Классификация источников финансирования
Основой финансирования для ИКС является государственный бюджет. Именно за счет государственных средств создается материально-техническая и научная базы ИКС. Осуществляется широкомасштабная подготовка консультантов высокой квалификации, спе- циалистов и организаторов службы, строятся информационные потоки, формируется сеть и система взаимодействия с организациямиучастниками (НИИ, лаборатории, предприятия, производящие основ-
ные ресурсы, торговые организации и оптовые рынки, частные консультационные фирмы и т. п.). Все это требует крупных инвестиций в короткий промежуток времени. Разумеется, без государственной поддержки это не под силу самостоятельно функционирующей службе. Государственное финансирование может осуществляться непосредственно из бюджета или посредством специальных целевых программ и проектов.
Бюджетные средства делятся на:
− федеральные;
− региональные (республика, край, область);
− местные (бюджет района).
Каждый из этих бюджетов имеет определенную функциональную
нагрузку.
Средства федерального бюджета в основном используются по следующим направлениям:
− создание и развитие материально-технической базы федеральных
органов управления службой научно-исследовательских и информационно-вычислительных центров;
− создание информационных и глобальных компьютерных систем;
− разработка и актуализация национальных баз данных, содержащих информацию о рынках ресурсов и продуктов для сельских товаропроизводителей, новых технологий и т. п.;
− подготовка и переподготовка кадров для ИКС федерального и регионального уровней в системе высшего образования и системы повышения квалификации;
− финансирование текущих расходов на функционирование федеральных институтов.
Средства регионального бюджета используются по следующим направлениям:
− создание и развитие материально-технической и информационной базы региональных ИКЦ;
− разработка и актуализация региональных баз данных;
− адаптация и распространение прикладных программных продуктов;
− подготовка и переподготовка кадров для служб районного уровня;
− финансирование текущих расходов на функционирование региональных институтов.
Местный бюджет финансирует:
− создание и финансирование материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с рациональным бюджетом);
− зарплату консультантов и специалистов, а также помещений, амортизацию оборудования, транспортные расходы и т. д.;
Как видно из направлений использования средств, чем выше ступень (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств. Государственные и негосударственные программы и проекты. Перевод службы на полный или частичный хозрасчет предполагает платные консультационные услуги. Чтобы получать дополнительный
доход или избежать дополнительных потерь, сельхозтоваропроизводитель будет готов платить за такие услуги. Государство, заинтересованное в решении социальных, экологических и других проблем дает службам соответствующий заказ в форме целевых программ и финансирует выполнение этих работ из своего бюджета. Любой инвестиционный проект предполагает не только затраты,
но и поступления. Поступления проекта будут складываться из выручки от реализации дополнительной продукции, которая будет произведена в результате консультационной деятельности службы, от повышения качества сельскохозяйственной продукции, роста средних реализационных цен в результате осуществления более эффективной политики и т. п.
Финансирование социально – значимых проектов может осуществляться государственными или негосударственными структурами (объединениями, фондами и т. п.). Примером таких проектов может служить проект АРИС (Поддержка осуществления сельскохозяйственной реформы), одним из
компонентов которого является проект создания в России ИКС для сельских товаропроизводителей.
Некоммерческая организация
Спонсоры (частные лица, коммерческие фирмы) помогают, как правило, развитию уже существующих направлений, фирм, организаций и служб, доказавших эффективность своей работы и целевое использование раннее выделенных средств. Информационно-консультационная деятельность в широком масштабе может финансироваться:
− государственными службами за счет налогоплательщиков;
− государственными службами в счет взимания налогов на некото-
рые сельскохозяйственные продукты;
− коммерческими службами, которые продают товаропроизводителям средства производства или покупают их продукцию и которые в отношениях с заказчиками также применяют распростране-
ние с.-х. знаний:
− ассоциациями товаропроизводителей, которые оплачивают консультационные услуги из своих членских взносов;
− негосударственными организациями, которые финансируются
− коммерческими компаниями для создания себе благоприятного импорта;
− негосударственными организациями, которые получают субсидии от государства или работают по контрактам с государством (с собственным или с иностранным).