Кодирование и декодирование
· Кодирование – это перевод информации (сообщения) в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Чтобы получатель понял информацию отправителя, необходим общий для них код, общая для них система знаков.
· Код - система условных знаков (символов) для представления информации, а так же для ее передачи, обработки и хранения. Самым распространенным и универсальным кодом в социальной коммуникации является наш язык, человеческая речь. Она представляет собой специфическую знаковую систему, в которой каждый знак имеет (а) форму и (б) значение.
· Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы, т.е. разные коды, знаки, формы. Их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств и др.
Способы кодирования позволяют по-разному представить информацию
· Декодирование – это процесс, противоположный кодированию, т.е. процесс восстановления содержания закодированной информации; процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения. Если это произойдет, то можно ожидать и запланированную реакцию получателя, т.е. нужный коммуникативный эффект. Однако то, как получатель расшифрует и поймет сообщение, зависит от ряда различных факторов: индивидуальных особенностей реципиента, языка кодирования, канала и контекста коммуникации, наличия промежуточных звеньев на пути получения информации и т.д.
Сообщение
· Обычно сообщение – это высказывание или текст. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема, фотография), физический предмет (архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, цветок в окне как сообщение о провале явочной квартиры и т. д.).
· Сообщение (меседж) на собственно коммуникативной стадии – это уже соответствующим образом закодированная информация, предназначенная для его получателя.
Канал коммуникации
· Наличие связи - необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась. Эту связь осуществляют каналы коммуникации.
· Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
· Коммуникационные каналы можно разделить на:
а) естественные - это каналы, использующие врожденные, естественно присущие человеку средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве.
Таких каналов два: вербальный (словесный) и невербальный (несловесный). Причем надо иметь в виду, что существует целый ряд невербальных каналов и средств передачи информации / сообщений. Кроме того,
б) искусственные каналы коммуникации – это линии телефонной, телеграфной, радиосвязи и пр.
Наряду с этой базовой классификацией есть и ее модифицированные и детализированные варианты, напр., следующая:
Другие классификации каналов представлена на схемах ниже:
· Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. Коммуникационные каналы есть материальная сторона социальной коммуникации.
· Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени.
· Под «средствами коммуникации» будем понимать способы кодирования сообщения (знаки, языки, звуки, жесты и т.д.) и технические средства кодирования (печатный станок, пишущая машинка, телефонный аппарат, радиопередающие и принимающие устройства, персональный компьютер и т.п.).