, кассета от катушечного магнитофона аудиокассета, компьютерных диск, видеокассета, флешка.
Ø Патефонные пластинки «Вальс на сопках Маньчжурии», «Рио Рита»
Ход занятия.
Классный час проводится в экспозиционном зале музея с использованием мультимедийного оборудования. Участники рассаживаются на стулья, обращённые к экспозиции «Быт жителей края в военное и послевоенное время». Звучат популярные мелодии военного времени. Гости и участники рассаживаются.
Слайд 1. Начало.
Добрый день уважаемые ветераны, коллеги, здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в годы молодости наших уважаемых ветеранов. В то время, когда они были молодыми, любили слушать и петь песни, любили танцевать под духовой оркестр во время праздников. Но прежде, чем наше путешествие начнётся, я хотела бы узнать, как вы справились с моим заданием.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Я рада, что вы успешно справились с заданием и не ошибусь сказать, что во время вашей беседы бабушки и дедушки с удовольствием и радостью вспоминали о своей молодости.
В наше время почти в каждой квартире имеются телевизоры, домашние кинотеатры, музыкальные центры, у каждого есть свои любимые песни и мелодии. Мы ходим в кинотеатры, на концерты эстрадной музыки, а вот воочию послушать, как играет духовой оркестр? Согласитесь – большая редкость. Кто из вас слышал и видел, как играет духовой оркестр?
Видели, на празднике «День города».
Невозможно пройти мимо, когда играет духовой оркестр. Так и хочется начать вальсировать, что и делают некоторые люди на празднике. После войны в городских парках культуры и отдыха были танцевальные площадки и там играли духовые оркестры. Молодые люди танцевали вальс, кадриль и другие танцы. Давайте спросим у ветеранов, какие танцы они больше всего любили?
Ветераны отвечают.
Очень часто танцы по вечерам в летнее время устраивали во дворах домов, жили тогда дружнее соседи, чем сейчас, все друг друга знали и собирались вместе не только по поводу важных событий. Иногда собирались послушать пластинки и потанцевать под патефон. Ребята, помните, я рассказывала о самоваре, что было время, когда не каждая семья могла позволить себе купить самовар. Так и с патефоном. Обладатель такого богатства был уважаемым человеком, в деревне особенно. В нашем музее есть такой патефон и даже в рабочем состоянии. Это одна из последних моделей патефона.
Слайд 2. Изобретатель Эдисон и его изобретение - фонограф
А началась эра передающих звук устройств в начале XIX века. А в 1877 году знаменитый американский изобретатель Эдисон придумал прибор, который назвал фонографом. В декабре 1877 года была строена демонстрация диковинного прибора. Поглядеть и послушать «Говорящую машину» было так много желающих, что пришлось пусть дополнительные поезда до города Менле-Парк. Позже фонограф показывали в цирке, выдавая прибор за «необъяснимую загадку природы».
Фонограф представлял собой валик, обёрнутый фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик в это время вращали. Игла, прикреплённая к мембране, процарапывала в нём бороздку. Затем иглу переставляли к началу бороздки, снова крутили ручку – и голос звучал.
Фонограф не был совершенным, с его помощью удавалось сделать всего одну запись, что не очень-то удобно. Поэтому фонограф является «прародителем», а «отцом» проигрывателя следует считать граммофон.
Слайд 3. Граммофон. Эмиль Берлинер- немецкий инженер
Граммофон впервые продемонстрировал в 1888 году немецкий инженер Эмиль Берлинер, работающий в Америке. Он предложил записывать звук на цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, а затем с него делать пластинки. Для слушания пластинок он изобрёл прибор, который назывался граммофоном.
Граммофон оказался гораздо удобнее фонографа. Диск его вращали вручную, игла с мембраной двигалась от центра пластинки к краю. Дополнял конструкцию большой рупор.
Граммофон имел большой успех. К 1907 году только в России «находилось в употреблении около полумиллиона граммофонов», - сообщал журнал «Новости граммофонов». Стоили граммофоны по тем временам больших денег - 80, 100 и даже 600 рублей! Для сравнения: в те годы можно было купить пятимесячного телёнка за 3 рубля, а лошадь - за 10 рублей. Но, не смотря на высокие цены звучание граммофонов оставляло желать лучшего. Иглы использовались то алмазные, то бамбуковые, то с утолщение внизу. Но зачастую граммофоны издавали страшное шипение.
Слайд 3. Патефон.
В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускающую совершенно необычайные граммофоны. Мембрана располагалась горизонтально к диску, который был полметра в диаметре. От этих аппаратов вскоре осталось одно название - патефон. Они из поющей тумбы превратились в небольшой квадратный ящик, а затем в портативный чемодан.
Слайд 3. Патефон.
Примерно такую модель патефона вы и видите перед собой. К этому патефону имеются и пластинки. В военные и послевоенные годы патефон был редкостью и роскошью в семье. Послушать игру патефона собиралась вся округа. Если патефон имелся в военной части на фронте, то это была настоящая отдушина для бойцов, В минуты затишья от боя солдаты с удовольствием слушали патефон.
Слайд 4 Концерт на передовой.
Во время войны на фронт регулярно с концертами приезжали артисты театров, и музыканты. Выступали иной раз совсем близко от линии фронта. Порой сценой для артистов служил кузов машины, просто опускали борта и так выступали. Нина Русланова, Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Надежда Обухова, артисты театров были частыми гостями бойцов на передовой.
Проигрывается пластинка на патефоне с песней, популярной во время войны. 1 куплет и припев.
Слайд 5. Фото Касьянова П.М. Фото его выступлений на фронте.
Ребята, вы знаете, что на фронте служили солдаты разных специальностей: танкисты, артиллеристы, связисты и многие, многие другие. И среди них были такие, которые любили и умели петь, плясать, играть на инструментах. Из таких творческих личностей организовывались музыкальные взводы и в минуты затишья на фронте для бойцов устраивались концерты.
Одним из таких участников был Пётр Митрофанович Касьянов, ветеран Великой Отечественной войны.
Воспоминания ветерана можно инсценировать, как момент проведения интервью с ветераном. Приводим воспоминания Петра Митрофановича в сокращённом варианте. Материал можно использовать по усмотрению.
Приводятся выдержки из воспоминаний П.М. Касьянова, ветерана войны, служившего в музыкальном взводе. Мне кажется их не нужно печатать снова?