Роль налоговых органов в регулировании цен

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров в сопоставимых условиях.

Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. На конкурентных рынках, где цены формируются при взаимодействии спроса и предложения, налоговые органы, сравнивая цены значительного количества хозяйствующих субъектов, могут доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения может быть выбрана средневзвешенная рыночная цена за отчетный период (способы расчета средневзвешенных цен рассмотрены в теме 2).

Вместе с тем наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между хозяйствующими субъектами, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

Налоговому органу необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

Следует обратить внимание на то, что само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

■ стороны являются взаимозависимыми лицами;

■ сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;

■ цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20%;

■ сделка является внешнеторговой.

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Взаимозависимые лица- это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду.

Согласно ст. 20 НК РФ, взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

1) одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2) одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

3) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

4) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров.

Пример 7.1.Непосредственное участие. Организация А владеет акциями ОАО организации Б в размере 25% уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными организациями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например, 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Косвенное участие. Организация А владеет акциями ОАО организации Б в размере 70% уставного капитала. В свою очередь организация Б владеет акциями ОАО организации В в размере 30% уставного капитала. В этом случае организации А и В являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 х 30 : 100). Все сделки, совершаемые между организациями А и В, контролируются налоговыми органами.

Товарообменные (бартерные) операции- это операции, совершаемые на основе договоров мены и товарообмена.

Договор мены регулируется главой 31 ГК РФ. Понятие «договор товарообмена» не установлено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Указанная операция сложилась на практике и стала обычаем делового оборота. Товарообменные операции осуществляются на основании одного договора и не предполагают осуществления между сторонами расчетов. В отличие от договоров мены в договоре на совершение товарообменных операций не указывается точное количество обмениваемого имущества, а цены на это имущество не являются равными. Как правило, на практике предприятия в рамках договора товарообмена осуществляют встречные поставки собственной продукции в течение продолжительного периода времени. В связи с этим не считаются товарообменными операциями поставки товаров в рамках договора купли-продажи, даже если расчеты по ним происходят по взаимозачету, векселями, уступкой права требования и другими подобными способами.

Внешнеторговые сделки- это сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности. Под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Самым распространенным видом внешнеторговых сделок являются экспортные договоры. Под экспортом понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом к экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Наши рекомендации