Классификация источников финансирования

Основой финансирования для ИКС является государственный бюджет. Именно за счет государственных средств создается материально-техническая и научная базы ИКС. Осуществляется широкомасштабная подготовка консультантов высокой квалификации, спе- циалистов и организаторов службы, строятся информационные потоки, формируется сеть и система взаимодействия с организациямиучастниками (НИИ, лаборатории, предприятия, производящие основ-

ные ресурсы, торговые организации и оптовые рынки, частные консультационные фирмы и т. п.). Все это требует крупных инвестиций в короткий промежуток времени. Разумеется, без государственной поддержки это не под силу самостоятельно функционирующей службе. Государственное финансирование может осуществляться непосредственно из бюджета или посредством специальных целевых программ и проектов.

Бюджетные средства делятся на:

− федеральные;

− региональные (республика, край, область);

− местные (бюджет района).

Каждый из этих бюджетов имеет определенную функциональную

нагрузку.

Средства федерального бюджета в основном используются по следующим направлениям:

− создание и развитие материально-технической базы федеральных

органов управления службой научно-исследовательских и информационно-вычислительных центров;

− создание информационных и глобальных компьютерных систем;

− разработка и актуализация национальных баз данных, содержащих информацию о рынках ресурсов и продуктов для сельских товаропроизводителей, новых технологий и т. п.;

− подготовка и переподготовка кадров для ИКС федерального и регионального уровней в системе высшего образования и системы повышения квалификации;

− финансирование текущих расходов на функционирование федеральных институтов.

Средства регионального бюджета используются по следующим направлениям:

− создание и развитие материально-технической и информационной базы региональных ИКЦ;

− разработка и актуализация региональных баз данных;

− адаптация и распространение прикладных программных продуктов;

− подготовка и переподготовка кадров для служб районного уровня;

− финансирование текущих расходов на функционирование региональных институтов.

Местный бюджет финансирует:

− создание и финансирование материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с рациональным бюджетом);

− зарплату консультантов и специалистов, а также помещений, амортизацию оборудования, транспортные расходы и т. д.;

Как видно из направлений использования средств, чем выше ступень (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств. Государственные и негосударственные программы и проекты. Перевод службы на полный или частичный хозрасчет предполагает платные консультационные услуги. Чтобы получать дополнительный

доход или избежать дополнительных потерь, сельхозтоваропроизводитель будет готов платить за такие услуги. Государство, заинтересованное в решении социальных, экологических и других проблем дает службам соответствующий заказ в форме целевых программ и финансирует выполнение этих работ из своего бюджета. Любой инвестиционный проект предполагает не только затраты,

но и поступления. Поступления проекта будут складываться из выручки от реализации дополнительной продукции, которая будет произведена в результате консультационной деятельности службы, от повышения качества сельскохозяйственной продукции, роста средних реализационных цен в результате осуществления более эффективной политики и т. п.

Финансирование социально – значимых проектов может осуществляться государственными или негосударственными структурами (объединениями, фондами и т. п.). Примером таких проектов может служить проект АРИС (Поддержка осуществления сельскохозяйственной реформы), одним из

компонентов которого является проект создания в России ИКС для сельских товаропроизводителей.

Некоммерческая организация

Спонсоры (частные лица, коммерческие фирмы) помогают, как правило, развитию уже существующих направлений, фирм, организаций и служб, доказавших эффективность своей работы и целевое использование раннее выделенных средств. Информационно-консультационная деятельность в широком масштабе может финансироваться:

− государственными службами за счет налогоплательщиков;

− государственными службами в счет взимания налогов на некото-

рые сельскохозяйственные продукты;

− коммерческими службами, которые продают товаропроизводителям средства производства или покупают их продукцию и которые в отношениях с заказчиками также применяют распростране-

ние с.-х. знаний:

− ассоциациями товаропроизводителей, которые оплачивают консультационные услуги из своих членских взносов;

− негосударственными организациями, которые финансируются

− коммерческими компаниями для создания себе благоприятного импорта;

− негосударственными организациями, которые получают субсидии от государства или работают по контрактам с государством (с собственным или с иностранным).

Наши рекомендации