Стандарты обслуживания 6 страница
По желанию потребителей и в зависимости от типа используемого специализированного оборудования фотоотпечатки могут изготавливаться без белого поля.
Особые требования предъявляются к фотоотпечаткам для документов. Личные фотоснимки изготавливаются в черно-белом или в цветном изображении для бланков документов с защитной ламинирующей пленкой или без нее. Размеры и фотобумага фотографий должны соответствовать, требованиям, предъявляемым к личной фотографией соответствующими ведомствами. По требованию потребителей могут изготавливаться фотоснимки на документы с размерами, не предусмотренными в действующих нормативных документах на конкретные виды услуг.
На личных фотоснимках лицо фотографируется строго в анфас с мимикой (выражением), не искажающей его черты, без головного убора. Потребителям, носящим очки, не рекомендуется съемка в очках с тонированными стеклами.
Фотоизображение на личном фотоснимке должно быть четким, среднего контраста, с мягким светотеневым рисунком без бликов в изображении глаз. Задний фон должен быть светлее изображения лица, ровный, без полос, пятен и изображения посторонних предметов.
Фотоснимки должны быть выполнены только с технической ретушью негатива, не допускается искажение характерных особенностей лица, следов позитивной ретуши, в том числе химической. На фотоотпечатках для документов должна обеспечиваться нормальная устойчивость изображения в соответствии с требованиями нормативных документов органов МВД РФ.
Изображение на цветной обращаемой фотографической пленке при условии правильного экспонирования должно передавать объект съемки насыщенными цветами.
Контроль за процессом химико-фотографической обработки, фотографических пленок для автоматических фотолабораторий выполняется в соответствии с ГОСТ Р 52112-2003.
Фотоотпечатки на бумаге или различных изделиях, фоторепродукции, не соответствующие требованиям стандарта, возвращаются в повторную фотопечать.
Если при химико-фотографической обработке на пленке заказчика из-за нарушения технологии возникли дефекты, сервисная организация возмещает заказчику стоимость фотографического материала и обработки.
Если в процессе химико-фотографической обработки пленки на ней проявились скрытые дефекты, возникшие по вине заказчика во время фотосъемки, сервисная организация имеет право выдать потребителю неполный комплект фотоотпечатков.
Готовые фотоотпечатки, обработанные фотопленки, фоторепродукции выдаются потребителям в упаковке, соответствующей по размеру фотоотпечаткам.
Хранение обработанных фотопленок, фоторепродукций и фотоотпечатков осуществляется в сухом помещении при температуре 20-25°С. Необработанные фотографические пленки хранят при температуре 4-18°С. Не допускается хранение фотографических материалов вблизи отопительных приборов и под воздействием прямого солнечного света в одном помещении с химическими веществами.
Услуги парикмахерских удовлетворяют эстетические и гигиенические потребности людей, формируют привлекательную внешность человека путем создания красивой прически и косметического ухода за ногтями, кожей лица и тела.
Услуги оказываются в стационарных условиях в парикмахерских или с выездом на дом к потребителям.
Парикмахерские услуги оказываются парикмахерскими, салонами-парикмахерскими, салонами-парикмахерскими «Люкс», а также индивидуальными предпринимателями.
Потребителем парикмахерских услуг является человек, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских для личных нужд.
Услуги парикмахерских по технологическому признаку делятся на пять групп:
· услуги по уходу за волосами;
· услуги по уходу за кожей лица и тела;
· услуги по уходу за ногтями (маникюр, педикюр);
· массаж лица и шеи;
· постижерные работы.
Технологический процесс оказания услуг парикмахерских — это совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей людей, выполняемых в соответствии с технологической документацией на данный вид услуги. В технологическом процессе есть операции, обязательные для каждой группы услуг. Перед работой с каждым новым потребителем парикмахер или косметолог, оказывающий услугу, обязан вымыть руки с мылом. Исполнитель парикмахерских услуг должен проверить соответствие материалов требованиям качества, санитарным нормам и правилам, сроку годности.
Парикмахеры и косметологи при использовании материалов должны учитывать противопоказания к применению материалов и индивидуальные особенности потребителей, перед началом химической завивки, окраски волос, бровей и ресниц должны проверять кожу потребителя на чувствительность к используемым материалам в соответствии с технологией на данный вид услуг.
Услуги с использованием ультрафиолетовых лучей, воздействия высокой температуры должны оказываться только при наличии рекомендаций лечащего врача. Инструменты и приспособления перед началом работы дезинфицируются, белье подвергается санитарной обработке. При работе с каждым потребителем парикмахер должен использовать новое белье, повторное применение использованного белья не допускается.
Температура воды, используемой при оказании парикмахерских и косметических услуг, должна быть не менее 38 °С, но не более 50 °С. Для отдельных видов парикмахерских услуг температура воды устанавливается по технологии на данный вид услуг.
Материалы, составляемые по индивидуальному рецепту, должны иметь гигиеническое заключение.
Основная услуга парикмахерских — услуга по уходу за волосами, которая представляет собой физическое и химическое воздействие на волосы или кожу головы с целью удовлетворения эстетических и гигиенических потребностей человека.
Уход за волосами включает такие операции, как расчесывание волос, мытье, стрижка, завивка, укладка, окрашивание волос.
Расчесывание волос является первичной стадией любых операций, связанных с обработкой волос.
Мытье волос является операцией удаления загрязнений с поверхности волос. Мытье подготавливает волосы для последующих операций. Мытье волос выполняется с использованием шампуней, мыла, хны, эмульсий с лецитином. Основными приемами являются мытье вперед и мытье назад.
Укладка и завивка волос формируют элементы прически потребителя (пробор, волна, локон, букли, валик).
Основными способами укладки волос являются:
— укладка волос с применением бигуди и зажимов держится непродолжительное время, но при помощи бигуди парикмахер получает более естественную прическу, чем при всех других способах завивки;
— укладка воздушной струей (феном) позволяет получить за короткое время прическу, близкую к естественной, все виды завивки, причесок, оттяжку заломленных волос на голове и бороде, установку волос на темени при стрижках;
— горячая укладка при помощи щипцов обеспечивает наибольшее многообразие причесок, но требует от исполнителя большого профессионализма.
— Укладка холодным способом («пальцевая укладка») – после нанесения состава для укладки парикмахер расческой укладывает прическу;
Основными способами намотки являются: намотка от верхушки пряди и намотка от головы.
Стрижка волос — операция, являющаяся основой прически. Сейчас стрижка как самостоятельная операция выполняется редко. Ассортимент стрижек, предлагаемых парикмахерскими, насчитывает большое число фасонов. Наименования и фасоны многих стрижек получили названия в зависимости от стран происхождения (английская, польская, французская, канадская, русская и др.).
Основными видами стрижек являются контрастная (силуэтная) и неконтрастная (равномерная) стрижки.
Контрастная стрижка характеризуется резкими: переходами в длине волос, т.е. неравномерным укорачиванием (снятием) волос на различных участках волосяного покрова головы.
Неконтрастная стрижка предполагает отсутствие резкой границы в длине волос на различных участках головы.
Вид стрижки складывается из отдельных операций по обработке различных участков волосяного покрова. В зависимости от конкретной модели (фасона) парикмахер при стрижке применяет различные операции: сведение волос на нет, тушевку, филировку, окантовку, стрижку на пальцах, стрижку машинкой.
Контрастная стрижка включает сведение волос на нет, тушевку, филировку, окантовку. Все операции выполняются электрической или ручной машинками, простыми или зубчатыми ножницами, опасной и безопасной бритвами.
Машинки используются для первичного сведения волос на нет и окантовки, при стрижке наголо головы целиком или ее участков.
Простые ножницы используются при снятии волос "на пальцах" и сведении их на нет и филировки, сведения волос на нет и окантовки, а безопасные (филировочные) — для сведения волос на нет и филировки.
Услуга термической завивки волос обеспечивает один из наиболее распространенных продолжительных видов завивки. В парикмахерских выполняется паровая и электрическая завивка горизонтальным и вертикальным способами. Горизонтальная завивка основана на накручивании волос на стержень от концов к корням, вертикальная — спирально от корней к концам. Завивка производится с использованием специальных завивочных составов и бигуди, коклюшек.
Услуги химической завивки волос формируют долговечную крупную и мелкую, горизонтальную и вертикальную, а также прикорневую завивку. По сравнению с термической завивкой химическая завивка является менее сложной. Результат завивки зависит от способов навертки и размера коклюшек.
Химическая завивка включает следующие операции:
• подготовительные операции:
— подготовка инструментов и приспособлений для завивки;
— внешний осмотр кожи головы и волос;
— проверка кожи головы на восприимчивость к химическому составу для завивки;
— проверка состояния волос при смачивании их препаратом;
— мытье головы;
— стрижка;
· накручивание волос на коклюшки;
· смачивание препаратом для завивки;
· выдержка под аппаратом для обработки волос паром или утепляющим колпаком;
· ополаскивание водой;
· нейтрализация раствором уксусной или лимонной кислоты;
· завивка крашенных и обесцвеченных волос;
· фиксирование волос фиксажем.
Окрашивание волос — услуга, пользующаяся активным тросом потребителей. Окрашивание волос — это изменение цвета волос в сторону осветления, потемненения или появления оттенка.
Для окрашивания волос используются красители четырех групп:
· осветляющие, отбеливающие (перекись водорода, гидроперит, "Блондеран-Супра", "Блондеран-Виктория", пергидроль и нашатырный спирт);
· химические — окислительные жидкие и пастообразные красители фирм "Велла", "Л'Ореаль", "Ален Мак" и др. наиболее часто применяются "Лондаколор", "Поликолор",
Импрессия", "Легенда", "Реситаль", "Силк-н-колор", "Поликолор", крем-краска "Лонда", краска "Риоль", "Гамма";
· тонирующие, оттеночные (физические), не взаимодействующие с кератином волос, изменяющие оттенок волос (нюансировка);
· растительные естественные (экстракт синего сандала, индиго, ренг, сумах, катеху ("японская земля" и дубильныерешки), хна.
Основными технологическими приемами окраски волос являются мелирование, блондирование и колорирование.
Мелирование — это осветление выборочных прядей. Давно известно два классических способа, это мелирование "на папочку" и мелирование "на фольгу". Первый: способ дает визуальный эффект осветления волос на несколько тонов, очень освежает лицо за счет множества осветленных тоненьких прядок. При втором способе мелирования вы можете варьировать ширину и расположение прядей, это даже позволяет корректировать форму лица.
Мелирование с окрашиванием в медный цвет корневой части волос, темный — средней, концов волос — в светлый дает эффект зрительного удлинения волос.
Блондирование — это обработка волос осветляющими средствами (пероксидом водорода), которая производится для обесцвечивания волос, осветления их до определенного цвета или разрыхления рогового слоя волос с незначительным осветлением пигмента.
Моделирование прически является частью парикмахерского обслуживания. Прически создаются для придания аккуратной, красивой и привлекательной внешности мужчинам и женщинам. Прически разделяются на мужские и женские, а также на бытовые (повседневные), вечерние, свадебные, для торжественных и официальных мероприятий и др.
При выборе фасона и формы прически парикмахером учитываются особенности внешности человека (рост, полнота, форма и особенности строения лица и др.), возрастные и индивидуальные особенности человека, направления моды, характер работы и др. Прическа моделируется таким образом, чтобы подчеркивались природные достоинства лица, скрывались недостатки.
Все прически по направленности линий подразделяются на пять типов: обратный (линии волос направлены от лица к затылку), ацентрический (линии волос направлены от определенного центра по росту волос в разные стороны), концентрический (линии направлены от лица, висков, затылка к макушке), фронтальный (линии волос направлены от затылка к лицу), индивидуальный (выполненная с учетом индивидуальных особенностей потребителя).
При моделировании причесок используются компьютерные технологии. С помощь ю цифровой камеры делается изображение лица потребителя и вводится в программу персонального компьютера. Прикладная программа позволяет моделировать различные варианты причесок и
макияжа, подбирать наиболее подходящий потребителю вариант.
Кроме стрижки волосе, потребителям предлагаются услуги по бритью головы и лица.
Технологический процесс бритья включает:
· подготовительные работы (дезинфекция инструментов,
мытье рук, укрывание потребителя салфеткой, приготовление мыльной пены);
· процесс бритья (нанесение пены н а лицо и голову, бритье вдоль направления роста волос , вторичное нанесение пены, бритье против направления роста волос);
· заключительные работы (удаление остатков мыльной пены, снятие салфеток).
Стрижка усов и бород позволяет с ох ранить привлекательность и стиль, скрыть дефекты лица потребителя. Кроме стрижки, выполняются оттяжка и завивка усов. Техника стрижки длинных, коротких и фигурных усов и бород различается. При стрижке бород и усов учитываются особенности формы лица, носа, форма и полнота губ, тип глаз, рост человека и др.
Услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга) — это физическое и химическое воздействие на кожу лица и тела, брови и ресницы человека в целях омоложения, а также придания лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики для удовлетворения эстетических потребностей человека в соответствии с модой. Исполнители услуг по уходу за кожей лица и тела должны иметь специальное профессиональное и медицинское образование не ниже среднего.
Для ухода за кожей лица используются маски. Использование масок требует предварительного изучения типа кожи, ее чувствительности и физиологических особенностей человека. Маски применяются косметологами только в соответствии с инструкцией по использованию.
Услуга по уходу за ногтями (маникюр, педикюр) — это физическое и химическое воздействие на ногти и кожу кистей рук, стоп для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей людей. Услуги по уходу за ногтями и кожей кистей рук (маникюр) и уходу за ногтями и кожей стоп (педикюр) должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам (использование кровоостанавливающих препаратов, стерилизаторов и т. д.).
В качестве одной из парикмахерских услуг потребителям предлагается массаж. Массаж — физическое воздействие для омоложения лица и шеи потребителя. При оказании парикмахерских услуг может выполняться услуга по массажу головы. Массаж снимает усталость, головную боль.
Массаж лица и шеи, косметические услуги могут осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и с учетом индивидуальных особенностей людей.
Постижерные услуги позволяют потребителям, страдающим сильным поредением или полным выпадением волос, предохранять голову от внешних воздействий и скрыть недостаток волосяного покрова искусственными волосами. Постижерные работы — это изготовление и ремонт париков, накладных усов, бород, бакенбард, полупариков, накладок, кос, шиньонов и украшений из волос по индивидуальным заказам потребителя.
Постижерные услуги выполняются по техническим описаниям и образцам-моделям, изготовленным из натурального и синтетического материала (волос) в соответствии с нормативными документами.
В качестве материалов для изготовления волос используются длинные женские волосы, срезанные или вычесанные. Наиболее качественными являются срезанные волосы. Вычесанные волосы требуют более тщательной обработки. Волосы длиной от 46 до 80 см используются для кос и париков с длинными волосами, длиной от 15 до 45 см — для париков и различных добавлений к изделиям из искусственных волос, волосы длиной менее 15 см — для различных накладок.
Кроме того, используется волос животных, в основном шерсть ангорских коз и яков, а также искусственные волосы из целлюлозы и полиамидных волокон. Полиамидные волокна имеют более низкую цену, чем волосы человека, но обладают неестественным блеском, более низкой прочностью и упругостью.
Основными инструментами и приспособлениями для изготовления париков являются тресбак (устройство для тресования — натягивания нитей) и карда (инструмент для первичной обработки остриженных волос — из расчесывания и перемешивания).
Разновидностью постижерных услуг является изготовление шиньонов. Шиньоны различаются по форме основания, размерам, длине волос, конструктивным особенностям построения.
Постижерные услуги включают в себя уход за изделиями из натуральных и искусственных волос, в частности, чистку, мытье, окраску, химическую завивку, стрижку, укладку, оформление прически.
Услуги могут предлагаться потребителям в комплексе, Предложение комплекса технологически совместимых услуг стрижка, косметические услуги, маникюр, педикюр.
Дополнительные услуги парикмахерских включают предложение потребителям прохладительных напитков, кофе и р., оказание консультационных услуг и реализацию сопутствующих товаров и косметических средств.
Парикмахеры и косметологи должны иметь специальное профессиональное образование и аттестацию в соответствии квалификацией.
Транспортные услуги (автотранспортные услуги, слуги по перевозке багажа и транспортировке грузов, информационно-справочное обслуживание) удовлетворяет потребности населения в перевозке пассажиров, их багажа, грузов на ближние и дальние расстояния.
Транспортные услуги оказываются на основе материально-технической базы, в которую входят транспортные средства, средства обслуживания транспорта, оборудование по ремонту, помещения для стоянки и ремонта транспорта.
Непосредственными исполнителями транспортных услуг являются лица, имеющие право на вождение и перевозку пассажиров и грузов, мастера по обслуживанию и ремонту транспорта и оборудования.
Транспортные услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. № 5 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации" (С изменениями, в ред. постановления Госстандарта РФ от 25 октября 2000 г. № 72).
Оказание транспортных услуг осуществляется по предварительной заявке (или без нее), с оформлением договора на обслуживание. Услуги по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции.
Транспортная услуга — результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Транспортные услуги классифицируют на группы и виды.
Транспортные услуги подразделяются на три группы:
· услуги пассажирского транспорта;
· услуги грузового транспорта;
· услуги транспортной экспедиции.
Транспортное обслуживание — процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Транспортный сервис — набор транспортных услуг, предоставляемых при перевозке грузов и пассажиров.
Кроме основной транспортной услуги, потребителям предлагаются сопутствующие услуги.
Сопутствующая услуга — услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой, например, услуги питания и связи.
Транспортные услуги оказываются с использованием транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт),
обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов РФ.
Исполнитель транспортной услуги — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевоз-си, которое предоставляет услуги.
Потребитель транспортной услуги — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевоз-си, которое использует услугу.
• Услуги пассажирского транспорта подразделяются на
лесть видов:
· услуги пассажирского железнодорожного транспорта;
· услуги пассажирского речного транспорта;
· услуги пассажирского морского транспорта;
· услуги пассажирского воздушного транспорта;
· услуги пассажирского автомобильного транспорта;
· услуги пассажирского городского электрического транспорта.
Пассажирские перевозки — транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. Люди, перемещающиеся с использованием транспортных средств, являются пассажирами.Пассажир — физическое лицо, имеющее договор (билет) перевозки.
• Вторая группа транспортных услуг — услуги грузового транспорта. Выделяют пять видов услуг:
· услуги железнодорожного транспорта;
· услуги речного транспорта;
· у слуги морского транспорта;
· услуги воздушного транспорта ;
· услуги автомобильного транспорта.
Грузовые перевозки — это транс портные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки. При оказании услуг грузовой перевозки существуют отправляющая груз и принимающая стороны.
Грузоотправитель — потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.
Грузополучатель — потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.
Транспортные услуги оказываются на основе договора перевозки. Договор перевозки — документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.
• Третья группа транспортных услуг — транспортная экспедиция.
Транспортная экспедиция — это транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором.
К основным видам услуг транспортной экспедиции относятся:
· информационные услуги;
· услуги по оформлению документов;
· услуги по обработке грузов;
· прочие услуги транспортной экспедиции.
Предприятие или специалист, организующие и предоставляющие транспортные услуги при грузовых перевозках, называются экспедитором.
Подробно рассмотрим транспортные услуги на примере услуг пассажирского автомобильного транспорта.
Услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на:
· услуги по непосредственному перемещению пассажи
ров и багажа с использованием автотранспортных средств;
· услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.
По регулярности осуществления услуги по перевозке бывают регулярные и нерегулярные (разовые).
В зависимости от степени участия пассажира в установлении параметров перевозки услуги могут быть следующий:
— пассажир определяет маршрут, места остановки и время отправления;
— пассажир определяет места остановки, а маршрут и расписание движения установлены заранее;
— пассажир не принимает участия в определении параметров перевозки, поскольку они установлены заранее.
В зависимости от вида сообщения, перевозки могут быть городскими, пригородными, междугородными и международными.
По назначению услуги по перевозке подразделяются на перевозки общего пользования и специальные перевозки (перевозки специально организованных групп людей).
В зависимости от видов используемых автотранспортных средств услуги по перевозке подразделяются следующим образом:
— перевозки автобусами;
— перевозки легковыми автомобилями (в том числе легковыми таксомоторами);
— перевозки грузовыми автомобилями, специально оборудованным для перевозки пассажиров.
Услуги, не связанные с перемещением пассажиров багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:
— услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.);
— информационные услуги (предоставление зрительной
звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.);
— оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;
— предоставление санитарно-гигиенических услуг;
— услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).
Общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта включают:
— требования к управлению процессом оказания услуг;
— требования к процессу оказания услуг;
— требования к результату оказания услуг.
В состав персонала предприятия, оказывающего транспортные услуги, входят специалисты:
— по безопасности дорожного движения при оказании услуг;
— по организации перевозок;
— по поддержанию автотранспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечению Профессиональной пригодности персонала, организации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
— водители;
— диспетчеры, механики (мастера) колонн, отрядов, механики отделов технического контроля и т. д.
Руководители и специалисты, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения при оказании услуг, должны иметь высшее или среднее специальное образование автомобильного профиля либо пройти специальную квалификационную подготовки
установленном порядке, а также иметь документальное подтверждение о происхождении аттестации на соответствие должности.
Процесс оказания услуги включает процедуры организационно – технологической подготовки и технологического процесса оказания услуги, связанного с непосредственным взаимодействием исполнителя с потребителем услуги по перевозке (пассажиром).
Сервисная деятельность по предоставлению автотранспортных услуг требует организационно-технологических возможностей для обеспечения хранения автотранспортных средств, их технического обслуживания и ремонта, своевременного проведения государственных технических осмотров, предрейсовыгх и послерейсовых технических осмотров, приобретения запасных частей и материалов, экипировки, информационного обеспечения и т. п.
Технические средства и документальное обеспечение услуг включают:
— автотранспортные средства;
— горюче-смазочные материалы;
— средства для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств;
— средства диспетчерской связи, оборудование, оснащение и документация (путевые листы, графики работы водителей);
— журналы прохождения инструктажей и медицинских осмотров водителей, технических осмотров автотранспортных средств, учета и анализа схода автотранспортных средств с
линии, учет .а обнаруженных недостатков в организации движения и состоянии дорог, улиц и искусственных сооружений и т. п.);
— оборудование маршрутов линейными сооружениями и
их информационное обеспечение.
Сервисная деятельность включает:
— предрейсовое (послерейсовое) обслуживание;
— посадку (высадку) пассажиров и погрузку (выгрузку) багажа;
— перевозку пассажиров и багажа.
Предрейсовое (послерейсовое) обслуживание включает работы по своевременному информационному обслуживанию пассажиров (потребителей), информацию о времени и местах отправления (прибытия) автотранспортных средств, маршрутах следования и т. п., создание удобства заключения договоров перевозки, приобретения проездных документов, резервирования мест.