Модель информационных отношений в системе электронной коммерции
Схема электронной коммерции состоит из следующих основных процессов: доступ к информации, заказ на товар или услугу, оплата счета, выполнение заказа, послепродажное обслуживание, издержки.
Исследование модели информационных отношений в динамической системе позволяет не только определить структуру основных информационных процессов, но и показать значение параметров динамической коммуникации для построения наиболее эффективной бизнес-системы.
Системы электронного бизнеса для двух основных классов: В2В и В2С имеют различные организационные решения. Фирмы используют Интернет для деловых операций иначе, чем потребители. Они точно знают, что им нужно, и они должны решить проблему снабжения в сжатые сроки и не могут тратить много времени на поиск в Интернете нужного товара. Рассмотрим каждое решение в отдельности.
Среди основных признаков систем класса В2В можно указать следующие:
· автоматический шлюз в Интернете из информационной системы, поддерживающий бизнес-процесс предприятия;
· бесшовная интегрированность ввода/вывода данных в бизнес-процесс организации;
· наличие единого стандарта передаваемых сообщений, Одним из наиболее распространенных стандартов для класса В2В является группа стандартов EDI (Electronic Data InterExchange);
· все бизнес-организации в системе В2В равноценны, и таких организаций может быть произвольное количество.
Следует отметить, что система электронного бизнеса является системой класса В2В не потому, что взаимодействуют два предприятия, а потому, что взаимодействуют две бизнес-системы.
Схема организации электронного бизнеса класса В2С в настоящее время имеет следующие особенности:
· продавец может вести торговлю не только с помощью автоматической торговой системы, интегрированной с Интернет-интерфейсом, а "вручную" через своих менеджеров (DI > 0);
· нет реальной полной интеграции между бизнес-процессом торговой организации (бизнес-процесс 1) и внешним интерфейсом магазина;
· отсутствуют взаимосвязи информационных систем управления предприятием с Интернет-интерфейсом. Бизнес-процесс не всегда реализован с помощью единой автоматизированной системы управления, а представляет собой хаотичную массу действий отдельных менеджеров организации, поэтому создание единого шлюза затруднено
Во всех схемах класса В2С Интернет-магазин можно рассматривать как торговую часть организации - поставщика (продавца) товаров и услуг для потребителя (покупателя).
Важной составляющей схем класса В2С является Интернет-магазин. Его структура содержит: систему ведения торговых операций, интегрированную с бизнес-процессом организации, и Интернет-витрину, являющуюся автоматическим шлюзом в Интернете и интегрированную с системой ведения торговых операций.
Как правило, интеграция между Интернет-витриной и торговым бизнес-процессом отсутствует, и вся торговля производится "вручную" с помощью менеджера компании. В этом случае Интернет-магазином называют лишь его небольшую часть, что в полном Интернет-магазине является просто Internet-витриной, а все функции Интернет-магазина вынужден взять на себя менеджер компании.
Такую Интернет-витрину располагают в любом месте глобальной сети, размещая на ней веб-каталог и прайс-лист. В большинстве случаев веб-витрина позволяет:
· оформить заказы и послать их по электронной почте менеджеру торгующей компании;
· произвести автоматическую выписку счета.
Веб-витрина - это инструмент менеджера по продажам в Интернете, некоторый интерфейс для взаимодействия с покупателем, такой же инструмент, как телефон, факс, письмо.
Особенность работы с веб-витриной заключается в том, что все действия, связанные со стыковкой с внутренним бизнес-процессом, осуществляются менеджером компании.
Для сравнения традиционного бизнеса с электронным рассмотрим выполнение операций при реализации традиционной схемы покупки изделия и электронной формы организации коммерции.
Традиционная форма предполагает выполнение следующих операций:
1. Покупатель пишет заявку на товар с описанием характеристик, отдает документ на подпись руководителю (одна-две подписи), передает заявку в отдел снабжения, где сотрудник просматривает каталоги, выбирает модель товара, оформляет заказ и пересылает его изготовителю.
2. Поставщик проверяет кредитоспособность покупателя, сверяет наличие товара на складе, обеспечивает доставку товара в соответствующие сроки и по указанному адресу, выписывает счет-фактуру, отправляет счет-фактуру покупателю.
3. Покупателем производится оплата счета.
Электронная форма коммерции позволяет значительно упростить эту схему:
1. Покупатель (на своем компьютере) открывает веб-узел поставщика или поисковой машины, выбирает товар по электронному каталогу, передает по электронной почте (или по системе документооборота) запрос руководителю предприятия на утверждение, пересылает утвержденный запрос в отдел снабжения, где заказ записывается в базу данных и передается по электронной почте поставщику в формате EDI.
2. Производитель (на своем компьютере) фиксирует получение заказа, вносит заказ в базу данных, проверяет кредитоспособность заказчика, проверяет в базе данных предприятия наличие товара на складе, резервирует товар для отправки, выписывает и передает счет-фактуру.
3. Покупателю остается выполнить традиционные операций: получить счет-фактуру, принять товар.
4. Банк (на своем компьютере) по получению указаний от получателя осуществляет перевод средств.
Преимущества электронного бизнеса проявляются еще и в том, что изменяются взаимосвязи между товаром и информацией о нем (размещение деловой и вспомогательной информации на одном веб-сайте): информация о ближайших магазинах, осмотр товара, заказ товара, оплата товара.