ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. По дисциплине «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»
ЗАДАНИЕ К ЗАЧЕТУ
По дисциплине «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»
(преподаватель Ничагина Анна Владимировна)
· Выберите одну тему и напишите по ней эссе*, объемом 2-3 страницы.
· Составьте свой «портрет» на основании методик профориентации (см. тему № 14).
· Подготовьтесь к выступлению по результатам своей работы (5 мин).
СПИСОК ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Тема | ФИО студента |
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. | |
1. Теоретические разработки Ф. Тейлора и А. Файола. Концептуальная основа профориентации. | |
2. Первые психологические тесты. Первое применение в школах. | |
3. Понятие профориентации, субъекта труда. | |
4. Классификация мотивов выбора профессии: "Внешние" мотивационные факторы (факторы давления, факторы "притяжения-отталкивания", факторы "инерции"). | |
5. Классификация мотивов выбора профессии: "Внутренние" мотивационные факторы (собственные мотивационные факторы профессии, условия труда, возможности профессиональной сферы для реализации личных целей). | |
6. Некоторые результаты исследований по профориентации. | |
ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ. | |
7. Основные направления и принципы государственной политики. | |
8. Основные направления развития системы профориентации: профинформация, профвоспитание, профдиагностика, профконсультация, профотбор, профтрудоустройство, профадаптация. | |
ТЕМА 3. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ) | |
9. Профориентация, профконсультация, профессиография. Три уровня методологии. | |
10. Специфические и общепедагогические принципы профориентации. | |
11. Концепции и теории профконсультации и роли профконсультантов Франка Парсонса, Дж. Крумбольца и Р. Киннера, Е. Герра, Н. Гисперса и И. Мура, А. Маслоу, Фукуяма, Д. Сьюпера. | |
12. Теория индивидуальности, Теория возрастного развития. | |
13. Личностные особенности оптантов с различными уровнями интеллекта и творческих способностей (по Wollach и Pogan 1965), А.Н. Лук, Е.А. Климов, В.И. Андреев. | |
14. Методы и методики профориентации. (Методика Д.Голланда и Р.Кэттела, Мотивы выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С.Пряжникова и Е.А.Климова, "КОС", Методика Г.Айзенка, Тест К.Томаса) | |
15. Формы и методы профориентации: основные, активизирующие деятельность, методы изучения личности. | |
ТЕМА 4. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. | |
16. Сущность и результат профессионального самоопределения. | |
17. Система работы профконсультантов. | |
18. Типы профессионального самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. | |
19. Пять уровней самореализации человека. | |
20. Психологические "пространства" профессионального самоопределения. | |
21. Жизненные сценарии и жизненные стратегии Э. Берна. Создание сценария. | |
ТЕМА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ. | |
22. Разнообразие мира профессий. Классификации профессий. | |
23. Специальность, квалификация, должность, труд, профессия. Продукты профессионального труда, орудия и средства труда. | |
24. Двенадцать традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой. | |
25. Стиль и типы деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. | |
26. Основные направления организации профессионального консультирования. | |
27. Проектирование профессионального жизненного пути, "выбор профессии". Профессиональный выбор. | |
28. Индивидуальная ситуация выбора профессии. | |
29. Личный профессиональный план как результат профконсультации. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
* Эссе - это краткая письменная творческая работа студента на определенную тему. Основная цель написания эссе - раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться возможными примерами."
Эссе не имеет особой структуры, как например научная, исследовательская работа, реферат либо курсовой проект. Конечно же, если вы пишете эссе впервые, то следует рассмотреть, хоть один вариант структуры, чтобы знать, как структурировать свои мысли и удачно написать свое эссе.
Данная структура призвана направить ваши мысли в правильное русло при структурировании эссе. Обязательным и основным условием при написании эссе, является наличие темы, которая является заглавием Вашей работы.
· Титульный лист заполняют по единой форме, принятой в учебном заведении.
· Введение – здесь следует изложить суть, цель и обоснование выбора темы. Введение состоит из связанного логически и стилистически ряда компонентов. На данном этапе Вы должны четко сформулировать вопрос, ответ на который Вы намерены изложить в ходе раскрытия темы эссе.
· Основная часть – эта часть предполагает полное раскрытие и аргументацию основной проблемы, изложение основного вопроса. Важно знать, что один параграф должен содержать только одно утверждение, которое выделяют заголовком, и, конечно же, соответствующее доказательство, что можно разнообразить графическим и иллюстрированным материалом.
· Заключение – в этом пункте обычно излагаются собственные обобщения и выводы, вытекающие из рассмотрения темы. Так же эссе может содержать указание на применение исследования, которое не исключает взаимосвязь с иными проблемами.