Инь-ян и пять элементов: китайский взгляд на природу

Древняя китайская философия, на которой базиру­ется акупунктурная терапия (как, впрочем, и многие другие области медицины), - это уникальная система взглядов на отношения человека с окружающей Все­ленной. Китайцы рассматривают человека как микрокосм, находящийся во вселенском макрокосме. Те же за­коны, которым подчиняется внутренняя деятельность организма человека, определяют и движение вселен­ских энергетических потоков. Одним из фундаменталь­ных понятий китайской теории энергетического потока является ци — тонкоэнергетическая субстанция, кото­рая пронизывает Вселенную и поступает в тело из окружающей среды. Китайцы предполагают, что ци не только подпитывает тонкой энергией все внутрен­ние органы, но и участвует в формировании клеточной структуры организма. В древних индийских текстах эта энергетическая субстанция называется прана. Од­ним из ее источников является солнечное излучение (в невоспринимаемой человеком части спектра). На про­тяжении всей жизни мы постоянно подвергаемся неви­димому облучению, создаваемому разнообразным виб­рационным окружением, начиная с обычных радио- и телевизионных частот и кончая тонкоэнергетическими излучениями Солнца. Многие древние культуры покло­нялись Солнцу и его целительным лучам, поэтому воз­никает вопрос: не обладали ли они знанием о тонко­энергетическом влиянии ци и праны?

Согласно китайским представлениям, энергия ци аб­сорбируется человеческим телом через входы, располо­женные на коже. Это и есть точки акупунктуры, явля­ющиеся окончаниями находящейся глубоко под наруж­ным покровом системы меридианов. Снабжение орга­нов человеческого тела энергией ци происходит посред­ством двенадцати пар меридианов. Каждая пара ассо­циирована с определенной системой органов. Другое ос­новополагающее учение китайской философии — идея энергетической полярности, выраженная через поня­тия инь и ян, которая в определенном смысле является предшественницей современного принципа дополнительности. Двойственная корпускулярно-волновая при­рода вещества - своего рода загадка инь-ян современ­ной физики.

Нэй цзин утверждает, что "вся Вселенная есть не что иное, как осцилляция сил инь и ян". Ян — мужское начало, активное и творческое, связанное с Солнцем, светом и созидающими основами жизни. Инь ~ женское начало, пассивное, деструктивное, свя­занное с Луной, темнотой и смертью. Дуалистический принцип инь-ян распространяется на все стороны жиз­ненных циклов и космических процессов. Эти, на пер­вый взгляд противостоящие друг другу начала отра­жают перетекание энергии между противоположными полюсами, что необходимо для достижения состояния устойчивого динамического равновесия в непрестанно меняющейся Вселенной. Чтобы было рождение, долж­на существовать и смерть, которая в свою очередь необ­ходима, чтобы кто-то смог родиться вновь, как это на­блюдается при реинкарнации, а также при эволюции звезд. Многочисленные комплементарные (но не тож­дественные друг другу) измерения, которые описыва­ются через категории инь и ян, представляют собой от­ражение позитивных и негативных полярностей энер­гий сознания. Интересное воплощение этого принципа наблюдается в различных комплементарных аспектах сознания, выраженных через правое и левое полуша­рия головного мозга. Левое полушарие - зона логичес­кого мышления, в нем сосредоточены аналитические, математические, линейные и вербальные возможности человека. Правое полушарие - эмоциональная зона ко­ры головного мозга, связанная с художественными, эс­тетическими, пространственными и интуитивными способностями. Для получения целостного взгляда на мир человеку необходимы обе половины мозга.

Китайская философия рассматривает здоровый об­раз жизни как следствие равновесного баланса сил инь и ян. Поддержание идеального баланса — путь к совер­шенному здоровью ума, тела и духа, а дисбаланс этих полярных начал (или энергий) приводит к дисгармонии и болезни физического тела. Возможность энергетиче­ской дисфункции на физическом уровне заключена в

парности меридианов тела. К каждому органу энерге­тический поток поступает через две системы меридиа­нов. Равномерный приток энергии ци через правый и левый меридианы тела отражает фундаменталь­ную дихотомию инь-ян, то есть необходимость баланса полярностей энергий, поступающих в отдельные систе­мы органов. Патологические изменения органов возни­кают вследствие дисбаланса в потоках энергий мери­дианов.

Дисгармония в человеческом организме может иметь место и на многих надфизических энергетиче­ских уровнях, как было показано при рассмотрении эфирного, астрального и ментального планов. Дисба­ланс в энергиях ментального плана проникает через нижние октавы астральных и эфирных энергий и про­является в физическом теле через физико-эфирное взаимодействие. Возможность перетекания эфирной энергии обеспечивает система акупунктурных мери­дианов. По меридианам распространяются тонкие магнитные энергии ци, которые поддерживают в долж­ном порядке метаболизм клеточной структуры каж­дой отдельной системы органов.

Работы Ким Бон Хана (о каналах тубулярной систе­мы, соответствующих классическим акупунктурным меридианам) показали, что при перекрывании мери­дианов печени происходит дегенерация ее клеток. Это наглядно демонстрирует, что дисбаланс в тонком энер­гетическом потоке (через искусственно вызванный де­фицит энергии) может привести к патологическим из­менениям на физическом (клеточном) уровне. Характе­ристики тонких энергий ци крайне сложно измерить, однако имеются косвенные данные о наличии некой системы энергетических каналов, связывающих мери­дианы и точки акупунктуры.

Электрическое сопротивление кожи в акупунктур­ных точках, расположенных вдоль ее поверхностных меридианов, в десять раз ниже, чем у окружающих тканей. Измерение величины этого сопротивления при по­мощи специального электронного прибора (усилителя постоянного тока) показывает, что параметры точек меняются в зависимости от физиологического и эмо­ционального состояния человека. Российские исследо­ватели доказали, что во время сна или под гипнозом могут наблюдаться значительные изменения электри­ческого сопротивления акупунктурных точек. Кроме того, специфические отклонения от нормы параметров точек, расположенных вдоль определенных меридиа­нов, соответствуют конкретным заболеваниям и позво­ляют поставить диагноз.

Меридианы можно рассматривать в качестве энер­гетических цепей, соединяющих поверхностные точки акупунктуры с внутренними органами. Для здоровья организма чрезвычайно важно, чтобы через эти цепи проходил энергетический поток достаточной мощности, а между самими цепями соблюдался строгий баланс. Энергетический поток, питающий внутренние органы тела, - это поток энергии ци, проходящий через двенад­цать пар меридианов. Он обладает циклическими свой­ствами и отражает врожденные биологические ритмы и циклы, имеющие тонкоэнергетическую природу. Со­гласно китайской теории "пяти элементов" четко очер­ченные циклы, регулирующие прохождение по телу по­токов тонкой энергии, представляют собой ритмы энер­гетического взаимодействия между пятью элементами. Вся энергия и все вещество связаны с одним из них: ог­нем, землей, металлом, водой и деревом. Взаимодейст­вие между ними определяется двумя фундаменталь­ными циклами.

Инь-ян и пять элементов: китайский взгляд на природу - student2.ru В первом из них, известном как Цикл Порождения (иногда его называют Циклом Созидания или Законом Матери-Сына), каждый элемент генерирует (порожда­ет) последующий и подпитывает его энергетическим потоком. Огонь порождает землю, сжигая дерево: пепел превращается в землю. Земля порождает металл: металлические руды находят в земле.

Рисунок 19

Наши рекомендации