Разъяснение ваших прав

Итак, в графе за разъяснение ваших прав вы записали «Нет». Для одних судей этого достаточно, чтобы прекратить производство по делу, другие не обращают на разъяснение прав никакого внимания. Если бы ваше дело разбирал арбитражный суд, то оно было бы автоматически прекращено. Такая установка дана в Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда. Но эти постановления могут лишь косвенно повлиять на мировых и районных судей.

Лучше, конечно, уточнить, как именно судья, к которому попало ваше дело, относится к разъяснению прав. Будем исходить из худшего. Для начала уточним, за что вы расписываетесь.

Статья 51 Конституции: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого».

Статья 25.1 КоАП: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Далее, читаем ППВС №5 от 24.03.05 г.: «Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП, статьей 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы».

Вот на этом судьи и спотыкаются. Они говорят: «Раз вы не расписались за разъяснение вам ваших прав, то из протокола следует изъять только ваши объяснения». Перечитайте статью 25.1 еще раз. Помимо объяснений там еще несколько ключевых слов.

Именно поэтому не нужно писать в протоколе при его составлении «Требую защитника». Вы об этом не знаете. Не следует знакомиться с делом до начала его рассмотрения, и уже в суде сделать круглые глаза и тихим забитым голосом прошептать, что обо всем, кроме данных протокола вы слышите впервые. «А мне можно прочитать рапорт инспектора?» «А можно я напишу свои объяснения?» «А мне можно сфотографировать знаки на дороге?» «А продавщица из ларька напротив все видела, можно, я ее позову?» «Ах, как жалко. Снег-то растаял, разметку теперь видно. Вот если бы я знал, что к защитнику можно в тот же день обратиться…» Про диктофон помните?

Всю эту канитель заканчиваете ходатайством об исключении протокола из числа доказательств, т.к. при составлении нарушена ст.28.2 п.3 КоАП, где сказано, что инспектор обязан разъяснить вам ваши права, и ссылкой на ППВС №5 от 24.03.05 г.: «При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться … с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП)».

Если ходатайство не удовлетворено, то при обжаловании, опирайтесь на ст.30.7 п.1 пп.4 КоАП, где сказано, что при существенных процессуальных нарушениях постановление подлежит отмене, а дело возвращается на новое рассмотрение.

Схема и рапорт

Откроем «Большой юридический словарь» (3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с.) и прочитаем, что такое рапорт:

«РАПОРТ – установленный уставами в воинских частях Вооруженных сил и Военно-морского флота, милитаризованных структурах органов исполнительной власти (МВД, ФСБ и др.) устный или письменный доклад особой формы при обращении к начальникам (командирам) в процессе служебной деятельности».

Т.о. рапорт, приложенный к протоколу, – внутренняя бумага ГАИ. При передаче рапорта в суд он попадает в разряд «иные документы» и может служить доказательством (ст.26.2 п.2 и 26.7 КоАП).

Вопрос – в злоупотреблении. Протокол – необходимый и достаточный документ по делу об административном правонарушении. КОАП требует, чтобы в нем были указаны «сведения, необходимые для разрешения дела» (ст.28.2), и не требует прикладывать к нему какие-либо документы. Но в ст.6 «Методических рекомендаций» неожиданно всплывает рапорт, в котором инспектор может сообщить дополнительные сведениядля принятия правильного решения, т.е. инспектору в нарушение КоАП рекомендуется утаить часть информации, и потом написать рапорт.

Можно КоАП и не нарушать, что бы выполнить требования «Методических рекомендаций». Берем протокол, переписываем его в виде рапорта и изображаем данные протокола в рисунке. В Русском языке такое явление называется тавтологией. С тем же успехом можно изготовить с десяток ксерокопий протокола и принять их в качестве 10 доказательств. Расчет простой: количество бумаг перерастет в качество. Чем больше страниц в деле – тем оно весомее.

С 01.01.2007 г. согласно ч.1 ст.2.5 КоАП сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершенные правонарушения. В частности, это означает, что их невозможно привлечь к административной ответственности по ст.17.9 КоАП за дачу заведомо ложных показаний; по ст.20.25 за неоплату штрафа; по ст.19.1 за самоуправство. Т.е. за все, что напишет инспектор в протоколе, за все, что он сделает вопреки закону, наказание ему назначит его начальник. Или не назначит.

Изначально, КоАП не предусматривал вызов инспектора, составившего протокол, в суд. Такой подход компенсировал неравенство сторон при рассмотрении административных дел, при этом исключалось субъективное мнение инспектора. Т.е. само рассмотрение становилось более объективным. Но сначала Верховный Суд высказался, что инспектора можно вызвать в суд, забыв указать в качестве кого, а потом Конституционный Суд определил, что инспектора следует опрашивать в порядке ст.25.6 КоАП – т.е. в качестве свидетеля, Следовательно, в силу п.5 указанной статьи его обязаны предупредить, что свидетели несут административную ответственность за дачу ложных показаний. Ситуация патовая. С одной стороны инспектора нельзя привлечь к административной ответственности, с другой стороны, если он не распишется, то его показания в силу ППВС №5 от 24.03.05 г. вопрос 18 получены с существенными процессуальными нарушениями. Суды оставляют приоритет за Конституционным Судом. Положено расписаться – расписывайтесь.

Как мы уже установили, рапорт, прикладываемый к протоколу, содержит «дополнительные сведения». В КоАП такого понятия нет. Но есть понятие «показания свидетеля». А потому судья обязан вызвать инспектора в суд для повтора его показаний, изложенных в рапорте, и там предупредить об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В силу ст.25.6 п.2 КоАП показания инспектора должны быть запротоколированы, и подписаны им. «Мировой судья, признавая Ж. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в постановлении сослался на рапорты сотрудников милиции и письменные объяснения Б. и М. Работники милиции и указанные свидетели мировым судьей по правилам ст.25.6 КоАП РФ не допрашивались. Ссылаясь на письменные объяснения свидетелей, полученные работником милиции при составлении протокола, судья не учел, что в протоколе опроса отсутствуют сведения о разъяснении им прав и обязанностей свидетелей, предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний». («Справка о практике рассмотрения мировыми судьями Пермской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.8, 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях» г. Пермь 10.03.04 г.).

Если о необходимости рапорта упоминается в «Методических рекомендациях», то о необходимости схемы вообще нигде не сказано. Обратимся к словарю Ушакова:

«СХЕМА, схемы, ж. (греч. schema-образ, вид).

1. Чертеж, изображающий систему, устройство чего-н. или взаимоотношение частей чего-н. Схема радиоприемника. Схема трансформатора. Схема двигателя. Схема сооружения.

2. Изложение, описание или изображение чего-н. в основных, главных, общих чертах. Схема романа. Схема доклада. || перен. Трафаретный образец, форма (пренебр.). Мыслить готовыми схемами».

Если под схемой инспектора подразумевают чертеж, то к нему должны предъявляться определенные требования. Например, требования к схеме ДТП приведены в «Методических рекомендациях» п.16, п.17 и Приложение 4, где сказано, что схема ДТП выполняется на миллиметровой бумаге, в масштабе 1:200, обязательны подписи понятых и т.д. Если требования к схеме не предъявлять, то возникает сомнение, в объективном восприятии схемы.

Как уже говорилось в главе Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» копия согласованной схемы организации движения должна находиться в ДПС для повседневного контроля. Чего проще при получении задания на службу сделать сотню ксерокопий этой схемы, для того, чтобы при составлении протокола изобразить нарушение на настоящей схеме? Может потому, что ДПС давно устранилась от выполнения этой задачи, и о схеме организации движения инспектор впервые услышит в суде от вас?

Как нельзя, кстати, и переносный смысл слова «схема» – «трафаретная форма», ведь фактически инспектора подгоняют действия водителя под готовые схемы, чтобы в последствии судья или инспектор административной практики назначил наказание, исходя из стереотипа.

Никто не запрещает инспектору переименовать схему, и назвать ее эскизом или рисунком, но при этом исчезает официальность. Вот такой незамысловатый способ давления на судью: из-за одного названия, присвоенного бумаге, она признается доказательством.

Теперь о процессуальном моменте. Инспектор становится свидетелем только в момент рассмотрения дела в суде. Согласно КоАП он не имеет права представлять доказательства. Если речь идет о нарушении, за которое предусмотрен штраф или лишение, то сначала дело рассматривается в ГАИ. Там должностное лицо может затребовать рапорт и схему, и в момент передачи дела в суд эти бумаги уже будут фигурировать в деле. Если же за нарушение предусмотрено только лишение, например, по ст.12.15 п.4 КоАП, то в суд должен передаваться только протокол. Инспектор не имеет права представлять какие-либо доказательства помимо протокола, как не имеют такого права и его начальники.

Раньше, пока статьи 12.15 п.4 КоАП не было, а была только ст.12.15 п.3, которая предусматривала наименьшее наказание за выезд на полосу встречного движения в виде штрафа, такая практика была вполне законной. Закон изменился, а инспектора и судьи – прежние. Преодолеть инерцию мышления они не сумели. Помогите им.

А теперь осмыслим. Протокол – необходимый и достаточный документ со всеми необходимыми сведениями. Прикладывать к нему рапорт и схему КоАП не требует, а в определенных случаях и запрещает. Верховный Суд и Конституционный Суд признали, что судья может опросить инспектора в суде в качестве свидетеля. Без этого вызова ни рапорт, ни схема не действительны. Показания свидетеля должны быть запротоколированы, и он должен под ними расписаться. Спрашивается, а зачем к делу прикладывать схему и рапорт?

Что делать вам?

1. Ходатайствовать об исключении рапорта из числа доказательств, т.к. инспектор как свидетель не предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний (ст.17.9 КоАП). Здесь же повторение рапортом данных протокола или расхождение данных протокола и рапорта, со ссылкой на злоупотребление правом. Здесь же указание, что должностные лица не имеют права представлять доказательства, если речь идет о правонарушении, за которое предусмотрено только лишение.

2. Ходатайствовать об исключении схемы по тем же основаниям, плюс отсутствие требований к схеме.

3. Подробно изложить свои объяснения на бумаге.

4. Самому составить схему. Очень желательно соблюсти масштаб. Если для схемы обгона с указанием местоположения инспектора понадобится рулон длиной 10 метров, все равно рисуйте.

Вы как лицо, привлекаемое к административной ответственности, за дачу ложных показаний расписываться не должны.

5. Все свидетели должны изложить свои показания письменно. Обязательно вызовите их в суд, что бы они там расписались за дачу заведомо ложных показаний (ст.17.9 КоАП).

И еще. Думайте. А может не стоит исключать рапорт и схему? Если их данные расходятся с протоколом, то может быть ходатайствовать о прекращении производства?

Моргание фарами

Если бы инспектора честно выполняли свои обязанности, заботясь о безопасности на дороге, если бы судью требовали от инспекторов доказательств вины водителей, а не писали бы «Нет оснований не доверять инспектору ГАИ», если бы врачи в строгом соответствии с законом проводили мед.освидетельствование, я бы никогда не моргнул фарами, предупреждая других водителей о стоящих впереди инспекторах. Но я моргаю, ибо знаю, что: «Сотрудники ГИБДД – главный источник правонарушений», – заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству А.Савельев.

1. Моргание фарами привлекает внимание других водителей. Моргание фарами встречного автомобиля на языке водителей означает: «Внимание, опасность!» И любой водитель приведет пример, когда моргание фарами к ГАИ не имело никакого отношения.

2. ПДД не запрещают моргать фарами, лишь бы это поняли другие участники движения.

3. В КоАП нет наказания за моргание фарами.

Исходя из вышесказанного, после остановки спокойно заявляете, что действительно хотели предупредить водителей о засаде. Если инспектор начал составлять протокол, то напомните ему, что согласно «Методическим рекомендациям», он обязан указать статью КоАП, соответствующую правонарушению, и пункт ПДД, который собственно раскрывает событие правонарушения, и позволяет «избегать формулировок общего характера».

4. Постарайтесь, чтобы инспектор обвинения в мигании фарами выдвигал при свидетелях. После этого с чистой совестью – в прокуратуру с заявлением на незаконные действия ГАИ и ссылкой на ст.12.35 – незаконная остановка.

Неоплата штрафа

Попал в компьютер - не чирикай,, падло!..

Вишневский

Часто при каких-либо действиях в ГАИ (постановка на учет, тех.осмотр, возврат водительского удостоверения и т.д.) требуют оплаты неоплаченных штрафов. Это незаконно. Если штраф не оплачен, то взыскание этого штрафа – дело судебных приставов, но никак не ГАИ. Если пристав сидит рядом с инспектором, то вопросы снимаются, хотя и не все – см.ниже. А если пристава нет, то следует написать заявление с требованием проведения, например, тех.осмотра, и о незаконности отказа в его проведении из-за неоплаченного штрафа. Как правило, вопросы неоплаченного штрафа снимаются сразу. Упертого инспектора пусть воспитывает начальство: идете в приемную, и регистрируете свое заявление.

Квитанции об оплате штрафа никуда отвозить не нужно – ст. 32.2 п.4 КоАП утратила силу. Однако, настоятельно рекомендую все квитанции сохранять без срока давности, а их копии возить с собой в течение года.

Если штраф не оплачен в течение 30 дней (ст.32.2 КоАП) после вступления постановления в силу, то дело перейдет приставу, который добавит к нему свои законные 7%. За большое количество неоплаченных штрафов могут последовать и другие санкции, например, ограничение на выезд за пределы РФ. Поэтому затягивать не стоит. С другой стороны, через год после вступления в законную силу постановления никто не сможет взыскать с вас штраф (ст.31.9 КоАП). Пристав имеет право принять дело в течение всего этого года – ст.21 п.7 закона «Об исполнительном производстве».

Если штрафы не оплачивать, существует вероятность «схлопотать» 15 суток или увеличение штрафа в 2 раза по ст.20.25 КоАП. Судья в случае обнаружения неоплаты вызовет без составления протокола (ВС, вопрос 8 за 2 кв. 2004 г), орган, вынесший первоначальное постановление, при неоплате составляет протокол, который немедленно направляется в суд. Присутствие водителя при составлении протокола не обязательно, если ему «было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности». (КоАП ст.28.2 п.41, ВС вопрос 11 за 4 кв. 2006 года.) Присутствие водителя в суде обязательно, поэтому без него заседание будет отложено, но милиция или приставы побеспокоится о приводе (там же вопрос 16).

Согласно ст.32.2. п.5 КоАП протокол о неоплаченном штрафе передается в суд в течение 3-х суток. За это время успеют найти первоначальное дело и известить вас повесткой.

Согласно ППВС РФ от 24 марта 2005 г. п.14 неоплата штрафа не является длящимся правонарушением. Т.е. если водитель не оплатил штраф в течение месяца после вступления постановления в силу, то со следующего дня у ГАИ или суда 2 месяца на то, чтобы привлечь его к административной ответственности. Считаем: 10 дней на вступление постановления в силу + 30 дней на уплату штрафа = 40 дней на оплату. 40 дней + 2 месяца на привлечение = 100 дней. Итого, при неоплаченном штрафе событие правонарушения наступает на 41 день. По истечении 100 дней привлечь уже невозможно.

Напоминаю, если решение мирового судьи было обжаловано в федеральный суд, и решение не в вашу пользу, то оно вступает в силу на следующий день. Соответственно, вас можно привлечь между 31 и 90-м днем после вынесения решения федеральным судом.

Если было обжаловано решение инспектора в федеральный суд, и решение не в вашу пользу, то у вас есть 10 дней на обжалование в областной суд – письмо ВС от 20.08.03 г. N 1536-7/общ. А вот уже решение областного суда вступает в силу на следующий день, и, начиная с этого дня, вас могут привлечь между 31-м и 90-м днем.

Задержание

Гражданин, пройдемте для выяснения наличности.

Инспектор предложил пересесть в патрульную машину или проследовать в ГАИ? Это – ваше право, но не обязанность. Вы обязаны это делать только, когда составлен протокол задержания (ст.27.4 п.1 КоАП). Не путайте с административным протоколом, где указывается собственно нарушение. Особый акцент делается на мотивы задержания. Задержание производится в исключительных случаях для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.3 п.1 КоАП), но ни в коем случае для его выявления.

Про мотивы задержания в КоАП прямо не говорится, но исходя из контекста ст.27.1 КоАП, задержание происходит, когда без него не возможно производство по административному делу: отсутствует удостоверение личности – нет возможности составить протокол; нет регистрации – нет возможности уведомить гражданина о судебном заседании и т.д. Для водителей такой мотив при составлении протокола за нарушение ПДД всего один – отсутствие водительского удостоверения. Но сначала инспектор должен составить протокол об отстранении от управления ТС (ст.27.12 п.1 КоАП) и задержать автомобиль (ст.27.13 п.1 КоАП). При этом КоАП не обязывает инспектора вас задерживать, т.е. он вполне может отпустить вас за документами, а может и не отпустить.

Срок задержания – не более 3-х часов, если за правонарушение возможен арест, то задержание может продлиться до 48 часов (ст.27.5 КоАП).

Отсутствие у инспектора бланков протокола – не мотив для задержания. Если водитель нарушил Правила, а инспектор просит его подождать, пока подвезут бланки, более того, требует проехать вместе с ним куда бы то ни было, – это незаконно.

Также задержание незаконно для обнаружения правонарушения, составления протокола или для сбора доказательств (ст.27.5 п.1 КоАП). Такое нарушение имеет место, если инспектор пытается направить вас на станцию тех.обслуживания или требует подождать, пока ему привезут прибор для измерения светопропускания стекол.

Досмотр автомобиля

Не стоит кайф ломать серьезным людям….

Вишневский

Если инспектор просит открыть багажник, то лично я всегда это делаю без каких-либо проблем, предупреждая, что такая процедура уже является досмотром, что положены: основания для досмотра, протокол с выдачей копии и понятые. Но чтобы не тратить время, почему бы не разрешить хорошему человеку издалека взглянуть на содержимое багажника?

Статья 27.9 п.1 КоАП: «Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

«Наставление по работе ДПС» ст.13.17 конкретизирует, что досмотр возможен «при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях», а досмотр груза «при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится».

Протокол досмотра обязателен – ст.27.9 п.6 КоАП: «В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства».

Досмотр должен производиться в присутствии двух понятых. Ими не могут быть сотрудники милиции – ВС 4-й квартал 2006 г. вопрос 12. В противном случае для выполнения плана у вас в багажнике могут появиться патроны, а в салоне — наркотики.

Статья 25.7 КоАП. Понятой

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

2. Присутствие понятых обязательно. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со ст. 25.6 настоящего Кодекса.

Инспектора часто путают осмотр, досмотр транспортного средства, досмотр вещей и обыск.

Осмотр – инспектор подошел, посмотрел на машину, заглянул через окна в салон и ушел. Право осматривать автомобиль закреплено в законе «О милиции» (ст.11 п.23).

Если инспектор попросил вас открыть багажник, говоря, что он только осмотрит вещи, спросите: «Обследовать хотите?» На утвердительный ответ тут же говорите, что обследование, это и есть досмотр (ст. 27.9 п.1 КоАП). Если вы все-таки согласились открыть багажник, инспектор может только смотреть на вещи, но никак не трогать их. Когда инспектор начинает трогать вещи, то его действия попадают под статью 27.7 КоАП – «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице». Такие действия должны оформляться отдельным протоколом, и инспектор должен привести мотивы необходимости своих действий (ст.27.7 п.1 КоАП).

Если же в вашем автомобиле проводится обыск – это значит, что машину могут разобрать по частям в поисках наркотиков или оружия. Но для этого нужна санкция следователя, понятые и обязательное оформление соответствующего протокола.

Досмотр автомобилей по принципу «лезь в багажник каждому – авось чего найдешь…» Закон «О милиции» допускает исключительно с разрешения большого начальника на непродолжительное время в случае розыска преступников (ст.11 п.20 закон «О милиции»).

Вот только разок инспектор заставил мое сердечко ёкнуть! При досмотре (а при просьбе сделать досмотр с протоколом и понятыми, они начинают досматривать всю машину) из багажника он достал Беломорину (не мою, быть не могло), и говорит: "Табак зеленого цвета", – дыхание задержали даже понятые!!! И после моих слов: "Я тебя, су..а, в судах сгною!!!" – мило улыбнулся и пошутил: "Из-за уха упала". Я думал инфаркт случиться. После этого на досмотр не прошусь! ©Semka

Задержание автомобиля

Есть семь причин для задержания транспортного средства.

1. Это отсутствие прав и документов на транспортное средство, отсутствует доверенность. (ст.12.3 п.1 КоАП). Отсутствие тех.талона и страховки основанием для задержания не является!

2. Это неисправность тормозной системы, рулевого управления и сцепного устройства в составе автопоезда. (Интересно, как ИДПС докажет неисправность рулевого управления?) (КоАП ст.12.5 п.2).

3. Водитель не имеет права управлять этим т/с, кроме учебной езды, а также, если водитель был лишен права управления. (КоАП ст.12.7 п.1 и п.2), в т.ч. просрочены права.

4. Водитель управлял авто в состоянии опьянения, (КоАП ст.12.8)

5. а также за невыполнение законного требования инспектора о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. (КоАП ст.12.26)

6. За нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствия для движения других машин, (КоАП ст.12.19 п.4)

7. За остановку или стоянку в тоннеле.

Но у Вас есть шанс, поскольку на месте вы можете:

п.1 – сами съездить за документами, либо попросить кого-либо, чтобы вам их привезли;

п.2 – устранить неисправность или вызвать эвакуатор самостоятельно. Инспектор может напугать технической неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. Но в этом случае вы можете доехать к месту стоянки или ремонта (см.У вас хотят проверить техническое состояние автомобиля).

п.3,4,5 – найти водителя, который отгонит автомобиль на стоянку;

п.6,7 – успеть вернуться к автомобилю до его эвакуации.

Если вы в состоянии принять эти меры, пишите в протоколе: «Готов устранить причину задержания на месте через 20 минут». Ссылайтесь на решение ВС от 22.12.2000 г. (БВСР №7 за 2001 г.): «Он (водитель) остановил транспортное средство, предъявил имевшиеся при нем документы для проверки и принял меры для устранения причины задержания. При таких обстоятельствах требования сотрудников ГИБДД о помещении автомашины на штрафную стоянку … были незаконными».

Приведенный список причин задержания автомобиля – исчерпывающий. Например, нельзя задержать автомобиль после ДТП для выяснения каких-либо обстоятельств или проведения экспертиз в рамках КоАП. Инспектор может сослаться, что автомобиль является орудием правонарушения, а потому попадает под ст.27.10 «Изъятие вещей и документов» и может быть изъят. Возразить следует следующим образом: понятие «транспортное средство» в КоАП имеет самостоятельный статус, и для него определены специальные меры обеспечения, такие как «досмотр транспортного средства», «отстранение от управления транспортным средством» и т.д. Имеет место и специальная норма «Задержание транспортного средства».

Если авария серьезная, то в рамках УПК задержание автомобиля возможно. Помните, что в этом случае вы не обязаны платить ни копейки.

Задержание автомобиля регламентируется Постановлением Правительства РФ «О задержании и запрещении эксплуатации транспортных средств». Первые три часа нахождения автомобиля на штраф. стоянке не оплачиваются. Эвакуатор и нахождение автомобиля на штраф.стоянке более 3-х часов оплачиваете вы из своего кармана. (ВС КАС06-260).

Транспортировку можно осуществлять только другим наземным транспортным средством. Если инспектор предложит самому сеть за руль, можете согласиться – сэкономите на эвакуаторе.

После 01.07.08 г. перемещение транспортного средства на штраф.стоянку и первые сутки хранения не оплачиваются (ст.27.13 п.1 КоАП).

Наши рекомендации