Бюджет информационного агентства
Как и другие СМИ, российские информационные агентства делятся на государственные и негосударственные (коммерческие). Это сказывается на структуре и составе их бюджета, его расходных и доходных статьях, их значении и удельном весе. На формирование и исполнение этого бюджета воздействуют те же факторы, которые влияют на бюджеты других СМИ, в частности тип информационного агентства, его специализация, размеры региона распространения его информации.
Если крупнейшие общенациональные и региональные агентства – ИТАР-ТАСС, РИА-«Новости», «Интерфакс» и другие – производят универсальную информацию, освещающую все стороны жизни общества на всей территории России и за ее рубежами, то другие агентства – АЭН (Агентство экономической информации), «Прайм», «ПАЛ-Информ», АК&М и т.п. – специализируются на подготовке и распространении деловой, коммерческой, спортивной или иной информации, относящейся к какой-либо определенной сфере или области жизни. Эту информацию приобретают все СМИ, но в первую очередь специализированные издания: деловые или спортивные газеты и журналы, банки и финансовые компании, фирмы и предприятия.
На бюджете агентства сказывается и размер региона распространения его информации. Большинство потребителей информации регионального агентства нередко сосредоточено в границах той области или республики, в центре которой оно находится. С другой стороны, такое агентство часто становится единственным источником информации о событиях, происходящих в этом регионе. Тогда его информацию приобретают крупнейшие общенациональные агентства.
В расходной части бюджета агентства меняется значение некоторых ее статей. Так, возрастают расходы, связанные с оплатой труда штатных собственных корреспондентов, от которых зависит непрерывное поступление информации. Эту статью дополняют расходы на оплату нештатных корреспондентов и информаторов, нередко дающих агентству эксклюзивную информацию.
Эффективность деятельности агентства в немалой степени зависит от обеспечения непрерывной оперативной связи его центрального аппарата с корреспондентами и другими поставщиками информации, а также оперативной связи с потребителями его информации – редакциями крупнейших газет, телерадиокомпаниями и общенациональными информационными агентствами. Это приводит к необходимости увеличения средств, направляемых на приобретение новой техники и ее полноценное использование.
Основной доход агентство получает от продажи его информации. Но если он не покрывает расходов агентства, ему приходится искать дополнительные финансовые источники. В такой ситуации некоторые агентства берутся за информационное обеспечение политических кампаний, проводимых в период подготовки и проведения выборов в законодательные собрания Российской Федерации и ее регионов. Они выполняют заказы политических партий и движений, обслуживая своей информацией кампании выдвижения и выборов их кандидатов. Определенный доход агентство может получить и от участия в рекламной кампании, связанной с выходом на рынок продукции какой-либо фирмы или предприятия.
Свой доход агентство может увеличить, реализуя новые проекты. Например, учреждение и выпуск нового вестника или бюллетеня для какой-либо целевой аудитории – медицинской прессы или национальных изданий и т.п.
В результате примерный бюджет информационного агентства получает следующую структуру (с учетом типа и особенностей агентства).
Бюджет информационного агентства
Расходная часть
1. 1. Фонд оплаты труда работников агентства, в частности его штатных собственных корреспондентов.
2. 2. Оплата информации, получаемой от нештатных корреспондентов и информаторов.
3. 3. Приобретение расходных материалов и энергии для обеспечения Деятельности агентства.
4. 4. Расходы, связанные с обеспечением связи с собкорами агентства и потребителями его информации.
5. 5. Приобретение и обновление новой техники и ее обслуживание.
6. 6. Расходы, связанные с обеспечением условий для работы сотрудников агентства: помещения, транспорт и др.
7. 7. Приобретение информации у других СМИ.
8. 8. Бюджет маркетинга.
9. 9. Реализация новых проектов.
10. 10. Отчисления в федеральный и местный бюджеты.
11. 11. Отчисления учредителю и издателю.
12. 12. Отчисления руководящей структуре медиахолдинга (если агентство входит в холдинг).
Доходная часть
1. 1. Дотация из федерального бюджета (важнейшая доходная статья только у государственного агентства).
2. 2. Дотация учредителя (у негосударственного агентства).
3. 3. Спонсирование руководящей структурой медиахолдинга (если агентство входит в холдинг).
4. 4. Доход от продажи информации другим СМИ в России и за рубежом.
5. 5. Доход от других видов информационной деятельности.
Прибыль
Резюме
Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства имеет ту же структуру, что и бюджет редакции печатного периодического издания. Содержание его расходной и доходной частей определяется особенностями СМИ, его типом, разделением на государственные и негосударственные (коммерческие) СМИ, рыночной конъюнктурой.
Для государственной телерадиокомпании важнейшими расходными статьями, кроме отчислений в федеральный бюджет, по соцстраху и т.п., являются оплата сигнала передающему техническому центру, приобретение информации и программ, подготовленных другими компаниями и зарубежными СМИ, и др. Такая компания дотируется из федерального бюджета. Кроме того, она получает доход от публикации рекламы и продажи ее информации другим компаниям.
Расходы негосударственной производящей компании связаны с оплатой труда авторам и исполнителям программ и фильмов, которые она готовит, и с приобретением времени у вещательной компании. Ее основной доход – от продажи программ вещательным компаниям. К нему могут присоединяться дотация от учредителя и финансовая поддержка информационного холдинга, если компания в него входит.
В бюджете негосударственной вещательной компании основные расходные статьи связаны с приобретением программ у производящих компаний и с оплатой сигнала передающему техническому центру. Важнейший доход такой компании приносят публикация рекламы и продажа информации другим компаниям и зарубежным СМИ. К нему присоединяется доход от реализации информационных и других проектов.
Особенности бюджета информационного агентства также во многом определяются его типом. В России действуют государственные и негосударственные агентства. Крупнейшие общенациональные агентства представляют на рынок универсальную информацию. Многие негосударственные агентства специализируются на производстве экономической, спортивной, медицинской и другой информации, освещающей события и процессы в какой-либо области жизни общества. Конкуренция между агентствами побуждает некоторые из них искать дополнительные источники доходов, обеспечивая информационное обслуживание рекламных, коммерческих и политических кампаний.
Среди важнейших расходных статей бюджета информационного агентства – оплата его персонала, в частности собственных корреспондентов и информаторов, обеспечение технической связи с ними, расходы, связанные с основанием новых вестников и других изданий, и др. Доходные статьи бюджета включают дотацию из федерального бюджета (только у государственного агентства), выручку от продажи информации и от других видов деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. 1. Какими факторами определяются особенности структуры и содержания бюджета телерадиокомпании и информационного агентства?
2. 2. Каковы важнейшие расходные статьи государственной телерадиокомпании?
3. 3. Какие источники ее доходов и прибыли вы знаете?
4. 4. С чем связаны расходы негосударственной производящей телерадиокомпании? От чего она получает доходы?
5. 5. Чем различаются бюджеты производящей и вещательной телерадиокомпаний?
6. 6. Определите важнейшие расходные и доходные статьи негосударственной вещательной телерадиокомпании.
7. 7. Какое значение для бюджета телерадиокомпании или информационного агентства имеет их вхождение в медиахолдинг?
8. 8. Каковы особенности бюджета информационного агентства?
9. 9. Какие факторы влияют на формирование бюджета информационного агентства? Назовите его важнейшие расходные и доходные статьи.
ГЛАВА 16.