Классификация как метод товароведения
Классификация — разделение множества объектов (товара) на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Целью классификации является систематизация, а также
идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация
достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как
установление тождественности наиболее существенных признаков
возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для
группировок или объектов классификации.
Различают две разновидности метода классификации:
иерархический; фасетный.
Иерархический метод — последовательное разделение
множества объектов на подчиненные классификационные группировки.
Особенностью иерархического метода является тесная связь между
отдельными классификационными группировками, выявляемая через
общность и различия основополагающих признаков. Основой деления
множества на подмножества по основополагающему для данного этапа
признаку является ступень классификации.
Рис. 1. Иерархический метод классификации
Ступень классификации — этап классификации при иерархическом
методе, в результате которого получается совокупность
классификационных группировок.
Каждая ступень и группировка выделены по своему осново-
полагающему признаку. Различия между группировками заключаются в
разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков —
ответственная операция деления множества, от которой во многом
зависит конечный результат. Такой выбор должен базироваться на
целевом назначении классификации.
Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.
На рис. 1 глубина классификации иерархическим методом равна 3.
Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике
такая классификация чересчур громоздка и запутанна, многие низшие
ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое
применение классификации. Поэтому на практике глубина
классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина
применяется во многих классификаторах.
При необходимости увеличить число признаков применяют
фасетныйметодклассификации — параллельное разделение
множества объектов на независимые классификационные группировки.
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не
связанымежду собой. Разныеклассификационные группировки при фасетном методе независимы и неподчиняются друг другу (рис. 6). Благодаря этому фасетнаясистемаотличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число
признаков и группировок, что создает определенные удобства при
использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть
увеличена путем выделения общих и частных классификационных
группировок.
Примером фасетного метода может служить классификация вин: по
срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные;
по цвету — белые, розовые, красные; по технологии — тихие, игристые.
Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке,
по изготовителям и т. п.
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей
метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на
подмножества. Общим правилом для иерархического и фасетного
методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.
К специфичным правилам классификации объектов при
иерархическом методе относятся:
1. Первоочередность наиболее общих признаков при делении
множества на подмножества.
2. Использование на каждой ступени только одного признака,
имеющего принципиальное значение для этого этапа.
3. Разделение объектов последовательно — от большего к
меньшему, от общего к частному.
4. Выбор из множества признаков одинаковой степени общностинаиболее существенного.
5. Необходимость установления оптимального числа признаков и
ступеней, а также глубины.
Специфичными правилами фасетного метода являются:
1. Примерно одинаковая значимость и независимость ис-
пользуемых классификационных признаков.
2. Отсутствие общности классификационных признаков.
3. Возможность дополнения количества признаков
Кодирование товаров
Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код — знак или совокупность знаков, применяемых дляобозначения классификационной группировки и/или объектаклассификации.
Целью кодирования является систематизация объектов путемих классификации, идентификации, ранжированияи присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти ираспознать любой объект среди множества других.
Правила кодирования состоят в следующем:
• код должен иметь определенную структуру построения;
•код может быть выражен с помощью различных, заранее
обусловленных знаков;
•код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют
цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховойалфавиты кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются цифры. Например, консервам Молоко сгущенное Об-
щероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен код 67.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в
Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохо-
зяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой
промышленности — Н.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками
которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи — С4.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого
являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в
виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA,
широко применяемые в международной практике